Шоу начинается!

В минувшие выходные стартовал очередной сезон гонок NASCAR

В прошедшие выходные стартовал очередной регулярный сезон американской кузовной серии NASCAR Sprint Cup. Из года в год это первенство начинается с "Великой Американской гонки" Daytona 500, проходящей на суперспидвее в Дайтоне. Именно здесь, в Дайтоне, 61 год назад - 15 февраля 1948 - зародились основы нового вида автомобильных соревнований, которые спустя полвека будут приковывать десятки миллионов пар глаз к телеэкранам и увлекать сотни тысяч болельщиков на трибуны по всей Северной Америке. Спустя всего три года после окончания Второй мировой войны на пляжно-дорожной трассе в Дайтоне стартовала первая гонка под эгидой Национальной ассоциации автогонок на серийных автомобилях. Или, если сокращенно, NASCAR.

В одном заезде NASCAR Sprint Cup
участвуют до 43 машин

Трасса, на которой состоялась гонка в далеком феврале 1948-го, обладала удивительной по современным меркам конфигурацией - она была проложена по пляжу и находящемуся поблизости шоссе А1А. Успех этих соревнований оказался оглушительным - в Америке как раз начинался послевоенный автомобильный бум, да и зрителям очень понравилась плотная борьба, между пилотами, продолжавшаяся до самого финиша.

Так начинался NASCAR
шестьдесят лет назад

Чемпионат 1948 года проходил по правилам серии Featherlite Modified Series - теперь она известна под именем NASCAR Whelen Modified Tour. Да-да, гонки этого чемпионата проходят до сих пор. Но с 1949 года NASCAR начала проводить соревнования дивизиона Strictly Stock, который после некоторых переименований и изменений регламента превратился в то, что сейчас называется NASCAR Sprint Cup. Первым чемпионом этой серии стал Роберт "Ред" Байрон на машине Oldsmobile.

Гонка в Дайтоне в 1960 году, в которой приняли участие 68 автомобилей. Авария, произошедшая во время этих соревнований, до сих пор считается одной из крупнейших в истории NASCAR.

Здесь стоит отметить, что в то время регламент проведения серии имел несколько хаотичный характер - за год проводилось по несколько десятков гонок. Причем бывало и так, что в течение недели проходило сразу несколько соревнований, а порой - одновременно в разных штатах.

Столкновение Кейла Ярбороу и Донни Эллисона в гонке Daytona 500 1979 года. Ярбороу и Эллисон лидировали всю дистанцию и продолжали бороться друг с другом за победу на финальном круге гонки.

Подобная ситуация продолжалась до 70-х годов ХХ века, пока табачная компания R.J. Reynolds Tobacco Company стала спонсором соревнований. В результате, чемпионат был переименован в NASCAR Winston Cup - в честь одной из марок сигарет, производимых RJR Tobacco. Примерно в это время серия NASCAR начала приобретать уже знакомые современным фанатам очертания. А именно, количество гонок было ограничено 31 этапом в год, а также были отменены все соревнования на грязевых овалах. С этого момента и принято вести отсчет современной эры гонок NASCAR.

Пилоты
NASCAR всегда отличался дружескими и открытыми отношениями между гонщиками. Гонки "сток-каров" зародились в бедных южных штатах Америки, поэтому проблема нехватки средств для участия в заездах сплотила всех гонщиков середины прошлого века. С тех пор и зародился дух NASCAR, который во главу угла ставит "человеческие отношения".

Но в 2004 году произошло одно важное изменение - была введена система отсева участников "Погоня за Кубком" (Chase for the Cup). Тем самым организаторы серии решили приблизить NASCAR к другим популярным видам спорта, создав "автоспортивное" подобие системы "плей-офф". Сейчас этот пункт правил заключается в том, что за 10 этапов до конца сезона для первой дюжины пилотов все, фактически, начинается заново. Набранные ими очки аннулируются - пилоты получают по 5000 очков и еще по 10 "бонусных" баллов за каждую победу на этапах в предыдущей части сезона. Таким образом, разрыв по очкам между лидерами оказывается совсем небольшим (40-60 очков), но при этом никто из оставшихся за переделами "Топ-12" гонщиков уже не имеет даже математических шансов догнать лидирующую группу, среди которой и разыгрывается главный титул.

Сегодня NASCAR Sprint Cup проходит в 36 гонок и в каждой из них участвуют 43 пилота. Соревнования проводятся на трассах четырех типов: спидвеи, суперспидвеи (овальные трассы длиннее двух миль), шорт-треки (овалы короче одной мили), а также дорожные трассы (те самые автодромы, которые болельщики автоспорта привыкли видеть в европейских гонках). Правда, на дорожных трассах проводится всего две гонки сезона.

