Женева-2009: Антикризисные новинки

Обзор всех новинок Женевского автосалона - 2009. Часть первая

В воскресенье в Женеве завершился очередной, уже 79-й по счету международный автосалон. Вопреки переживаниям журналистов и посетителей, эта выставка мало чем отличалась от прошло- или позапрошлогодней. Даже стенды остались на прежних местах: вот группа Volkswagen, вот GM; внизу, во второй секции комплекса Palexpo, - японский "блок" из Nissan, Honda, Suzuki, Toyota. Чуть дальше - бренды концерна Ford, Porsche, французы, традиционно занимающие едва ли не самые большие стенды, и в самом конце, BMW и Mercedes-Benz.

Женевский автосалон



Женевский автосалон по занимаемой площади считается едва ли не самым компактным среди международных автомобильных выставок. Площадь выставочных площадей женевского Palexpo - около 70 тысяч квадратных метров. Выставки, проходящие в Париже или во Франкфурте, почти вдвое больше.

Однако у такого компактного расположения стендов есть и плюс - всю выставку, при желании, можно обойти за полдня.

Прошлогодний Женевский автосалон посетили более 700 тысяч человек. В этом, по предварительным оценкам, примерно столько же.

Несмотря на то, что Женевский автосалон является, в первую очередь, имиджевой выставкой, а не потребительской (в отличие от того же Франкфурта или Парижа), от участия в нем не отказалась ни одна марка. За исключением АвтоВАЗа, пожалуй. Но как же так? В автопроме бушует кризис, концерны борются с падением продаж и тотально снижают расходы, увольняя десятки тысяч рабочих, и… приезжают в Женеву в полном составе? Для сравнения, Детройтский автосалон, который прошел пару месяцев назад, из-за кризиса пропустили около десятка крупных компаний.

Я для себя придумал два объяснения этому феномену. Во-первых, в Европе последствия финансового кризиса сейчас почти не ощущаются. На дорогах Швейцарии, Франции и Италии по-прежнему полного дорогих и прожорливых машин, а такси из отеля на автосалон, как и прежде, приходится вызывать почти за сутки - иначе придется ехать на общественном транспорте. К тому же, благодаря падению мировых цен на нефть в Европе ощутимо подешевело топливо. Чем не повод задуматься о покупке новой машины?

К примеру, в Германии, Италии и Франции (а это крупнейшие потребители новых машин в Европе) уже действуют правительственные программы, стимулирующие обновление автопарков. Немецкие власти премируют замену старой машины на новую суммой в 2500 евро, а итальянские - суммой в 1500-5000 евро (в зависимости от количества выбросов СО2). В результате, несмотря на общий спад продаж новых автомобилей в Европе на 18 процентов, в Германии спрос на новые машины в феврале вырос на 21 процент и достиг рекордного за последние 10 лет уровня.

Поэтому на пресс-конференциях руководители европейских автокомпаний темы кризиса старались не касаться - чтобы не сглазить, наверное. Конечно, мы все в одной лодке и, безусловно, ощущаем на себе последствия финансовой нестабильности и экономического спада. И 2009 год, конечно же, будет очень непростым. Но драматизировать ситуацию мы не хотим и надеемся на возвращение к положительной динамике продаж уже в следующем году, - примерно к этому сводились выступления большинства из них.

К тому же, европейские производители понимают, что без еще более активного продвижения своей продукции и вывода на рынок новых моделей пережить этот кризис будет еще сложнее - вот вам и вторая причина успешности 79-го Женевского автосалона. А в условиях поддержки со стороны крупнейших стран Евросоюза на кризисе, как показал февраль, можно даже заработать!

Главные премьеры

Самую громкую премьеру марки Volkswagen на Женевском автосалоне - новый Polo, на откуп которому VW отдал весь свой стенд, - вполне можно считать главной антикризисной новинкой немецкого концерна. Наиболее доступный автомобиль с эмблемой VW на капоте теперь является еще и самым экономичным, и самым экологически чистым. Особенно с новой линейкой бензиновых и дизельных моторов.

Всего для нового Polo предусмотрено семь силовых установок: четыре бензиновых, мощностью от 60 до 105 лошадиных сил, и три дизельных (75-105 сил). Причем именно на Поло дебютирует новый трехцилиндровый бензиновый мотор объемом 1,2 литра, оснащенный турбонаддувом, который чуть позже появится на автомобилях Skoda и Seat.

Кроме того, в Женеве VW представил прототип еще более экономичного Polo - BlueMotion, который оснащен 1,2-литровым трехцилиндровым турбодизелем, потребляющим всего 3,3 литра топлива на сто километров пути. В серийном производстве такой автомобиль появится в 2010 году и, помимо нового мотора, он будет оснащаться системой Старт-Стоп, а также системой регенерации энергии при торможении, шинами с малым сопротивлением качению и особым обвесом кузова, снижающим аэродинамические потери.

Обычный VW Polo европейцы смогут купить совсем скоро - в конце марта начнется его серийное производство, а к июню хэтчбек появится в шоу-румах у дилеров по цене от 12 с небольшим тысяч евро. До России новинка доберется ближе к октябрю. Российские цены пока не сообщаются.


Новый Поло построен на общей платформе с Seat Ibiza последнего поколения. Хэтчбек стал чуть длиннее и шире (+36 и +32 миллиметра соответственно) и немного ниже (-13 миллиметров). На 30 миллиметров расширилась колея, а багажный отсек вырос с 270 до 280 литров (при поднятых задних сиденьях). Кроме того, в базовую комплектацию всех версий Polo теперь входит система стабилизации.

