Теория относительности

Продажи автомобилей в России одновременно и выросли, и упали

Статистика - штука обманчивая. Взять, к примеру, российский авторынок: как говорится в отчете Комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), опубликованном в среду, по итогам февраля в нашей стране было продано 134 тысячи 912 автомобилей - это на 38 процентов меньше, чем в феврале 2008 года.

Процентаж
К процентам, указанным в опубликованных чуть ниже таблицах, стоит присмотреться повнимательнее. Потому что в некоторых случаях конструкция вида "+50%" может означать увеличение продаж на 1-2 тысячи машин (например, если речь идет об объемах вроде 2000 и 3000 автомобилей), а в других "-90%" будет означать падение спроса в 10 (!) раз. Как, например, в случае с Hyundai Accent: в феврале 2008 года в России было продано 6900 таких машин, а в феврале 2009-го - меньше 600.

На самом деле, все зависит от того, какая цифра берется в качестве базовой при расчете динамики продаж в процентах. Потому что 90 процентов от семи тысяч - это не то же самое, что 90 процентов от тысячи.

Однако если сравнить с январем, то продажи… выросли, причем сразу на 15 процентов! За первый месяц 2009 года россияне купили всего 116 тысяч автомобилей, а в феврале - на 18 тысяч больше. К тому же, большинство иностранных марок в феврале продемонстрировали положительную динамику по сравнению с январем.

К примеру, спрос на автомобили Chevrolet, Ford и Hyundai, занимающие вторую, третью и четвертую строчки в рейтинге продаж, за последний месяц вырос на 9, 32 и 17 процентов соответственно. Хотя если сравнивать с прошлым годом, то ситуация, в целом, складывается довольно печальная: продажи машин этих марок упали на 25-54 процента.

Кто в лес...

Вообще, на российском рынке новых автомобилей уже второй месяц царит полная неразбериха. В феврале в первой 10-ке самых продаваемых в России неизменными остались лишь первые три места (Lada, Chevrolet и Ford), а также позиции марки Nissan, удерживающая шестую строчку, и южнокорейской Kia (9-е место). Компания Hyundai по итогам второго месяца 2009 года сумела опередить по продажам Toyota и подняться на четвертую строчку, а Renault поднялась с 12-го на седьмое место. Две позиции отыграла Mazda - продажи автомобилей этой марки в феврале увеличились на 42 процента по сравнению с январем (спасибо скидкам на машины 2008 года), а замыкает первую десятку марка Opel, которая опустилась с седьмого места.

Если рассматривать изменение продаж по сравнению с 2008 годом, то положительную динамику в феврале продемонстрировали всего несколько марок: Peugeot, Volkswagen, Skoda, BMW, Infiniti, Audi, Citroen, Cadillac, Jaguar и Hummer. Спрос на автомобили Mitsubishi и Daewoo снизился в три раза, а на машины Renault, Nissan и Hyundai - в два.

Зато по сравнению с январем 2009 года в плюсе остались почти все зарубежные автопроизводители. Причем некоторые из них - вроде Daewoo, Audi, Cadillac и SEAT - увеличили продажи в два-три раза.

Спрос на автомобили Chery по итогам двух месяцев
упал почти в шесть раз

Отрицательная динамика продаж (февраль-январь) была зафиксирована у всех китайских марок, у марок группы Chrysler (Jeep, Chrysler, Dodge), у Сааба, Isuzu и… у компании Lexus. Минус в февральских результатах Лексуса особенно удивляет на фоне существенного роста спроса на автомобили всех премиальных брендов.

Как считают эксперты, увеличение спроса на иномарки в феврале обусловлено несколькими причинами, и главная из них - существенные скидки, действующие у большинства марок на автомобили 2008 года выпуска. Сейчас прошлогодние модели можно купить практически по тем же ценам, что и минувшей осенью, тогда как автомобили 2009 года продаются на 20-30 или даже 40 процентов дороже. Что будет после того, как старые машины у дилеров закончатся - узнаем весной.

Продажи новых автомобилей в России за январь-февраль 2009 года (по данным АЕБ)

