С юбилеем, товарищ Себастьен

Леб выиграл 50-ю гонку в своей карьере

На третьем этапе Чемпионата мира по ралли пятикратный чемпион Себастьен Леб одержал юбилейную, 50-ю победу в своей карьере. Однако француз и так давно является абсолютным лидером по количеству побед за всю историю WRC.

Второе место с большим отставанием занимает "дядюшка Гро" Маркус Гронхольм, на счету которого "всего лишь" 30 первых мест, а среди действующих пилотов наиболее близок к французу по числу побед Петтер Сольберг - норвежец выиграл десять этапов. Микко Хирвонен, занимающий вторую строчку в чемпионате 2009 года, одержал в своей карьере семь побед.

Ралли Кипр
Ралли Кипр впервые прошло в 2006 году.
Покрытие - асфальт и гравий.
Зачеты - WRC, J-WRC и P-WRC.
Сайт гонки - www.cyprusrally.com.cy
Предыдущий победитель - Себастьен Леб.

Однако еще четыре недели назад - сразу после Ралли Норвегии - руководитель европейского автоспортивного подразделения компании Ford Малькольм Уилсон говорил о том, что его подопечные поедут на Кипр в "спокойном настроении" и будут бороться за восьмую победу Хирвонена.

На что рассчитывали гонщики Ford, когда один из них не смог даже во время приехать на старт первого (!) "допа" Ралли Кипра из-за того, что столкнулся с гражданским грузовиком на дороге общего пользования - непонятно. А отличился перед стартом гонки Хеннинг Солберг из полузаводской команды Stobart, который из-за этой аварии опоздал на старт гонки и получил пенальти, моментально отбросивший его далеко от лидеров. И это было только начало.

О том, что Себастьен Леб, лучший пилот команды Citroen, да и всего мирового ралли в целом, закончит первый день гонки лидером, догадывались все. Первые шесть спецучастков Ралли Кипр были смешанными - асфальтово-гравийными. Но даже несмотря на то, что все пилоты выступали на одинаковых покрышках для гравия (ради экономии средств, придуманной FIA) "волшебник асфальта" к вечеру пятницы довел преимущество над своим главным преследователем Микко Хирвоненом до минуты!

Леб неудержим даже когда едет на гравийных шинах
по чистому асфальту

Скорость, показанная пятикратным чемпионом мира в самом начале гонки, косвенно намекала на то, что его соперники, дескать, приехали на Кипр отдыхать, да вот из-за непогоды решили выступить в соревнованиях. На одном только третьем "допе" первого дня Леб отыграл у Хирвонена более 20 секунд, а на четвертом и пятом - еще 16 секунд.

Начавшийся под конец дня дождь заставил Себастьена сбросить темп - чтобы, по его собственному признанию, избежать ненужных ошибок. Поэтому шестой спецучасток Ралли Кипр выиграл его напарник Дани Сордо. Таким образом, все шесть СУ самого "протяженного" по количеству "боевых" километров дня остались за пилотами Citroen Total. Хирвонен и Латвала смогли расположиться только на третьем и четвертом местах, проигрывая лидеру чемпионата уже более минуты.

За присутствие хоть какой-то интриги в сезоне-2009 стоит поблагодарить не Малькольма Уилсона из команды Ford, а Оливье Кеснеля - руководителя спортивной программы PSA Peugeot-Citroen. Именно благодаря его инициативе была создана молодежная команда Citroen Junior Team, пилоты которой в первый день Ралли Кипр продемонстрировали невероятную по накалу страстей борьбу… за пятое место! Причем боролись они не только друг с другом, но и с опытнейшим Петером Сольбергом, который выступает на далеко не новом автомобиле Citroen Xsara.