Организаторы NASCAR, плюс ко всему, разработали уникальную систему начисления очков, аналогов которой нет ни в одной другой серии. К очкам, набираемым гонщиками по итогам этапа, добавляются бонусные баллы за лидерство в гонке, а также за максимальное количество кругов, во время которых пилот возглавлял пелотон.

Столкновение Хуана-Пабло Монтойи и Кевина Харвика в Уоткинс Глене в 2007 году.

В чемпионате 2009 года команды пользуются услугами четырех поставщиков автомобилей: Dodge, Chevrolet, Toyota и Ford. Однако их роль далеко не столь значима, как, например, заводская поддержка в "Формуле-1". Автопроизводители поставляют для команд только блоки цилиндров и заготовку кузова, а все остальное участники строят сами по техническому регламенту, который держится в строгом секрете. Фактически, все, что известно о "технике" NASCAR - это то, что здесь используются 5,87-литровые 8-цилиндровые двигатели, с чугунными блоками цилиндров (построенные, наверное, еще по технологиям 60-х годов), а также несущие кузова. Все остальное - большая тайна.

Вокруг "НАСКАРа"
Публика любит гонки NASCAR не только за интригу и непредсказуемую борьбу. В каждый уик-энд NASCAR проводится по несколько гонок - помимо Sprint Cup устраиваются заезды младших дивизионов NASCAR - Nationwide Series и Camping World Truck Series. И каждая гонка NASCAR превращается в незабываемое шоу с участием известных музыкантов и демонстрацией в небе фигур высшего пилотажа. Поэтому американцы приезжают на трассы NASCAR целыми семьями и проводят на трибунах спидвеев большую часть выходного дня.



Кстати, именно благодаря гонкам NASCAR на свет появился мультфильм CARS ("Тачки"). Только вместо Winston Cup "мультяшная" гоночная серия называлась Piston Cup ("Кубок Поршня").

Однако в 2007 году организаторы решили слегка обновить гоночные болиды - так появились "Автомобили завтрашнего дня" (Car of Tommorow). Что именно изменилось в гоночных машинах вновь оказалось тайной, но болельщиками эти невидимые изменения обсуждались очень долго и страстно. На самом деле, поменялась лишь форма и конструкция кузова - для того, чтобы повысить безопасность пилотов и увеличить число обгонов на трассе. А их, к слову, и так вполне хватало. Но даже эти новшества в серии, пилоты которой выступали на одних и тех же машинах несколько десятков лет подряд, стали настоящей революцией.

Серия NASCAR, в отличие от современной "Формулы-1", действительно отличается бесчисленным количеством обгонов, совершаемым во время одной гонки, а также ожесточенной борьбой во всех эшелонах пелотона. Благодаря тому, что на спидвеях существует несколько равнозначных по скорости траекторий, позиционная борьба может происходить по всей ширине трассы. К примеру, в гонке Daytona 500 2008 года второе место занял гонщик команды Penske Курт Буш, стартовавший с 43-й позиции.

В гонках NASCAR Sprint Cup у каждого пилота, помимо своих механиков, есть еще и так называемый "крю-чиф" - это менеджер и стратег, который руководит гонщиком во время заездов, управляет командой механиков и разрабатывает тактику на гонку. То есть, некий аналог безликого "гоночного инженера" в "Формуле-1". Именно от умения "крю-чифа" импровизировать по ходу гонки и принимать мгновенные решения о смене резины или дозаправке зачастую зависит исход заезда.

К тому же, заезды серии NASCAR зачастую проходят вечером - начинаясь под палящим солнцем и заканчиваясь уже затемно. В такой ситуации меняется температура трассы и воздуха, по-разному работают шины, подвеска и так далее. Поэтому команде заранее необходимо продумывать тактику так, чтобы ее пилот одинаково сильно выглядел во всех сегментах гонки.

В 2009 году нас ждут еще 35 гонок на абсолютно разных по характеру трассах. Пожалуй, каждый гонщик NASCAR в душе мечтает свергнуть с чемпионского престола Джимми Джонсона, который вместе со своим "крю-чифом" Чадом Кнаусом выиграл три последних сезона. В течение 35 этапов мы сможем наблюдать за пилотами, исповедующими разные стили пилотирования, мы увидим борьбу полуторатонных автомобилей, разгоняющихся почти до 350 километров в час, и несущихся по овалу в считанных сантиметрах друг от друга. И, как и прежде, мы увидим сотни обгонов и невероятную борьбу за каждую позицию в пелотоне - с первой по 43-ю. Жаль, что современной "Формуле-1" об этом остается лишь мечтать.

Борьба Джимми Джонсона и Карла Эдвардса на последних кругах гонки в Довере в 2008 году. После финиша Эдвардс заявил: "В компьютерных симуляторах так этот поворот проходится обычно быстрее…"

P.S. Победителем первой гонки NASCAR сезона 2009 стал Мэтт Кенсет, а прошлогодний чемпион Джимми Джонсон финишировал лишь 31-ым.