Снежный человек

Себастьен Леб выиграл первую зимнюю гонку за последние пять лет

По ходу Ралли Норвегии, второго этапа Чемпионата мира по ралли 2009 года, который прошел в эти выходные, многие зрители ежились не от холода на трассе. А от того, что надежды многих из них с треском провалились. Шутка ли - Себастьен Леб в Норвегии выиграл 49-е ралли в своей карьере, насчитывающей 115 стартов в WRC. В процентном отношении побед к количеству проведенных гонок Леб теперь опережает достижения самого Михаэля Шумахера в "Формуле-1". Внушает?

Леб в Норвегии покатал на гибридном C4 WRC
премьер-министра страны

После финиша Ралли Ирландии, с которого начался 37-й сезон WRC две недели назад, многие фанаты "Форда" с надеждой вслушивались в слова руководителя европейского спортивного отделения компании Ford Малькольма Уилсона. Он говорил о том, что в Норвегии пилоты BP Ford непременно возьмут реванш. О том, что их машины лучше подходят снежным дорожкам скандинавского королевства. И даже о том, что гонщики "Форда" - это финны, которым снег на трассе все равно, что вода для рыбы.

Ралли Норвегии
Ралли Норвегии впервые попало в календарь WRC в 2007 году.
Покрытие - снег и лед.
Зачеты - WRC и P-WRC.
Сайт гонки - www.rallynorway.com
Предыдущий победитель - Микко Хирвонен.

А тут еще и сам Леб заявил о том, что в Норвегии "французский легион" "Ситроена" не будет фаворитом - оказывается, в прошлом году Себастьену было слишком некомфортно на скользких норвежских "допах" …

Первый спецучасток подарил всем фанатам (за исключением фанатов Леба) такой сюрприз, который не ожидали даже самые норвежские оптимисты - стартовый "доп" гонки остался за норвежцем Петтером Сольбергом, который чудом попал на старт соревнований.

В Ирландию Сольберг-младший не приехал, оставшись без контракта на сезон 2009 года после ухода из WRC компании Subaru. Однако норвежец не опустил руки - он купил вполне работоспособный автомобиль Citroen Xsara WRC, правда, далеко не первой свежести, и за пару недель до старта Ралли Норвегии создал свою собственную команду.

Возможно, именно эти два километра "суперспешла" и убедили болельщиков в том, что чудо действительно близко. Ну а как иначе? Ведь два года назад Леб в Норвегии выступил неудачно, и занял лишь 14-е место.

По ходу первого дня ралли Себастьен Леб и Микко Хирвонен боролись за каждую секунду, причем финн казался быстрее - перед заключительным "допом" преимущество Микко составляло больше семи секунд. Но смутные сомнения в успехе Хировнена не оставляли болельщиков "Форда" в покое: как же так? Почему Леб держится вплотную к Микко, да еще и жалуется на то, что машина ведет себя не совсем так, как ему хотелось бы? О каком тогда преимуществе "Фордов" над "Ситроенами" говорил Малькольм Уилсон две недели назад?

Первые "допы" показали, что Хирвонен
по-прежнему быстр на снежных дорогах Норвегии

Ответом на этот вопрос послужил последний спецучасток, на котором Хирвонен разом проиграл Лебу десять секунд и уступил лидерство.

Позже, на пресс-конференции по итогам дня, Микко раскрыл свой секрет - оказывается, он не хотел во второй день ехать первым и расчищать трассу для "Леба и компании", и потому намеренно сбросил темп. Команда BP Ford Abu Dhabi уже прибегала к подобным тактическим ухищрениям и, в принципе, довольно успешно.

Skoda Fabia WRC никогда не была особенно быстрой,
но именно на ней Пер-Гуннар Андерсон
выиграл два допа в Норвегии

Кстати, единственным пилотом, который в первый день ралли мог составить конкуренцию по скорости Лебу и Хирвонену, стал Пер-Гуннар Андерссон, выигравший пару спецучастков. В этом году швед оказался в такой же ситуации, что и Петтер Сольберг. Он тоже остался без контракта после ухода из WRC японской команды Suzuki, и тоже создал собственную команду, купив "подержанный" автомобиль Skoda Fabia WRC. Однако "Пи-Джи" в Норвегии наглядно продемонстрировал, что и Fabia может ехать очень быстро…

Внимание российских болельщиков, между тем, было приковано к одному из гонщиков команды Citroen Junior Team. За рулем черно-желтого автомобиля C4 WRC в этой гонке дебютировал "наш" Евгений Новиков - первый россиянин, подписавший контракт с полузаводской командой чемпионата мира. На последнем "допе" первого дня Женя проиграл Лебу всего шесть секунд, оставив позади не только всех своих партнеров по юниорской команде, но и всех пилотов заводских команд.

Евгений Новиков на девятом спецучастке
проиграл Лебу всего шесть секунд

К сожалению, этот локальный успех не позволил 18-летнему раллисту пробиться в очковую зону. Причиной тому стало вовсе не отсутствие опыта, а технические неполадки, преследовавшие весь состав Citroen Junior Team. К примеру, у Евгения, помимо неудачных настроек подвески, были проблемы со сцеплением и блоком управления коробкой передач.