Марки янв.-фев. 09 янв.-фев. 08 проц. фев.09 фев.08 проц. янв.09 фев. / янв. 09
проц.
Lada 58454 92821 -37% 29344 46197 -36% 29110 1%
Chevrolet 20881 35508 -41% 10870 21755 -50% 10011 9%
Ford 18449 23695 -22% 10497 13942 -25% 7952 32%
Hyundai 15139 29441 -49% 7669 16743 -54% 6567 17%
Toyota 13849 22016 -37% 6522 11377 -43% 7327 -11%
Nissan 13615 21665 -37% 7364 13102 -44% 6251 18%
Renault 8718 14186 -39% 5465 8495 -36% 3253 68%
Mazda 8408 9465 -11% 4927 5703 -14% 3481 42%
Kia 8311 13238 -37% 4676 6792 -31% 3635 29%
Opel 8055 13103 -39% 4244 7301 -42% 3811 11%
Honda 7368 9355 -21% 3708 5605 -34% 3660 1%
Peugeot 7034 4859 45% 3746 2832 32% 3288 14%
ГАЗ 6915 20328 -66% 3607 11100 -68% 3778 -5%
Volkswagen 6869 4685 47% 3987 2608 53% 2882 38%
Skoda 6606 5335 24% 3819 3055 25% 2787 37%
Daewoo 5928 14853 -60% 4011 7659 -48% 1917 109%
Mitsubishi 4353 12050 -64% 2079 7506 -72% 2274 -9%
УАЗ 3649 7100 -49% 1823 4179 -56% 1773 3%
Suzuki 3106 5312 -42% 1812 3295 -45% 1294 40%
FIAT 2605 2436 7% 1370 1572 -13% 1235 11%
BMW 2404 2130 13% 1503 1199 25% 901 67%
Subaru 2340 2488 -6% 1272 1348 -6% 1068 19%
Citroen 2168 1089 99% 1220 610 100% 948 29%
Audi 1801 2162 -17% 1288 1255 3% 513 151%
Volvo 1652 1684 -2% 945 1250 -24% 707 34%
Land Rover 1616 2789 -42% 847 1729 -51% 769 10%
Mercedes-Benz 1557 1542 1% 915 912 0% 642 43%
ИЖ (вкл. ВАЗ 2104) 1396 3430 -59% 662 1958 -66% 734 -10%
SsangYong 1369 1805 -24% 708 1043 -32% 644 10%
Infiniti 1263 707 79% 686 367 87% 577 19%
Lexus 1173 1601 -27% 430 1003 -57% 743 -42%
Volkswagen
Коммерческие автомобили
780 974 -20% 450 510 -12% 330 36%
Chery 653 3454 -81% 363 1733 -79% 290 25%
Great Wall 565 1728 -67% 281 852 -67% 284 -1%
Geely 555 N/A - 340 N/A - 215 58%
Lifan 440 377 17% 205 221 -7% 235 -13%
BYD 415 483 -14% 159 251 -37% 256 -38%
Mercedes-Benz
Коммерческие автомобили
299 343 -13% 228 221 3% 71 221%
Cadillac 207 133 56% 154 77 100% 53 191%
Jaguar 205 96 114% 120 61 97% 85 41%
Porsche 194 198 -2% 123 136 -10% 71 73%
SEAT 180 81 122% 97 61 59% 83 17%
Hummer 156 110 42% 108 64 69% 48 125%
Dodge 139 518 -73% 36 290 -88% 103 -65%
Jeep 139 364 -62% 51 240 -79% 88 -42%
Mini 96 92 4% 60 68 -12% 36 67%
IKCO 85 505 -83% 55 245 -78% 30 83%
SAAB 58 131 -56% 26 82 -68% 32 -19%
Chrysler 51 187 -73% 21 124 -83% 30 -30%
Alfa Romeo 27 46 -41% 15 20 -25% 12 25%
Isuzu 19 0 - 4 0 - 15 -73%
ВСЕГО 252314 392698 -36% 134912 218748 -38% 116899 15%


Любимцы россиян

В рейтинге продаж по моделям ситуация очень похожая: по сравнению с прошлым годом продажи большинства автомобилей в феврале снизились на 20-50 процентов. Но если сравнивать с январем, то спрос на новые машины, попавшие в Топ-25, немного вырос. Правда, за некоторым исключением: лидирующие второй месяц подряд Lada Priora и Samara продемонстрировали отрицательную динамику (-6 и -5 процентов соответственно, по сравнению с январем). Зато Kalina в прошедшем месяце продавалась на 17 процентов лучше, чем в начале года.

Как считают аналитики, спрос на российские модели (в первую очередь на продукцию Волжского автозавода), в ближайшее время будет увеличиваться - ведь с 20 марта три государственных банка начнут выдавать льготные кредиты на покупку отечественных машин стоимостью до 350 тысяч рублей. Напомним, что правительство планирует компенсировать часть процентной ставки (8,66 процента) по автокредитам и уже выделило на эти цели два миллиарда рублей. Этих денег, по некоторым оценкам, хватит на субсидирование покупки около 100 тысяч машин в 2009 году. Программа льготного кредитования будет действовать до 2011 года.

Нынешняя Mazda3 доживает на российском рынке последние месяцы
- совсем скоро ее сменит модель нового поколения

Главная новость в рейтинге продаж иностранных моделей - по итогам первых двух месяцев 2009 года Mazda3 впервые вошла в тройку самых продаваемых иномарок с показателем 5531 автомобиль. Это на 16 процентов больше, чем за тот же период прошлого года, а продажи в феврале (по сравнению с январем) выросли на 57 процентов.

