На старт!

В пятницу в Ирландии стартует 37-й Чемпионат мира по ралли (WRC)

В ближайший уикенд (30 января - 1 февраля), стартует очередной, уже 37-й по счету Чемпионат мира по ралли (WRC). Из ирландского Белфаста в бой уйдут две заводские команды и четыре "полузаводские", а также несколько десятков "частников" и пилотов младших классов, которым предстоит побороться на 12-и этапах Чемпионата-2009.

Новый сезон станет последним сражением легендарных автомобилей класса WRC (World Rally Car) - уже в следующем году в зачете WRC появятся новые, более доступные и более простые в техническом плане автомобили Super2000+, а еще через год Чемпионат мира будет проводиться только на Суперах.

Через год дорогие и сложные болиды WRC
будут заменены на более доступные автомобили класса
Super2000+

Главное преимущество автомобилей Super2000+ в том, что они в 2-3 раза дешевле нынешних болидов WRC и оснащаются унифицированной полноприводной трансмиссией с механическими дифференциалами. Но если нынешние Суперы, выступающие в чемпионате IRC, оснащены двухлитровыми атмосферниками (мощностью около 280 лошадиных сил), то на машины Super2000+ разрешено устанавливать моторы с турбонаддувом.

География

В этом году чемпионат мира посетит три части света - Европу, Австралию и Америку. Причем за пределами европейских стран пройдет всего две гонки - Ралли Аргентина и Ралли Австралия. Это сделано для того, чтобы сократить расходы команд на логистику.

Но все это появится лишь через год, а пока нам предстоит захватывающий сезон, в котором пятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Леб попытается стать шестикратным, а его главными конкурентами в борьбе за чемпионский титул по-прежнему останутся пилоты команды Ford Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала.

Сезон-2009

Итак, в 2009 году нас ждут 12 этапов, причем ни один из них мы не увидим в сезоне 2010 года - в связи с тем, что FIA приняла решение организовать ротацию гонок WRC. В конце прошлого года федерация разработала два разных календаря на два ближайших сезона, этапы в которых вообще не пересекаются друг с другом! Это сделано для того, чтобы максимально расширить географию чемпионата, но при этом сократить общее число гонок для снижения расходов команд.

По традиции, чемпионский титул, помимо зачета пилотов WRC, будет разыгран и в двух младших классах WRC - Production WRC и Junior WRC. Для каждой из этих категорий Федерация зарезервировала в гоночном календаре по восемь этапов. Однако для участия в борьбе за титул экипажам P-WRC и J-WRC (у которых денег еще меньше, чем у заводских команд) достаточно выступить на любых шести гонках. Кроме того, по новым правилам, в каждом из этих ралли очки будут начисляться полностью, вне зависимости от того сокращалась дистанция соревнований или нет.

Раньше, в том случае, если гонку приходилось сокращать, очки начислялись исходя из пройденной дистанции - если пилоты проехали половину гонки, то и очков они получали вдвое меньше. Новый подход к начислению очков поставит всех пилотов в одинаковые условия и позволит избежать ситуации, когда из-за организационных проблем или неблагоприятных погодных условий экипаж не получит несколько важных очков.

Экипажи зачетов P-WRC и J-WRC
смогут выбрать любые шесть этапов
из восьми запланированных

Еще одно нововведение, направленное на сокращение издержек команд - это новый порядок техобслуживания в сервисных парках. Теперь число механиков, допущенных к автомобилю во время ремонта, сокращено с шести до четырех человек, но пилоту и штурману по-прежнему разрешено помогать своей команде.

Кроме того, FIA сменила официального поставщика топлива - вместо Shell бензин для автомобилей WRC будет поставлять компания Carless. По словам автоспортивных чиновников, новое топливо оказалось более экологически чистым.

Для трех этапов из 12-ти
компания Pirelli подготовит
особые виды покрышек

Изменилось и правило выбора покрышек. На всех гонках, кроме Ирландии, Испании и Кипра, будут по-прежнему использоваться стандартные типы шин. Исключения же сделаны только для тех этапов, где типовые шины не подходят. В Ирландии команды будут использовать зимние нешипованные покрышки, в Испании в их распоряжении окажутся асфальтовые шины в двух вариантах - с твердым и мягким составом, а для Ралли Кипра Pirelli подготовит сверхпрочные гравийные покрышки.

Наконец, FIA ввела новые ограничения на количество используемых двигателей и шасси. Еще до начала сезона заводские команды должны предоставить федерации список двигателей с указанием тех этапов, на которых будет задействован тот или иной мотор. На одном агрегате автомобиль должен проехать как минимум два этапа. При этом, командам, заявившимся на 10-12 раундов, можно построить четыре двигателя, а для тех, кто заявлен на меньшее число гонок - три двигателя. Это же правило распространяется и трансмиссии раллийных автомобилей. Кроме того, каждая команда имеет право построить всего восемь шасси по ходу чемпионата. Так что теперь пилотам придется ездить еще аккуратнее.

