Полезный Experience

"Авто.Лента.Ру" протестировала модельный ряд Land Rover в подмосковных Сорочанах

"Авто.Лента.Ру", если кто-то еще помнит, уже участвовала в одном проекте Land Rover Experience — полтора года назад наш редактор путешествовал на дизельном Discovery 3 по горным дорогам Аргентины. А в начале 2009 года британский автопроизводитель пригласил нас протестировать свой модельный ряд в условиях русской зимы - на полигоне центра Land Rover Experience, расположенного неподалеку от подмосковного горнолыжного курорта "Сорочаны".

Хочется заметить, что лучшее место для такого мероприятия найти сложно. И дело даже не в том, что трасса для внедорожных испытаний построена в соответствии со стандартами Land Rover и при участии английских специалистов. Покрывавший эту местность 150 миллионов лет назад ледник оставил нам на память Клинско-Дмитровскую гряду — высокие холмы на севере Московской области, вытянувшиеся на 200 километров - и сделал эту местность одной из самых живописных в Подмосковье.

Летом на этой трассе инструкторы обучают "студентов" ездить по раскисшей глине и форсировать вброд водные преграды, а зимой - месить обутыми в цепи колесами сугробы и взбираться на обледенелые склоны. Полный зимний курс включает четыре этапа обучения, покрывающих большинство сложных ситуаций, которые могут возникнуть на обледенелых дорогах и зимнем бездорожье. И нам дали возможность пройти их все.

Курс молодого бойца

Во всех центрах Land Rover Experience обучение начинается с обязательной первой ступени - "курса молодого бойца", в ходе которого начинающий "джипер" сначала знакомится с матчастью. Он узнает, как пользоваться пониженным рядом раздаточной коробки и фирменной лендроверовской системой Terrain Response, которая на бездорожье управляет блокировками дифференциалов, контролирует реакцию двигателя на педаль газа, высоту пневмоподвески (на моделях с "пневматикой"), а также меняет алгоритмы работы противобуксовочной системы, системы курсовой устойчивости и ABS.

Во всех центрах Land Rover Experience
обучение начинается
с "курса молодого бойца"

Круглая ручка селектора Terrain Response на всех моделях Land Rover (кроме "Дефендера" — этот легендарный автомобиль справляется с бездорожьем без помощи сложной электроники) расположена на трансмиссионном тоннеле рядом с рычагом автоматической коробки передач. Она позволяет водителю выбирать из четырех "офф-роуд" режимов: "трава/гравий/снег", "грязь/колея", "песок" и "камни". Обычно на зимнем бездорожье достаточно первого варианта — в этом режиме автомобиль более плавно реагирует на акселератор, и это позволяет избежать пробуксовки — главной причины, по которой колеса теряют сцепление со скользкой дорогой.

Вертикальный предел

Range Rover Vogue
Первый Range Rover в люксовой комплектации "in Vogue" сошел с конвейера в 1983 году. На тестовом Range Rover Vogue был установлен турбодизель TDV8, объемом 4,2 литра и мощностью 271 лошадиная сила. Стоимость - 3 миллиона 243 тысячи рублей

Рядом с переключателем Terrain Response находится кнопка включения системы помощи при спуске с горы (HOC). И с ее практическим использованием связано первое испытание для новичков. Включив HOC перед спуском по 30-процентному склону, покрытому обледенелыми бетонными плитами, водителю надо поставить прямо колеса, убрать ногу с педали тормоза и полностью довериться электронике. После этого машина сама будет регулировать тягу двигателя и распределять тормозные импульсы по всем четырем колесам - так, чтобы они не теряли сцепления с покрытием.

Я оказался на этом этапе за рулем большого и тяжелого Range Rover Vogue с дизельным двигателем. Честно говоря, отпустить все педали на крутом склоне, находясь в этой махине, психологически очень сложно — кажется, что автомобиль спускается по вертикальной стенке.

