Подорожавшая "автогражданка"

Правительство РФ внесло изменения в тарифы обязательного страхования автогражданской ответственности

Посчитаем?

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается при помощи умножения базового тарифа (1980 рублей для частных лиц) на страховые коэффициенты, которые зависят от возраста и стажа водителя, мощности автомобиля и региона, в котором преимущественно используется автомобиль. Это означает, что если ваша машина зарегистрирована в Самаре, но эксплуатируется в Москве, то необходимо использовать "московский" коэффициент, а не "самарский".



Кроме того, есть еще коэффициенты, учитывающие, сколько человек допущено к управлению автомобилем, то, на сколько месяцев в году страхуется автомобиль, а также коэффициент бонус-малус, с помощью которого страховщики поощряют безаварийную езду в течение страхового периода.

В четверг правительство РФ внесло изменения в тарифы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), которые вступят в силу через неделю после их публикации Российской газетой (дата публикации пока не известна). Базовая ставка ОСАГО осталась прежней, но зато изменились коэффициенты, которые учитываются при расчете стоимости страхового полиса для конкретного водителя.

Постановление правительства предусматривает, что автогражданка подорожает для молодых и неопытных водителей, владельцев легковых автомобилей с двигателями мощностью до 70 лошадиных сил и для жителей ряда российских регионов. Зато владельцы легковушек с моторами мощнее 100 лошадиных сил благодаря новым тарифам наоборот смогут сэкономить.

Территориальный фактор

Территориальный коэффициент увеличен для тех регионов, где он имел минимально возможное значение 0,5. Единый множитель до этого момента применялся для расчета тарифа по ОСАГО на большей части России – исключение составляли лишь крупные города, Москва, Санкт-Петербург, а также Московская и Ленинградская области. Например, для автомобилей, зарегистрированных в Тюмени, этот коэффициент сейчас равняется 1,3, а для Тюменской области - 0,5.

В результате изменений, внесенных в страховые тарифы по автогражданке, все эти области и регионы были разбиты на несколько категорий - для них, вместо единого минимального коэффициента, установили персональные, причем, более высокие. И если в Дагестане, Чечне и Чукотке территориальный коэффициент увеличился лишь до 0,55, то в Архангельской и Мурманской областях он вырос до 0,85.

Выдержка из таблицы с территориальными коэффициентами


Регионы Действующий коэффициент Новый коэффициент
Республика Адыгея, Республика Коми, Пермский край, Архангельская область (включая Ненецкий автономный округ), Мурманская область 0,5 0,85
Карачаево-Черкесская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Вологодская область, Кемеровская область, Костромская область, 0,5 0,8
Тюменская область (включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, Ямало- Ненецкий автономный округ), Челябинская область 0,5 0,8
Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Краснодарский край, Владимирская область, Ивановская область, Магаданская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Сахалинская область, Свердловская область 0,5 0,75
Республика Алтай, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Красноярский край, Кировская область, Курганская область, Омская область, Оренбургская область, Самарская область, Томская область, Ульяновская область, Ярославская область 0,5 0,7
Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Камчатский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Астраханская область, Белгородская область, Иркутская область, Калужская область, Новгородская область, Ростовская область, Рязанская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область 0,5 0,65
Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Приморский край, Амурская область, Брянская область, Волгоградская область, Калининградская область, Липецкая область, Орловская область, Пензенская область, Саратовская область 0,5 0,6
Республика Дагестан, Чеченская Республика, Забайкальский край, Воронежская область, Курская область, Псковская область, Смоленская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ 0,5 0,55



Опыт – дело наживное

Еще сильнее автогражданка подорожает для начинающих водителей - со стажем менее трех лет. Стоит также отметить, что раньше неопытными считались водители со стажем менее двух лет.

Итак, при расчете стоимости полиса ОСАГО коэффициент для автомобилиста-новичка, не достигшего 22-летнего возраста, увеличился с 1,3 до 1,7. Это означает, что если раньше такой водитель, проживающий в Москве, платил около 3,5 тысяч рублей (для автомобиля с двигателем мощностью от 50 до 70 лошадиных сил), то после вступления в силу новых коэффициентов ему придется отдать за полис ОСАГО уже более шести тысяч рублей. А если бы он проживал в Архангельске, то стоимость его полиса увеличилась бы в 2,5 раза - с 900 до 2500 рублей.