Команды и составы

В конце прошлого года, когда глобальный экономический кризис заявил о себе в полный рост, крупнейшие команды мирового автоспорта были вынуждены впопыхах сокращать гоночную программу на 2009 год. По этой причине, к примеру, Audi отказалась от участия в нескольких марафонских гонках, а Honda выставила свою команду Формулы-1 на продажу. Не обошлось без потерь и в Чемпионате мира по ралли, который покинула половина заводских команд. Незадолго до Нового года Subaru и Suzuki, с разницей в один день, объявили об уходе из WRC - по финансовым соображениям.

В следующем году мы не увидим заводских экипажей Subaru
- команды, название которой уже стало
синонимом слова ралли

В результате, в чемпионате мира остались всего две заводские команды - Citroen и Ford. Однако у каждой из них теперь есть своя полузаводская команда - Citroen Junior Team и Stobart Ford соответственно. Кроме них, в зачете производителей будут выступать две частные команды - Munchi's Ford (также пользуется поддержкой со стороны Ford) и Adapta Rally.

Adapta Rally - это полностью частная структура с норвежским происхождением. Но именно благодаря ей мы получим шанс вновь увидеть боевые Импрезы на раллийных допах - оба экипажа этой команды (Андерс Грондаль и Мадс Остберг) будут выступать на автомобилях Subaru.

За Citroen в сезоне-2009
поедут Себастьен Леб и Даниэль Сордо

Однако основная борьба как в личном, так и в зачете производителей, развернется между заводскими командами и их дочками. Составах основных экипажей Ситроена и Форда никаких изменений не произошло. Зато в Stobart Ford перешел эстонец Урмо Аава, который периодически выступает в WRC с 2002 года. Причем до сезона-2008 Урмо заявлялся на гонки в качестве частника и лишь в прошлом сезоне он попал в состав команды World Rally Team Estonia. Лучшее достижение эстонца - четвертое место в сложнейшем Ралли Акрополис в прошлом году.

Но еще большее внимание всех раллийных фанатов (в особенности российских) будет привлекать новая команда Citroen Junior Team. Молодежная дочка Citroen подписала контракты сразу с четырьмя пилотами, которые будут сменять друг друга по ходу первенства. И одним из них стал наш соотечественник Евгений Новиков, который дебютирует в Ралли Норвегии.

Евгений Новиков в 2009 году будет выступать
на точно таком же автомобиле, как и чемпион мира Себастьен Леб

Партнерами Новикова в грядущем сезоне станут чемпион Африки по ралли Конрад Раутенбах, опытнейший Крис Аткинсон, который не один год защищал цвета Subaru и по итогам прошлого сезона занял пятое место в общем зачете, а также чемпион мира по ралли в классе J-WRC Себастьен Ожье. Этот молодой француз всего неделю назад уверенно выиграл Ралли Монте-Карло, которое в этом году проводилось в рамках серии IRC.



Календарь WRC на 2009 год



Дата Ралли Младшие категории
30 января-1 февраля Ралли Ирландии J-WRC
13-15 февраля Ралли Норвегии P-WRC
13-15 марта Ралли Кипр J-WRC / P-WRC
3-5 апреля Ралли Португалии J-WRC / P-WRC
24-26 апреля Ралли Аргентина J-WRC / P-WRC
22-24 мая Ралли Сардинии J-WRC / P-WRC
12-14 июня Ралли Акрополис P-WRC
26-28 июня Ралли Польши J-WRC
31 июля-2 августа Ралли Финляндии J-WRC
4-6 сентября Ралли Австралии P-WRC
2-4 октября Ралли Каталунья J-WRC
23-25 октября Ралли Уэльса P-WRC



Список участников



Команда Автомобиль Гонщики
Citroen Total World Rally Team Citroen C4 WRC Себастьен Леб, Дани Сордо
BP Ford Abu Dhabi World Rally Team Ford Focus RS WRC 08 Микко Хирвонен, Яри-Матти Латвала, Халид аль-Кассими
Stobart VK M-Sport Ford Rally Team Ford Focus RS WRC 08 Мэтью Уилсон, Урмо Аава, Хеннинг Сольберг
Citroen Junior Team Citroen C4 WRC Себастьен Ожье, Крис Аткинсон, Конрад Раутенбах, Евгений Новиков
Munchi's Ford World Rally Team Ford Focus RS WRC 08 Федерико Виллагра, Хеннинг Сольберг
Adopta World Rally Team Subaru Impreza WRC 2008 Мадс Остберг, Андерс Грондаль