Но, несмотря на страх, в этой ситуации важно не наделать глупостей, нажав на тормоз. В этом случае колеса кратковременно заблокируются, а внедорожник, вместо того чтобы медленно спускаться на пределе сцепления покрышек, перейдет в неуправляемое скольжение, которое может закончиться "крышей". Кстати, летом это упражнение отрабатывается на расположенном рядом 45-процентном склоне...

Кроме спуска с горы в курс молодого бойца входит также упражнение "поворот на наклонной плоскости", "движение в продольном направлении по 30-процентному склону" (это когда машина едет по склону не вверх, а вбок), и так называемая "слоновья тропа" - похожие на следы гигантского млекопитающего глубокие ямы, расположенные на дороге в шахматном порядке. В ходе последнего испытания водитель может проверить, как автомобили Land Rover справляются с диагональным вывешиванием.

По горам, по холмам

После "учебки" можно переходить ко второму этапу, на котором отрабатываются навыки езды по зимнему бездорожью в реальных условиях. И это уже не специально подготовленные склоны, а обычные дороги, проложенные через поле, по лесу и склонам оврагов. На этой трассе мне удалось поездить на Discovery 3 с цепями на колесах.


На втором этапе отрабатываются навыки езды по зимнему бездорожью в реальных условиях. Это уже не специально подготовленные склоны, а обычные дороги, проложенные через поле, лес, по склонам оврагов.

Кстати, вопреки существующему мнению выяснилось, что цепи в глубокой снежной колее – это не панацея. Конечно, они улучшают сцепление в продольном направлении, но боковой устойчивости не добавляют, а в некоторых ситуациях могут еще и уменьшить ее. Так что при управлении автомобилем на зимней дороге как с цепями, так и без них, главная задача водителя остаться в "протоптанной" колее и не дать машине соскользнуть на обочину. Оказавшись на рыхлом покрытии колеса моментально провалятся в снег и любой, даже самый прокачанный, внедорожник быстро сядет на "брюхо".

Discovery 3
Третье поколение Land Rover Discovery появилось на рынке в 2005 году. В ходе теста мы ездили на "Диско" с дизельной V-образной "шестеркой" объемом 2,7 литра и мощностью 188 лошадиных сил. Стоимость в базовой комплектации - 1 миллион 537 тысяч рублей.

На ровной поверхности удержать "Дискавери" в колее оказалось несложно. Длинный крутой спуск по склону оврага тоже дался легко. Главное было следить за траекторией автомобиля и суметь приноровится к запаздывающим реакциям машины на действия рулем. Поэтому алгоритм был такой: без резких движений поворачиваешь "баранку" на небольшой угол и ждешь, когда внедорожник выполнит команду. Но на крутом подъеме в снежной колее задача усложнилась.

При движении вверх приходится активно работать газом, а следовательно, колеса чаще срываются в пробуксовку. Но в этой ситуации машина становиться неуправляемой и может соскользнуть не только назад, но и вбок – с накатанной колеи в сугроб. Чтобы этого не случилось, надо, в первую очередь, уменьшить тягу на колесах, выбрав вторую или третью передачу пониженного ряда. Во-вторых, заезжать на горку лучше с разгона, используя инерцию автомобиля. Однако за инерцией придется следить и на самом подъеме - если машина потеряет скорость, то вам придется посильнее нажать на газ, а это вновь может привести к пробуксовке.

Тяни-скользи

Freelander 2
Второй "Фрилендер" cамый молодой участник в команде Land Rover - его производство началось только в 2007 году. "Диско" из сугроба мы вытягивали на версии с четырехцилиндровым дизелем объемом 2,2 литра и мощностью 160 лошадиных сил. Стоимость в базовой комплектации - 1 миллион 178 тысяч рублей.