Немногим лучше шли дела и у партнеров Новикова по юниорской команде "Ситроена" - и Конрад Раутенбах, и Себастьен Ожье столкнулись с похожими техническими проблемами. Чемпион мира по ралли в классе J-WRC 2008 года (Ожье), выигравший Ралли Монте-Карло серии IRC на автомобиле класса "Супер 2000", всю гонку околачивался в конце первой десятки, но в очковую зону тоже не попал.

Пятикратный чемпион мира теперь недосягаем
на всех типах покрытия - на асфальте, гравии
и на снежных трассах

Второй день ралли сулил болельщикам продолжение борьбы между двумя лидерами общего зачета, однако норвежские трассы рассудили иначе. Несмотря на то, что Себастьену Лебу пришлось ехать первым по заснеженной трассе, по которой еще "не ступало колесо конкурента", он выиграл пять из семи спецучастков. Более того, оставшиеся два "допа", выиграл не Микко Хирвонен, а его партнер по команде Ford Яри-Матти Латвала и "частник" Хенниг Сольберг. Но их успех на исход гонки уже не влиял - финн отстал от Леба на 40 секунд, а Хенниг закончил этот день в двух минутах позади Латвалы.

Хенинг Сольберг в Норвегии вновь оказался
успешнее своего младшего брата

Кроме того, в субботу болельщики лишились возможности наблюдать за теми чудесами, которые вытворял Пер-Гуннар Андерссон за рулем "Шкоды" - швед сошел из-за поломки сцепления.

Перед заключительным днем Ралли Норвегии Леба и Хирвонена разделяли 15 секунд - в принципе, совсем немного. Одна ошибка Леба, легкий вылет в сугроб, который, безусловно, вполне мог произойти за 126 "боевых" километров последнего отрезка гонки, и гонку бы возглавил Хирвонен. Микко это прекрасно понимал и атаковал изо всех сил: он выиграл четыре "допа" из шести, но сократил свое отставание от Леба лишь на пять секунд.

Леб же в спокойном темпе закончил гонку в лидерах, одержав очередную победу - 49-ю в своей карьере и первую на снежном покрытии. А ведь "Форды" до этого не проиграли ни одной зимней гонки с 2006 года!

После двух этапов 2009 года Хирвонен отстает от Леба на шесть очков. Забавно, но ровно год назад положение в общем зачете было прямо противоположным - Микко опережал француза на те же шесть очков после двух этапов в начале сезона. И все мы прекрасно помним, чем это закончилось.

После завершения гонки директор "Форда" Малькольм Уилсон косвенно ответил на немые вопросы своих болельщиков: "Наша команда вполне довольна результатом, мы завоевали два места на подиуме, наши пилоты выиграли 11 из 23 спецучастков ралли. Мне понравилась самоотдача, с которой выступали все наши гонщики. На Кипр мы отправимся в спокойном настроении, и будем бороться за победу". Однако если после ирландской гонки словам Малькольма Уилсона хотелось верить, то сейчас сделать это будет сложнее.

P.S. Интересно, кстати, что подумал об этом высказывании Малькольма Себастьен Леб?


Классификация Ралли Норвегии

Место Гонщик Команда Автомобиль Время
1. Себастьен Леб Citroen Total World Rally Team Citroen C4 WRC 3ч 28:15.9
2. Микко Хирвонен BP Ford Abu Dhabi World Rally Team Ford Focus WRC 08 +9.8
3. Яри-Матти Латвала BP Ford Abu Dhabi World Rally Team Ford Focus WRC 08 +1:21.8
4. Хеннинг Сольберг Stobart VK M-Sport Ford Rally Team Ford Focus WRC 08 +3:33.5
5. Даниэль Сордо Citroen Total World Rally Team Citroen C4 WRC +3:52.0
6. Петтер Сольберг Petter Solberg World Rally Team Citroen Xsara WRC +6:25.4
7. Мэттью Уилсон Stobart VK M-Sport Ford Rally Team Ford Focus WRC 08 +6:35.6
8. Урмо Аава Stobart VK M-Sport Ford Rally Team Ford Focus WRC 08 +6:49.1
9. Мадс Остберг Adapta AS Subaru Impreza WRC 2008 +10:00.5
10. Себастьен Ожье Citroen Junior Team Citroen C4 WRC +12:49.8
…12. Евгений Новиков Citroen Junior Team Citroen C4 WRC +15:21.0


Общий зачет после второго этапа

Место Гонщик Очки
1. Себастьен Леб 20
2. Микко Хирвонен 14
3. Даниэль Сордо 12
4. Хеннинг Сольберг 10
5. Яри-Матти Латвала 6
6. Крис Аткинсон 4
7. Мэттью Уилсон 4
8. Себастьен Ожье 3
9. Петтер Сольберг 3
10. Халид Аль-Кассими 1
11. Урмо Аава 1


Командный зачет после второго этапа

Место Гонщик Очки
1. Citroen Total World Rally Team 32
2. BP Ford Abu Dhabi World Rally Team 22
3. Stobart VK M-Sport Ford Rally Team 16
4. Citroen Junior Rally Team 8