На 0,3 увеличится также коэффициент для водителей старше 22 лет, чей стаж пока составляет менее трех лет (с 1,2 до 1,5), а для опытных водителей моложе 22 лет коэффициент вырастет с 1,15 до 1,3. Неизменной стоимость полиса ОСАГО останется только для опытных водителей, перешагнувших 22-летний рубеж.

Коэффициенты для водителей


Возраст и стаж водителя, согласно действующим страховым тарифам Действующий коэффициент Возраст и стаж водителя, согласно новым страховым тарифам Новый коэффициент
До 22 лет включительно со стажем вождения до двух лет включительно 1,3 До 22 лет включительно со стажем вождения до трех лет включительно 1,7
Более 22 лет со стажем вождения до двух лет включительно 1,2 Более 22 лет со стажем вождения до трех лет включительно 1,5
До 22 лет включительно со стажем вождения свыше двух лет 1,15 До 22 лет включительно со стажем вождения свыше трех лет 1,3
Более 22 лет со стажем вождения свыше двух лет 1 Более 22 лет со стажем вождения свыше трех лет 1



Удар по малолитражкам

Постановление правительства позволило автостраховщикам увеличить понижающие коэффициенты (со значением меньше единицы), действующие сейчас для владельцев малолитражек. Для довольно многочисленной группы автомобилей с небольшой кубатурой двигателя и мощностью от 50 до 70 лошадиных сил, куда попадают и Матизы, и вазовская классика, множитель для расчета полиса ОСАГО возрастет с 0,7 до 0,9. Для автомобилей, мощностью менее 50 лошадок этот коэффициент увеличится с 0,5 до 0,6.

Одновременно с этим, коэффициенты для автомобилей с двигателями мощнее 100 лошадиных сил уменьшились, но совсем незначительно. Например, для моторов, попадающих в диапазон от 100 до 120 лошадей, – множитель изменился с 1,3 на 1,2.

Коэффициенты, зависящие от мощности двигателя автомобиля


Мощность двигателя (лошадиные силы) Действующий коэффициент Новый коэффициент
До 50 включительно 0,5 0,6
Свыше 50 до 70 включительно 0,7 0,9
Свыше 70 до 100 включительно 1 1
Свыше 100 до 120 включительно 1,3 1,2
Свыше 120 до 150 включительно 1,5 1,4
Свыше 150 1,7 1,6



Подайте на пропитание

Стоит отметить, что страховщики добивались изменения действующих тарифов ОСАГО буквально с момента их принятия правительством РФ в декабре 2005 года, регулярно жалуясь на растущую убыточность этого вида страховой деятельности.

Однако, все пять лет действия закона об ОСАГО, Российский союз автостраховщиков ежегодно отчитывался о полученной прибыли. Например, согласно последнему опубликованному на сайте этой организации годовому отчету, в 2007 году российские страховые компании, работающие на рынке автогражданки, собрали 72,4 миллиарда рублей, а выплатили (в качестве страхового возмещения) всего 39,3 миллиарда рублей.

Новые коэффициенты, как отмечают сами страховщики, не повлекут за собой массовый рост стоимости полисов ОСАГО. Например, для жителей крупных городов, владеющих современными иномарками с моторами мощнее 100 лошадиных сил, страховка может даже подешеветь за счет снижения коэффициента по мотору. А повышение множителя в отдельных областях члены РСА объясняют убыточностью ОСАГО в этих регионах для локальных страховщиков. Которые, в отличие от крупных страховых холдингов, не могут компенсировать свои убытки прибылью в благополучных городах.

Но и на этом РСА останавливаться не собирается. В пятницу вице-президент ассоциации Андрей Батуркин заявил, что страховщики уже к лету 2009 года подготовят свои предложения по увеличению базовых тарифов ОСАГО и представят их на рассмотрение Минфина. Причем, как отметил Батуркин, если год назад страховщики предлагали увеличить базовую ставку на 22 процента, то теперь тарифы придется менять более жестко. А это означает, что уже скоро полисы ОСАГО могут существенно подорожать не только для тех, кто ездит с наклейкой чайник.