Презентацию первого кроссовера Skoda изначально планировалось провести осенью на автосалоне во Франкфурте. Но кризис, похоже, внес некоторые коррективы в планы чешской марки, поэтому кроссовер Skoda Yeti неожиданно привезли в Женеву - его не было даже в каталоге выставки.

Стильный и практичный автомобиль, цены на который должны быть ниже, чем на VW Tiguan - это еще одно выгодное антикризисное предложение. Вот только купить Yeti прям щас нельзя: продажи новинки в России стартуют лишь осенью-зимой. Зато теперь известно, ради чего можно потерпеть несколько месяцев - ради необычной внешности, которая почти полностью повторяет одноименный концепт, представленный четыре года назад (тоже, кстати, в Женеве). Ради недоступной большинству кроссоверов других марок трансформации салона: у Йети задние сиденья не только двигаются вперед-назад и откидываются вперед - их можно вынуть целиком, очистив место для 1760 литров груза. Такая же схема используется на Skoda Roomster.

К тому же, Skoda Yeti будет выпускаться в версиях как с передним, так и с полным приводом (с муфтой Haldex четвертого поколения), и получит линейку из пяти современных моторов. В нее войдут два бензиновых с турбонаддувом, объемом 1,2 и 1,8 литра и мощностью 105 и 160 лошадиных сил, а также три двухлитровых турбодизеля (110, 140 и 170 лошадиных сил).


Все остальные технические подробности о новом кроссовере Skoda, так же как и цены, станут известны ближе к осени. Однако первыми впечатлениями об этом автомобиле мы сможем поделиться с вами чуть раньше - ездовая презентация Yeti пройдет уже летом.

У компании Nissan кроссовер гольф-класса уже есть - это Nissan Qashqai, который отлично продается не только в России, но и в Европе. Поэтому японцы решили обратить свое внимание на пока еще пустующую нишу субкомпактных моделей и представили в Женеве прототип крошечного внедорожника Qazana.

Этот автомобиль по своим размерам (4060х1780х1570 миллиметров) оказался чуть крупнее Nissan Micra. У Qazana чуть больше колесная база (2580 миллиметров против 2430 миллиметров у Микры), а выпускаться он будет на том же предприятии в Сандерленде, Великобритания. Правда пока этот автомобиль кажется очень далеким от серийного производства: слишком уж необычный у него дизайн кузова, с крошечными задними дверцами и сильно покатой крышей (сзади уместятся только дети), да и пластиковые рычаги в задней подвеске смущают. Однако ниссановцы уверяют, что машина совсем скоро появится на конвейере.


У маленького кроссовера Nissan отсутствует центральная стойка кузова, а задние двери открываются против хода движения. Потенциальным конкурентом Qazana является еще один японский автомобиль - Mazda Kazamai, который представили на Московском автосалоне прошлым летом. Дебют серийной новинки от Мазды запланирован на 2011 год.

Расширением рынков сбыта решила заняться и румынская марка Dacia, принадлежащая Renault. Причем, представленный на Женевском автосалоне кроссовер Dacia Duster должен получиться совсем недорогим: ведь в его основе лежит платформа дешевого седана Logan.

По своим габаритам Duster почти полностью повторяет Логан. Он, как и его прародитель, попадает между классами В и С: размеры колесной базы Дастера меньше, чем VW Tiguan или Ford Kuga, но больше, чем у того же Nissan Qazana. А главной фишкой концептуального Дастера является его несимметричный кузов - с водительской стороны есть только одна дверь, а с пассажирской - две, которые открываются навстречу друг другу.

Скорее всего, у серийного кроссовера Dacia поначалу не будет даже полноприводной трансмиссии - так дешевле. Зато обязательно будет компактный и экономичный дизель - по той же самой причине. Вот только сроки появления в продаже румынского кроссовера пока не называются.


Если убрать из облика Dacia Duster излишнюю футуристичность, то получится очень симпатичный и даже стильный автомобиль. Который, скорее всего, будут с удовольствием покупать и в Восточной Европе, и в Южной Америке, и в России.

Однако титул самого антикризисного автомобиля нужно отдать индийской компании Tata, которая привезла в Женеву микролитражку Nano в европейской спецификации. Она так и называлась - Tata Europa.

Главные отличия европейской модели - удлиненная колесная база, трехцилиндровый бензиновый двигатель, удовлетворяющий нормам Euro V и обладающий очень низким уровнем выбросов СО2 - всего 100 граммов на километр (по-крайней мере, так утверждает пресс-релиз), а также электроусилитель руля, система стабилизации, антиблокировочная система тормозов (ничего этого на индийской Нано нет) и кожаный салон.

Вот только чудес не бывает - все эти новшества существенно повысили цену самого дешевого автомобиля на планете с 2500 долларов до 5000 евро. Но в случае своего появления в продаже, европейская версия Nano все равно окажется самым дешевым автомобилем Старого Света. Не ясно только - будут ли европейцы покупать машину с посредственным, мягко говоря, качеством отделки салона, нефиксируемыми дверями и отсутствием хоть какой-то статистике по надежности? Вряд ли.

Зато у второй женевской новинки Tata - седана Prima - куда больше шансов понравиться Европе, особенно восточной ее части. Дизайн автомобиля разрабатывала студия Pininfarina, а в его основе лежит платформа уже известной модели Tata Indica. К тому же, Prima будет комплектоваться экономичными моторами Fiat. Неясным остается только один вопрос - когда?


Интерес к продукции марки Tata в Европе ажиотажный, но лишь на уровне посмотреть. Уговорить европейцев покупать самый дешевый автомобиль будет гораздо сложнее, чем жителей Индии, Африки или Китая.

Продолжение следует...