Без ошибок

Через десять дней российским автомобилистам вздохнется легче

Жизнь простых автолюбителей во всем, что касается их общения с сотрудниками ГИБДД и чиновниками других ведомств, становится с каждым днем все лучше и лучше. К примеру, с 27 января в России вступил в силу новый административный регламент, в котором жестко прописаны нормы времени на постановку и снятие автомобилей с учета. Теперь эта процедура, еще недавно отнимавшая у автовладельцев по несколько рабочих дней, должна проводиться максимум за три часа. Причем записаться на прием в ГИБДД можно даже по телефону.

В проекте другого регламента, разработанного ГИБДД, жестко прописаны нормы времени по приему экзаменов на получение водительских прав, выдачи водительских удостоверений и временных разрешений. Но этот документ пока проходит процедуру согласования и сроки его вступления в силу не называются.

Транспортный налог

Объектом налогооблажения, как говорится в статье 358 Налогового кодекса РФ, являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки транспортного налога каждый регион может устанавливать самостоятельно (но в установленных государством рамках), поэтому сумма ежегодных выплат за одинаковые автомобили в разных городах может существенно отличаться. Если, к примеру, за машину с мотором мощностью 100 сил в Подмосковье придется заплатить 700 рублей (если верить калькулятору на сайте "Главбух.ру", то в Самарской области эта сумма составит 1850 рублей, а в Краснодарском крае - 2000 рублей.

А в среду, 28 января, http://rg.ru/2009/01/28/transport-nalog.htmltarget=blank>Российская газета опубликовала совместный приказ Федеральной налоговой службы и МВД РФ, который, по замыслу его разработчиков, должен раз и навсегда <a href=/news/2009/01/28/nalog target="blank">защитить российских автолюбителей от ошибок при начислении транспортного налога.

Ты мне, я тебе

Вступающий в силу с 7 февраля 2009 года приказ N 948/ММ-3-6/561 Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы обязывает подразделения ГИБДД и налоговые органы оперативно обмениваться сведениями о зарегистрированных в ГАИ автомобилях и их владельцах. На практике это должно означать, что теперь водители перестанут получать от ФНС квитанции на оплату транспортного налога за машину, которая была продана еще год назад. И если раньше автолюбителю приходилось самостоятельно доказывать что он не верблюд - собирать в ГИБДД документы о продаже машины и относить их налоговикам, - то теперь, хочется верить, подобные ситуации станут возникать гораздо реже.

В приказе также говорится, что Госавтоинспекция обязана не позднее 1 февраля каждого года передавать в региональные отделения ФНС сведения обо всех транспортных средствах, зарегистрированных в ГИБДД по состоянию на 31 декабря года предыдущего. Учитывая тот факт, что во многих регионах рассылка писем с квитанциями на оплату транспортного налога происходит 1 марта, у налогового ведомства будет оставаться ровно месяц на то, чтобы рассчитать налоговые выплаты на основе самых свежих данных, полученных из ГАИ.

Кроме того, сведения о том, что машина была снята с учета или поставлена на учет в ГИБДД, должны будут поступать в налоговую службу в течение 10 дней после процедуры регистрации.

Здесь стоит напомнить, что транспортный налог в России рассчитывается не за полный календарный год, а лишь за тот период, в течение которого автолюбитель был владельцем данного автомобиля. Если месяц - значит, налог должны посчитать за месяц, полгода - за полгода, и так далее. Однако из-за задержек в обмене сведениями между двумя ведомствами многие автомобилисты получали квитанции не с теми цифрами, которые они ожидали там увидеть.

Теперь же, как заявил Российской газете исполняющий обязанности начальника управления информатизации ФНС России Виталий Колесников, налоговые инспекторы смогут достаточно оперативно выявлять не только задолженности по выплатам, но и подобные нечаянные переплаты. Причем, по словам Колесникова, они же будут обеспечивать возврат лишних денег.

Оперативное взаимодействие между ГИБДД и ФНС позволит также избежать ситуации, когда автолюбитель, расставшийся со своим автомобилем несколько месяцев назад, сначала получал квитанцию на оплату транспортного налога за полный календарный год, а спустя еще некоторое время ему приходило уведомление о необходимости уплаты подоходного налога по факту продажи машины.

К тому же, обмен данными между Госавтоинспекций и налоговыми органами не будет односторонним - если, к примеру, в ФНС узнают об изменении адреса налогоплательщика, то в течение 10 дней после этого информация о смене места жительства автомобилиста поступит в ГИБДД. И наоборот.

С 7 февраля 2009 года автомобилистам
перестанут приходить налоговые квитанции за машины,
проданные еще год назад

Цифровой век

Подоходный налог

Подоходный налог с автовладельцев берется в том случае, если они продали свой автомобиль. Ставка налога на доход от продажи имущества (под это определение попадает и ваша машина) составляет 13 процентов.

Если вы решили продать автомобиль, находящийся в собственности меньше трех лет, то можете рассчитывать на "налоговый вычет" в размере 125 тысяч рублей. То есть, либо уменьшится налогооблагаемая сумма, либо, если сумма сделки не превышает 125 тысяч рублей, налог платить не придется вообще. Правда декларацию о доходах придется заполнять все равно, даже если ваш автомобиль стоил меньше 125 тысяч, а получить налоговый вычет можно только на основании заявления.

Если же вы продаете автомобиль, который был у вас в собственности больше трех лет, то никаких налогов на доход платить не нужно.

В совместном приказе ФНС и МВД определены способы обмена данными между региональными налоговыми органами и подразделениями ГИБДД и их формат. Отсылать друг-другу сведения об автовладельцах ведомства смогут либо по электронной почте, либо будут доставлять обновленные базы данных лично, на электронных носителях.

В первом случае для обмена данными должны использоваться защищенные каналы связи, а во втором флешки, компакт-диски и дискеты будут запечатываться в специальную упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации с них без нарушения целостности упаковки. Получать запечатанные пакеты с электронными носителями сотрудники ГИБДД и ФНС будут под личную подпись.

Унифицированный формат файлов, которыми будут обмениваться МВД и ФНС, позволит сотрудникам обоих ведомств максимально быстро находить несостыковки в данных или нехватку сведений об автовладельце, и запрашивать у своих коллег уточненные данные. Формат этого запроса также определен в одном из приложений к приказу.

До рая еще далеко?

В конце этого материала хочется особо отметить, что на величину транспортного налога и способ его уплаты приказ МВД и ФНС никак не повлиял. Как и прежде, размер налоговых ставок определяют региональные власти, а платить придется за любое транспортное средство, зарегистрированное в ГИБДД. Причем вне зависимости от того, используете ли вы свой автомобиль, или он уже десять лет стоит за гаражами в полусгнившем состоянии. До тех пор, пока машина не снята с учета - придется платить. Причем ежегодно.

Исключение сделано лишь для тех, кто владеет маломощными автомобилям - с двигателями мощностью до 70 лошадиных сил. Такие автолюбители освобождены от уплаты транспортного налога.

Потребовать пересчета транспортного налога в сторону его уменьшения вы можете только в том случае, если вашу машину угнали. Информация об этом, скорее всего, теперь будет поступать в органы ФНС автоматически - в течение 10 дней с того момента, как ваше заявление о похищении автомобиля зарегистрируют в ГАИ.