Вперед, в прошлое

Российский автопром возвращается к концу прошлого века

Российский автопром - а под этим термином в данном случае имеются в виду исконно отечественные предприятия вроде "АвтоВАЗа", "ГАЗа" и "УАЗа" - медленно, но верно откатывается к концу прошлого века. Ситуация, которая складывается на автозаводах, почти в точности повторяет события десятилетней давности: машины не продаются и заводы не платят поставщикам. Те, в свою очередь, прекращают поставки комплектующих, автомобильные конвейеры встают, а рабочие вынуждены отправляться по домам.

Доходит даже до того, что предприятия вновь возвращаются к бартерным расчетам - привет, 98-й год! Буквально на прошлой неделе представители Таганрогского автозавода заявили о готовности забирать в качестве оплаты за автомобили оборудование, комплектующие, ликвидные товары, а также акции и облигации стабильных банков и других финансовых структур. Однако аналитики предупреждают, что увлекаться бартером все же не стоит - отход от денежных отношений повлечет за собой коллапс всего сектора экономики и отбросит российский автопром на 10-15 лет назад.

"АвтоВАЗ"

Иностранцы



Относить к российским автопроизводителям только "АвтоВАЗ", "ГАЗ" и "УАЗ", безусловно, неправильно. В России сейчас работают заводы компаний Ford, GM, VW и Toyota, а также несколько сборочных площадок, например, калининградский "Автотор". Но самым массовым из них является лишь "Форд" - чуть больше 90 тысяч машин в год. Все остальные собирают еще меньше.

К тому же, российские предприятия зарубежных марок пока что работают, пусть и по сокращенному графику. Но чем закончится для них 2009 год - пока сказать невозможно.

Первым, кто столкнулся с проблемой взаиморасчетов со своими поставщиками, оказался Волжский автозавод. В минувшую пятницу АвтоВАЗ внезапно остановил главный конвейер из-за нехватки комплектующих - его смежникам не понравилась схема оплаты за поставляемые узлы, что привело к прекращению отгрузки деталей автозаводу. Дело в том, что тольяттинский автогигант лишь 30 процентов выплат проводил живыми деньгами, а остальную сумму отдавал долговыми обязательствами - векселями со сроком погашения шесть месяцев. А некоторым партнерам АвтоВАЗ вообще ничего не платил в течение последних двух-трех месяцев.

Вазовским смежникам живые деньги нужны для того, чтобы закупать сырье и материалы для выпуска комплектующих, а векселями с металлургами, к примеру, не расплатишься. Однако руководство АвтоВАЗа в ультимативной форме настаивает на сохранении выбранной схемы оплаты и, как говорят некоторые поставщики, ни на какие компромиссы идти не собирается. В результате, как сообщило в среду агентство Интерфакс, один из крупнейших партнеров автозавода - ОАО Балаковорезинотехника - 9 февраля прекратил отгрузку своей продукции в Тольятти. Руководство этой компании ждет, когда АвтоВАЗ погасит задолженность в размере 500 миллионов рублей. Вслед за балаковским предприятием о прекращении поставок готовится заявить Европейская подшипниковая корпорация - ей АвтоВАЗ не перечислял деньги за поставленные комплектующие уже три месяца.

В результате, выпускаемые сейчас в Тольятти автомобили, в большинстве своем, сходят с конвейера недоукомплектованными - их отправляют на специальную стоянку, чтобы затем, когда поставки деталей возобновятся, дооснастить всем необходимым. Но выпуская машины, которые нельзя отправить в продажу, АвтоВАЗ лишь усугубляет ситуацию - на складах автозавода мертвым грузом и так скопилось около 100 тысяч машин! Почему мертвым? Да потому что вкладывать свои деньги в прошлогоднюю машину сейчас никто не хочет - ее рыночная стоимость уже будет существенно ниже, чем на автомобиль 2009 года выпуска.

Как считают эксперты, у АвтоВАЗа есть два очевидных варианта спасения. Первый - это новые государственные кредиты, которые позволят автозаводу хотя бы частично расплатиться с поставщиками и реанимировать производство. А второй - как можно быстрее распродать прошлогодние остатки и попытаться погасить задолженности перед смежниками.

Для этого АвтоВАЗу нужно продавать прошлогодние машины с существенными скидками, как это обычно делают все иностранные автопроизводители. Однако максимум, на что пока хватило фантазии вазовских маркетологов - заморозить цены на автомобили предыдущего модельного года, повысив между делом цены на новые. Но проблема в том, что и новых машин у АвтоВАЗа практически нет - в нормальном режиме конвейер проработал всего три дня - со второго по пятое февраля…

ГАЗ

Второй по величине российский автозавод пока еще не столкнулся с нехваткой комплектующих, но ведь и работает он далеко не в полную силу - всего три дня в неделю. Поэтому ГАЗу пока удается избежать затоваривания складов и массовых сокращений персонала. Грубо говоря, сейчас автозавод выпускает машины только по заявкам дилеров. Но как только спрос на нашу продукцию начнет расти, мы тут же увеличим мощности производства, - добавляет заместитель председателя правления Группы ГАЗ Елена Матвеева.