Toyota Camry, занимавшая почетную третью строчку в январе, по итогам двух месяцев откатилась на пятую позицию, пропустив вперед дешевый Renault Logan. Замыкают первую десятку рейтинга самых продаваемых иномарок Chevrolet Lanos и Niva, Hyundai Getz и Opel Astra.

Нельзя не отметить также возвращение в Топ-25 моделей Daewoo Nexia, которая разом поднялась на 17-ую позицию рейтинга (по сравнению с прошлым годом, спрос на эту модель упал в два раза), а также микролитражки Daewoo Matiz (19-е место). Бывший бестселлер российского рынка - таганрогский Hyundai Accent - по итогам двух месяцев сумел занять лишь последнюю, 25 строчку рейтинга. А ведь год назад спрос на эту модель был выше почти в пять раз.

25 самых продаваемых моделей в России за январь-февраль 2009 года (по данным АЕБ)

Место Марка-модель янв.-фев. 09 янв.-фев. 08 проц. февр. 09 февр. 08 проц. янв. 09 фев. / янв. 09
проц.
1 Lada Priora 15608 14470 8% 7551 6844 10% 8057 -6%
2 Lada Samara 15447 25341 -39% 7536 12525 -40% 7911 -5%
3 Lada 2105/2107 12708 25001 -49% 6425 12626 -46% 6283 2%
4 Ford Focus 10646 10295 3% 6124 5921 3% 4522 35%
5 Lada Kalina 10466 13354 -22% 5650 7511 -25% 4816 17%
6 Chevrolet Lacetti 6245 11072 -44% 3173 6757 -53% 3072 3%
7 Mazda3 5531 4771 16% 3378 2786 21% 2153 57%
8 Renault Logan 5491 10495 -48% 3448 6303 -45% 2043 69%
9 Toyota Camry 5317 2805 90% 2846 1070 166% 2471 15%
10 Chevrolet Lanos 5120 6555 -22% 2978 4524 -34% 2142 39%
11 Chevrolet Niva 4383 7449 -41% 2044 4464 -54% 2339 -13%
12 Hyundai Getz 3894 6059 -36% 2049 3377 -39% 1845 11%
13 Opel Astra (вкл. Astra Cabrio) 3704 5041 -27% 2038 2775 -27% 1666 22%
14 Kia Spectra 3666 5572 -34% 2121 2954 -28% 1545 37%
15 Hyundai Tucson 3615 2320 56% 2119 1050 102% 1496 42%
16 Peugeot 308 3223 0 - 1672 0 - 1551 8%
17 Daewoo Nexia 3041 7017 -57% 2065 3178 -35% - -
18 Lada 4x4 3017 3137 -4% 1519 1560 -3% 1498 1%
19 Daewoo Matiz 2887 7836 -63% 1946 4481 -57% - -
20 Honda Civic 2851 4523 -37% 1352 2676 -49% 1499 -10%
21 Nissan Qashqai 2821 4018 -30% 1401 2541 -45% 1420 -1%
22 Chevrolet Aveo 2783 6091 -54% 1373 3469 -60% - -
23 Skoda Octavia 2618 2853 -8% 1590 1698 -6% 1028 55%
24 Honda CR-V 2570 2267 13% 1325 1398 -5% 1245 6%
25 Hyundai Accent 2473 11974 -79% 594 6914 -91% - -


Перспективы

Эксперты пока не склонны драматизировать ситуацию, сложившуюся на российском автомобильном рынке. Как заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, результаты февраля - не новость для отрасли. Ситуация в России не отличается от общего положения дел на мировом автомобильном рынке. Ограниченность кредитных ресурсов в прошлом месяце сохранилась, и уже знакомые нам по январю тенденции снижения продаж получили дальнейшее развитие и в феврале, - считает он.

И в ближайшие месяцы ситуация с продажами вряд ли стабилизируется. По мнению вице-председателя того же Комитета автопроизводителей АЕБ Мартина Яна, спрос на автомобили продолжит падать на фоне роста цен, который обусловлен девальвацией рубля и увеличением таможенных ставок на ввоз новых иномарок из-за границы. При этом он не исключает вероятности того, что меры, предпринимаемые правительством России (стимуляция спроса на машины российского производства и введение заградительных пошлин на ввоз подержанных иномарок) помогут несколько улучшить ситуацию.

Однако ожидать существенного роста продаж благодаря правительственной поддержке, как это произошло, например, в Китае (+25 процентов) и Германии (+21 процент), нам не приходится. Воспользоваться льготными автокредитами смогут лишь пять процентов российских покупателей - на остальных попросту не хватит денег. Для сравнения, в той же Германии премию в 2500 евро за покупку новой машины взамен старой получат около 600 тысяч автомобилистов. Чувствуете разницу?