Несмотря на то, что в ходе обучения на "реальном бездорожье" нам так и не удалось "засадить" тестовый Discovery в снег, организаторы все равно дали нам возможность побегать с шаклами, блоками и лопатами вокруг внедорожника во время третьего этапа обучения. Эта часть программы была полностью посвящена вытаскиванию из сугроба беспомощного ("обутого" в летнюю резину) LR Discovery более компактным и легким LR Freelander.

К заданию предлагалось подойти творчески. Когда мы зацепили "Диско" тросом, оказалось, что используемому в качестве тягача "Фрилендеру" ехать некуда – впереди елки. "Дернуть" Discovery назад тоже оказалось невозможно – за ним простиралось заснеженное поле с глубокими сугробами. А укоротить трос нам не разрешили инструкторы.

После нескольких безуспешных попыток вытянуть Discovery вбок, мы, наконец, догадались, что дергать застрявшую машину надо через блок, закрепленный с помощью стропы на той самой елке, которая мешала "Фрилендеру" вытянуть "Диско" вперед. И через несколько минут маленький кроссовер все-таки смог вытащить засаженный по самое "брюхо" тяжелый внедорожник.

Наконец, после завершения "джиперской" подготовки, нам дали опробовать технику Land Rover на льду. Кстати, гололед в центре Land Rover Experience - бескомпромиссный. Он представляет собой настоящий каток, на котором расставлены задающие траекторию конусы.

Range Rover Sport
Появившийся в 2005 году Range Rover Sport сделан на одной платформе с третьим "Дискавери". Для "ледяного" теста нам дали машину с турбодизелем объемом 4,2 литра и мощностью 390 лошадиных сил. Стоимость в базовой комплектации - 2 миллиона 408 тысяч рублей.

Упражнений было всего два – "лосиный" тест, в ходе которого необходимо разогнаться и объехать препятствие на дороге, и знакомая еще по автошколе большинству читателей с правами "змейка". Конечно, для полноценной отработки навыков, необходимых при езде по гололеду, нужно гораздо больше времени, чем было у нас. Но зато мы смогли опробовать, как ведет себя в таких экстремальных ситуациях "спортивный внедорожник" Range Rover Sport. Оказалось, что несмотря на большую массу внедорожник хорошо слушается руля и позволяет "играть" загрузкой передней оси при прохождении змейки.

Английская инфлюэнция

Хочется отметить, что поездка в подмосковный центр Land Rover дает не только навыки внедорожного вождения. Для меня главным открытием стало то, что в мире, где уже давно победила маркетинговая концепция "паркетников", пока существуют автопроизводители, которые действительно заботятся о проходимости своих автомобилей.

Ведь, если честно, сейчас почти никто из покупателей не ждет, что дорогой внедорожник будет демонстрировать отличную проходимость по вспаханному полю или снежной колее. Поэтому затраты на поддержание "вездеходного" имиджа для большинства производителей внедорожников, фактически, являются необязательными. Или, другими словами, "лишними" и подлежащими, по всем законам современного рынка, немедленному сокращению.


К этому заданию предлагалось подойти творчески. Когда, мы зацепили "Диско" тросом, оказалось, что используемому в качестве тягача "Фрилендеру" ехать некуда – впереди елки. Спас "блок", который мы закрепили на ближайшей елке.

Однако в Land Rover по-прежнему дорожат своим внедорожным наследием. Наверное, это какой-то "всебританский" вирус преданности традициям, которым, кстати, не сложно заразиться. По крайней мере, в подмосковной школе LR Experience им болеют все - начиная от директора и заканчивая инструкторами.

География Land Rover Experience

Идея создания проекта Land Rover Experience появилась в 1998 году. Первые центры были открыты в Великобритании на базе уже существовавших тестовых полигонов Land Rover. Сейчас штаб-кварира LRE расположена на территории замка Истнор, графство Херефордшир.

По всему миру на данный момент насчитывается более 40 центров LRE. Из них десять расположены в Великобритании, а остальные - в США, Канаде, Китае, ЮАР, Тайване, Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Дании, Финляндии, Голландии, Бельгии, Турции и, конечно, в России.