Уйти красиво

"Великий и ужасный" Крис Бэнгл ушел из автомобильного дизайна

Третьего февраля 2009 года стало известно, что один из самых авторитетных и самых известных автомобильных дизайнеров последнего десятилетия решил сменить род дейятельности. О своем уходе с поста шеф-дизайнера BMW Group во вторник объявил "великий и ужасный" Крис Бэнгл. Причем в этот раз мэтр не просто поменяет один уютный кабинет на "теплое" кресло в другом. Бэнгл вообще решил уйти из автомобильной промышленности.

Как говорится в официальном пресс-релизе баварской компании, Крис оставил работу, которой он посвятил последние 17 лет своей жизни, для того, чтобы заниматься собственными проектами, которые выходят за рамки автомобильной тематики.

Решение Бэнгла вызвало настоящий шок не только среди его коллег, но и во всем автомобильном мире. Ведь идеи именного этого американца изменили не только облик всех автомобилей марки BMW, но и автомобильный дизайн в целом. По крайней мере, в этом не сомневаются даже коллеги-конкуренты. Например, издание Motor Trend приводит слова Мартина Смита (Martin Smith), главного дизайнера европейского подразделения Ford, который утверждает, что Бэнгл положил начало новой тенденции по созданию необычных сочетаний поверхностей в автомобильном дизайне. А Патрик ле Кемен, старший вице-президент Renault, отвечающий за облик автомобилей французского автопроизводителя, и вовсе считает Криса Бэнгла самым обсуждаемым автомобильным дизайнером в мире.

Кто такой Крис Бэнгл

Кристофер (Крис) Бэнгл (Christopher Bangle) родился 14 октября 1956 года в городе Равенна, штат Огайо, США. С 1975 по 1977 год Бэнгл учился на факультете гуманитарных наук Университета штата Висконсин, а затем начинающий дизайнер поступил на отделение промышленного дизайна в Центре искусств университета дизайна в Пасадене. В 1981 году Крис получил степень магистра.

Сразу после окончания университета Бэнгл устроился дизайнером интерьеров в Opel и переехал в Рюссельхайм. Спустя два года руководство Opel повысило его до замначальника опелевской студии дизайна интерьеров, а еще через два года Бэнгл уехал в Италию - работать в фиатовском Centro Stile. На родине дизайна он работал как над интерьерами, так и над внешними формами машин.

В Fiat Бэнгл дослужился до директора всего туринского Centro Stile, но спустя всего несколько месяцев после назначения Крис перешел работать в BMW на должность шеф-дизайнера всего концерна.

За свою карьеру Бэнгл принял участие в создании 22 моделей разных марок.

Первым автомобилем Криса Бэнгла стал Fiat Coupe - итальянский автомобиль появился на рынке в 1993 году. Причем Бэнгл, бывший интерьерщик, рисовал кузов купе, а разработку его салона доверили студии Pininfarina, автору внешности большинства моделей Ferrari. Fiat Coupe оказался успешным - за семь лет автомобиль разошелся тиражом в 72 тысячи экземпляров.


Слева - интерьер, нарисованный Бэнглом для компании Adam Opel AG. Справа - Fiat Coupe, появившийся в 1994 году. Крис Бэнгл принимал активное участие в создании этой машины и она до сих остается одной из его самых любимых моделей.

После перехода в BMW первым проектом новоиспеченного шеф-дизайнера стал еще один спортивный автомобиль - родстер Z3. И этот автомобиль принес Бэнглу настоящий успех - как профессиональный, так и коммерческий: с 1996 по 2002 год в мире было продано около 280 тысяч автомобилей. А вот одноименное купе, появившееся в 1999 году, покупателям не понравилось - за три года этот автомобиль купили всего 18 тысяч человек.

К тому же, именно с этого автомобиля у Бэнгла начались проблемы с фанатами баварского автопроизводителя. Машина, по мнению настоящих ценителей, получилась слишком экзотичной - фанаты так и не поняли бэнгловский синтез кузова типа shooting brake и ретро-кабриолета.


Слева на фото родстер BMW Z3, а справа - выпущеный годом позже BMW Z3 Coupe. В дизайне этих автомоблией Бэнгл сделал акцент на ретро-стиле: длинный капот и короткие свесы кузова были характерны для родстеров начала прошлого века. Кроме того, во внешности этих автомобилей можно заметить элементы, позаимствованные у легендарного BMW 507. Например, воздухозаборники в виде жабр на передних крыльях.