На Кипре пилоты молодежной команды Citroen
устроили невероятно острую борьбу за пятое место

Первые "допы" Ралли Кипра россиянин Евгений Новиков провел не очень уверенно - после "СУ1" Женя проигрывал Лебу почти минуту, а своему партнеру по Citroen Junior и, по совместительству, главному конкуренту Себастьену Ожье, он уступил почти 30 секунд. Но уже после четвертого спецучастка Новиков вкатился в непривычное для себя покрытие, сократив свое отставание от Ожье до 11 секунд, а на последнем спецучастке и вовсе показал пятое время. Конкуренцию пилотам Citroen Junior попытался было составить более опытный (уже четвертый сезон в WRC) Мэттью Уилсон, но в итоге из-за ошибки последнем "допе" он отстал от Новикова на минуту с лишним.

Первый день гонки на Кипре гонщики комментировали по-разному. Себастьен Леб скромно рассказывал о том, что решил сбросить скорость, чтобы не совершать под дождем ошибок, и выражал надежду на мокрую погоду в субботу, которая помогла бы нивелировать преимущество соперников, стартующих позади него по расчищенной трассе. Микко Хирвонен был куда более эмоционален: "Я догадывался, что на асфальтовом сегменте мы будем медленнее Леба, но не настолько же! Я не представляю, как можно выступать на асфальте с гравийными шинами". А Евгений Новиков заявил, что ему не терпится отправиться на гравий, где он "намерен сохранять ту же скорость".

Дождь в субботу все-таки пошел и "Форды" смогли выиграть два стартовых спецучастка этого дня, однако Хирвонен сумел отыграть у Леба всего десять секунд. И уже на следующем "допе" команда Ford лишилась еще одного претендента на очки - в одном из поворотов ошибся и застрял в канаве Яри-Матти Латвала. На вытаскивание машины Латвала потратил почти 20 минут, поэтому на высокий результат в этой гонке рассчитывать уже не мог.

Латвала ехал очень быстро, но его ошибка
в начале гонки перечеркнула все шансы
финна на финиш в очковой зоне

По-настоящему пилоты Ford поехали только под конец дня, когда трасса начала немного подсыхать. За последние два субботних спецучастка Хирвонен смог отыграть у Леба 20 секунд, сократив отставание от Леба до 50 секунд.

Пока лидеры боролись за победу, между Себастьеном Ожье и Евгением Новиковым происходила самая настоящая "игра в поддавки". Оба гонщика поочередно совершали ошибки, борясь уже за пятую позицию, которая освободилась после вылета Латвалы за пределы очковой зоны. По результатам восьмого "допа" Новиков даже поднялся на пятую строчку общего протокола гонки, но позже сам совершил несколько ошибок и вновь откатился на седьмую позицию.

И пока Новиков с Ожье теряли секунды из-за собственных ошибок, на пятое место неожиданно прорвался Мэттью Уилсон, который в начале дня проигрывал этой паре больше минуты! Мало того, перед воскресными спецучастками Ожье уступал Уилсону 30 секунд, а Новиков, в свою очередь, отстал от Себастьена на 40 секунд. Не помогло даже третье время, показанное Женей на "СУ11".

"Фордовцы" рассчитывали, что на гравийных дорогах Кипра
смогут дать бой пилотам "Двойного шеврона"

Третий день гонки, в принципе, прошел под диктовку "Фордов", которые выиграли все три заключительных спецучастка гонки. И все бы ничего, но Леб после каждого из "допов" оказывался в непосредственной близости от своих соперников. Взвинтив темп на последних километрах ралли, Хирвонен приблизился к Лебу еще на 20 секунд, но отыграть оставшиеся 30 секунд финн уже не успел.

А главным героем последнего дня Ралли Кипр стал норвежец Петтер Сольберг, который показал на 12-м и 13-м спецучастках второе время и прорвался с четвертого на третье место, опередив Дани Сордо. После финиша последнего "допа" Петтер радовался как ребенок: обнимался с журналистами и прыгал вокруг машины. По его словам, он помнит свои ощущения от победы на стартовом "допе" Ралли Норвегии, но теперь, после третьего места на Кипре, он абсолютно счастлив.