К тому же, ГАЗ, скорее всего, первым из российских автопроизводителей получит помощь со стороны государства: на прошлой неделе состоялось заседание антикризисной правительственной комиссии под председательством вице-премьера Игоря Шувалова, на которой менеджеры Группы ГАЗ представили собственную программу по выходу из кризиса. Программа комиссии понравилась - чиновники приняли принципиальное решение помочь автозаводу и сразу же поручили Министерству экономического развития разработать механизмы ее предоставления. Минэкономразвития пообещало управиться за неделю.

В 2009 году ГАЗ планирует выпустить всего
8-10 тысяч седанов Volga Siber

Чуть позже свою помощь в условиях кризиса предложили МВД и Минобороны - для своих нужд они собираются закупать отечественные автомобили, среди которых будут и Volga Siber, и ГАЗели с Соболями. На госзакупки в 2009 году правительство РФ пообещало выделить дополнительные 12,5 миллиарда рублей, и часть этих денег обязательно дойдет до ГАЗа.

А в среду Олег Дерипаска - владелец компании Базовый Элемент, которая управляет активами Группы ГАЗ, включая Горьковский автозавод, - пообещал в ближайшем будущем вывести на рынок сверхдешевый коммерческий автомобиль. Его стоимость не должна будет превысить 6000 долларов США - это около 210 тысяч рублей. Сейчас самая дешевая ГАЗель стоит ощутимо дороже - 356 тысяч рублей.

Выпуск дешевого автомобиля - разумный ход в условиях кризиса, считают эксперты. Неизвестно, правда, на базе какой модели будет построена эта новинка, какие моторы получит и когда она появится в продаже…

КамАЗ

Крупнейший российский производитель грузовиков едва справляется с кризисом. С ноября прошлого года предприятие уже трижды останавливало производство из-за трудностей со сбытом своих автомобилей. Сейчас КамАЗ опять не работает - конвейер будет стоять по-крайней мере до 12 февраля. Год назад к нам за автомобилями очередь стояла, сегодня заказов нет, - говорят представители пресс-службы предприятия. - Надеемся, что такое положение продлится недолго, и ситуация изменится благодаря мерам поддержки со стороны правительства. Возможно, уже в конце февраля будут видны более четкие очертания нашего будущего.

А помощь со стороны правительства действительно будет - 5 февраля межведомственная группа по мониторингу за финансово-экономическим состоянием системообразующих организаций одобрила выделение КамАЗу государственной поддержки на сумму 4,5 миллиарда рублей. Еще 10 миллионов автозавод может получить после выпуска облигаций, которые затем будут выкупаться государством. Пока такая схема в России невозможна, но, как говорят некоторые чиновники, соответствующие поправки в законодательство уже готовятся.

На данный момент, без учета будущих займов, долги предприятия составляют около 900 миллионов долларов.

УАЗ

Что сейчас происходит на Ульяновском заводе - сказать трудно, потому что после Нового года автозавод не проработал ни одного дня. На зимние каникулы УАЗ ушел с 25 декабря 2008 года, а возобновить сборку автомобилей на предприятии планировалось 9 февраля. Но затем руководство приняло решение отложить запуск конвейера еще на неделю - до 16 февраля. Подождем.

ТагАЗ

Таганрогский автозавод попал в наш список не случайно - в 2008 году ТагАЗ выпустил и продал 106 тысяч автомобилей 11-и разных моделей. Это на 34 процента больше, чем было продано в 2007 году. Для сравнения, ГАЗ в прошлом году выпустил 172 тысячи автомобилей, из которых только 22 тысячи - это легковые модели.

Но сейчас ТагАЗ тоже простаивает, причем проблемы у предприятия примерно те же, что и у АвтоВАЗа - нехватка комплектующих. Сборка автомобилей в Таганроге была приостановлена 9 февраля на неопределенный срок. Не исключено, что в ближайшие дни 70 процентов персонала автозавода будут отправлены в отпуск до конца февраля.

Нехватка комплектующих на ТагАЗе усугубляется еще двумя серьезными проблемами. Во-первых, после Нового года наблюдается существенное падение спроса на таганрогские автомобили из-за привязки цен к курсу доллара. А во-вторых, у ТагАЗа скопились внушительные задолженности перед банками: шесть миллиардов предприятие должно выплатить Юго-Западному банку Сбербанка России, а еще 6,5 миллиарда - ВТБ.

Так что готовность руководства автозавода продавать свои машины по бартеру имеет под собой веские основания. Главное, как считают эксперты, чтобы бартер не заменил собой полностью денежные отношения. Чем это может обернуться для всего автомобильного рынка - написано чуть выше. Но в любом случае, без помощи со стороны государства российские автозаводы этот кризис, судя по всему, пережить не смогут.