Закончив со спорткарами, Крис Бэнгл приступил к обновлению основной модельной линейки BMW. Так, в 1995 году под его началом появилось на свет четвертое поколение пятерки (E39). В 1997 году на базе 5-Series был выпущен универсал Touring, а в 1998 году дизайнер представил широкой публике четвертое поколение семейства BMW 3-Series (E46).

Но, пожалуй, главный успех Бэнгла в прошедшем десятилетии - это создание кроссовера BMW X5. Говорят, что первые скетчи этого знакового для немецкой марки автомобиля дизайнер нарисовал еще в середине 90-х годов прошлого века - за несколько лет до начала работ над серийной машиной.


Баварцы решили построить BMW X5 после покупки Land Rover - в результате этой сделки инженеры BMW получили доступ к внедрожным технологиям известной британской марки. Некоторые разработки, например, система помощи при спуске с горы hill assist, перекочевали на Х5 с английских внедорожников почти без изменений.

Зато новый век для Криса Бэнгла начался не очень успешно. После презентации новой семерки BMW на выставке во Франкфурте в 2001 году на американца обрушился град критики. Поклонникам баварской марки не нравилось в новом седане абсолютно все - и вытянутый кузов, и его раздутые формы, и новая передняя оптика, которая оказалась слишком крупной даже для массивного капота новой семерки. А симметричная передняя панель в салоне? Сделать традиционный, чуть развернутый к водителю кокпит BMW совершенно плоским - это же неслыханно! А главное, машина стала более солидной и менее спортивной, и это полностью ломало сложившееся представление о топовом седане BMW.


Характерная двухслойная форма багажника BMW 7-Series получила даже язвительное название bangle butt - бэнгловский зад. Сам Бэнгл объяснял его форму требованиями аэродинамики и желанием сохранить вместительный отсек для багажа. А в последствии это дизайнерское решение переняли и другие премиальные автопроизводители - Mercedes-Benz сделал такой же зад на S-Klasse и Maybach, а затем похожая крышка багажника появилась и на Lexus LS.

Годом позже - в 2002-м - весь мир впервые увидел первый серийный эксперимент Криса Бэнгла со сложными, перетекающими друг в друга выпуклыми и вогнутыми кузовными панелями - в серию запустили Z4. Позднее такое сочетание форм стало визитной карточной Бэнгла и всей марки BMW. Для своего нового стиля Крис придумал особое название - flaming surfaces, огненные поверхности, а также заявил, что на использование сложных штампованных поверхностей в автомобильном дизайне его вдохновила архитектура Фрэнка Гери.


Роадстер Z4 в целом повторял пропорции своего предшественника, но поверхности его кузова стали гораздо сложнее. Однако первые эксперименты с игрой форм, использованной этого спорткара Бэнгл начал еще за год до появления Z4, представив в 2001 году концептуальное купе X Coupe. Позднее именно этот концепт был взят за основу при создании семейства 1-Series.

Стоит правда отметить, что к этому моменту Бэнгл уже не рисовал машины сам. Он лишь задавал направление в дизайне и курировал все дизайнерские работы, а каждую новую модель создавал кто-то еще. К примеру, BMW Z4 - это творение датского дизайнера Андреса Уорминга (Anders Warming), который затем возглавил отдел по разработке экстерьеров всех моделей BMW.

В 2003 году команда Бэнгла вывела на рынок сразу пять новых моделей. Во-первых, новое поколение 5-Series в кузове седан и универсал. Во-вторых, публике были представлены купе и кабриолет 6-Series с элементами дизайна раскритикованной двумя годами ранее семерки. Но самым главным автомобилем Бэнгла 2003 года стал компактный кроссовер BMW X3.


Появившийся на рынке в 2003 году BMW X3, фактически, снял все пенки с покупательского ажиотажа вокруг компактных кроссоверов, и на несколько лет опередил конкурентов из немецкой Большой тройки. Mercedes-Benz и Audi выпустили свои автомобили в этом классе лишь в конце прошлого года.