Старенькая "Ксара" в руках Петтера Сольберга почему-то
едет быстрее, чем заводские "Импрезы"

Зато пилоты команды Citroen Junior, которые так задорно провели первые дни ралли, закончить его так и не смогли. На самом первом спецучастке в воскресенье Евгений Новиков, всерьез претендовавший на первые в своей карьере очки в зачете WRC, зацепил бугорок на внутренней части поворота, машину подбросило и желто-черный "Ситроен" упал в обрыв, пролетев почти 10 метров. К счастью, и пилот, и штурман в этой аварии не пострадали…

Новиков на Кипре допустил всего одну грубую ошибку

Оставшийся в одиночестве Себастьен Ожье за доп до конца уверенно обошел Мэттью Уилсона, вернув себе потерянное ранее пятое место, но буквально за считанные километры до конца всей гонки француз ошибся в одном из поворотов и свалился в кювет. Выехать оттуда Ожье так и не смог.

В результате, пятое место досталось Уилсону, который после трех этапов занимает шестое место в общем зачете, опережая "заводского" Яри-Матти Латвалу и всего на одно очко отставая от Петтера Сольберга.

Третий пилот Citroen Junior Team - Конрад Раутенбах - провел эту гонку на удивление блекло. Но это не помешало ему занять шестое место и заработать три очка.

После гонки Хирвонен заметил, что он был быстрее Леба на сухом гравии и добавил, что на гравийном этапе в Португалии Ford действительно сможет побороться за победу. Но где-то мы это уже слышали.

Шутки шутками, но позади уже четверть сезона, а преимущество Леба над Хирвоненом достигло восьми очков. Третью строчку занимает Дани Сордо, которого пока еще сложно воспринимать в качестве настоящего соперника Леба, а идущий следом Хеннинг Сольберг отстал от лидера на двадцать очков. Быть может, пора звать "дядюшку Гро"? Который, между прочим, собирается проехать на прошлогодней Subaru Impreza WRC Ралли Португалии, которое пройдет со 2 по 5 апреля.


Результаты Ралли Кипр

Место Гонщик Команда Автомобиль Время
1. Себастьен Леб Citroen Total World Rally Team Citroen C4 WRC 4ч 50:34.7
2. Микко Хирвонен BP Ford Abu Dhabi World Rally Team Ford Focus RS WRC 08 +27.2
3. Петтер Сольберг Petter Solberg World Rally Team Citroen Xsara WRC +1:49.4
4. Дани Сордо Citroen Total World Rally Team Citroen C4 WRC +2:26.3
5. Мэттью Уилсон Stobart VK M-Sport Ford Rally Team Ford Focus RS WRC 08 +6:41.0
6. Конрад Раутенбах Citroen Junior Team Citroen C4 WRC +11:11.9
7. Федерико Виллагра Munchi's Ford World Rally Team Ford Focus RS WRC 08 +13:18.5
8. Халид Аль-Кассими BP Ford Abu Dhabi World Rally Team Ford Focus RS WRC 08 +13:44.1
9. Патрик Сэнделл Red Bull Rallye Team Skoda Fabia S2000 +19:36.6
10. Арминдо Араужо RalliArt Italy Mitsubishi Lancer Evo IX +19:54.9


Общий зачет после третьего этапа

Место Гонщик Очки
1. Себастьен Леб 30
2. Микко Хирвонен 22
3. Дани Сордо 17
4. Хеннинг Сольберг 10
5. Петтер Сольберг 9
6. Мэттью Уилсон 8
7. Яри-Матти Латвала 6
8. Крис Аткинсон 4
9. Себастьен Ожье 3
10. Конрад Раутенбах 3
11. Федерико Виллагра 2
12. Халид Аль-Кассими 2
13. Урмо Аава 1


Командный зачет после третьего этапа

Место Гонщик Очки
1. Citroen Total World Rally Team 48
2. BP Ford Abu Dhabi World Rally Team 32
3. Stobart VK M-Sport Ford Rally Team 22
4. Citroen Junior Team 11
5. Munchi's Ford World Rally Team 3