Вообще, благодаря творениям Бэнгла автоконцерн из Мюнхена стал пионером в премиальном сегменте во многих классах. Через год после появления на рынке Х3, баварцы навели панику в европейском классе С, выпустив в 2004 году свою копейку. Этот автомобиль стал прямым конкурентом Audi A3, но при этом BMW первой серии был построен на собственной заднеприводной (!) платформе, тогда как A3 довольствовалась лишь слегка переделанной тележкой от массового VW Golf.


Копеечка была очень хорошо принята покупателями: в 2005 году по количеству продаж 1-Серия уступила только трешке и пятерке. Воодушевленные успехом баварцы затем пополнили первое семейство трехдверным хэтчбеком, маленьким кабриолетом и даже настоящим спорткупе.

В последние годы коллектив Крис Бэнгла совмещал работу над обновлением традиционного модельного ряда BMW с созданием совершенно новых автомобилей. Так, работая над созданием нового автомобильного класса Sports Activity Coupe, первым представителем которого стал спортивный кроссовер-купе BMW X6, шеф-дизайнер баварцев успел выпустить очередное поколение трешки и подготовить к запуску новую седьмую серию.


BMW X6 сочетает большой дорожный просвет и умный полный привод от X5 c характерным для купе силуэтом. Как и положено спорткупе, в салоне X6 может разместиться только четыре человека.

Кроме BMW, Крис Бэнгл, в качестве главного дизайнера всей группы компаний, естественно, курировал и приобретенные у англичан автомобильные бренды. Так что именно благодаря ему мы видим возрожденный Mini и новый Rolls-Royce Phantom такими, какими они стали после перехода под крыло баварского концерна.


Работая над новым обликом Rolls-Royce Phantom (слева), Бэнгл постарался объединить грубую ретро-форму передней оптики с современным деталями экстертьера. Справа - новый Mini. Который получился не очень похожим на старый, но все равно очень стильным.

Но, пожалуй, самым главным автомобилем Криса Бэнгла за всю его дизайнерскую карьеру стал экспериментальный автомобиль BMW GINA, название которого расшифровывается как Геометрия и функциональность в N-вариантах (Geometry and functions In 'N' Adaptions). Представленный в прошлом году концепт представляет собой материальную реализацию идеи Бэнгла об автомобиле, который мог бы менять форму своего кузова в зависимости от вкуса и желания водителя.

Реализация этой идеи, придуманная безумным американцем, оказалась невероятно простой - кузов GINA представляет собой проволочную раму с подвижными элементами, которая обтянута специальным эластичным материалом, по фактуре напоминающим сталь. Благодаря системе сервоприводов, линии кузова автомобиля могут менять свое местоположение и форму, а при открывании дверей (поднимающихся вверх), ткань собирается в красивые складки - словно кожа человека на суставах. Ощущение, что этот автомобиль не просто железка, а едва ли не живой организм, который дышит и шевелится, усиливают подвижные глаза-фары, которые напоминают веки на глазах человека.

Своим появлением этот автомобиль в дизайнерской среде произвел шок не меньший, чем выход на рынок первой бэнгловской семерки.

Несмотря на всю ту критику, которая сыпалась в адрес Бэнгла на протяжении этих 17 лет, многие специалисты в итоге были вынуждены признать, что его идеи попросту опережают свое время. И поэтому хочется верить, что Крис скоро вновь удивит нас, найдя новое гениальное применение своему таланту. А там, кто знает... Быть может, он еще вернется обратно в автомобильный дизайн, но уже с новым опытом и новыми идеями. По крайней мере, в это очень хотелось бы верить…

Король уволился, да здравствует король

Криса Бэнгла на посту шеф-дизайнера BMW Group сменил Адриан ван Хойдонк (Adrian van Hooydonk), отвечавший до этого момента лишь за облик автомобилей BMW.



Хойдонк родился в Голландии и учился сначала у себя на родине в Политехническом университете города Делфт, а затем в Европейском центре искусств, расположенном в городе Веве, Швейцария.



Успешно закончив обучение в 1992 году, Хойдонк устроился работать дизайнером в BMW. В 2000 году он уехал в Калифорнию, США, чтобы возглавить североамериканскую дизайн-студию BMW – DesignworksUSA. В 2004 году Крис Бэнгл назначил его директором подразделения, отвечающего в рамках концерна за дизайн бренда BMW.

В последние годы Хойдонк руководил созданием семейств 6- и 7-Series, а также принимал участие в работе над концептами Z9, CS и M1 Homage.