Танцы на льду

Зимняя школа вождения Mazda

Умеют ли слоны танцевать? Нет! Неуклюжие попытки этих животных "вальсировать" под музыку, которые все мы видели в цирке, назвать "танцем" может только самый отъявленный оптимист. Поэтому, когда "Мазда" позвала нас на зимнюю школу вождения Icy Sport, обучение в которой проходит на кроссоверах Mazda CX-7, я поначалу подумал, что это, наверное, будет похоже на выездной цирк-шапито. Почему? Да потому что учиться спортивному вождению на почти двухтонных машинах с "автоматом" и не отключаемой системой стабилизации - это все равно, что кружиться в танце в обнимку со слоном.

Полный привод

Систему полного привода модель CX-7 позаимствовала у "горячего" седана Mazda6 MPS предыдущего поколения, но в несколько усеченном варианте. В обычной ситуации кроссовер - переднеприводный (на задние колеса передается не больше двух процентов тяги), а задняя ось подключается по команде электроники при помощи электромагнитной муфты, сблокированной с главной передачей.

Электромагнит сжимает пакет фрикционов с помощью управляющей муфты, постоянно "играя" тягой на задних колесах, вплоть до полного замыкания фрикционных дисков - в этой ситуации тяга распределяется поровну между передними и задними колесами. Насколько именно зажать фрикционы - решает электроника, постоянно анализируя скорость вращения каждого из колес, угол поворота руля и так далее.

Но, к счастью, я ошибался! Оказывается, механики из команды Олега Кесельмана - главного инструктора спортивной академии Mazda - сумели полностью отключить (читай - сломать) электронный ошейник на CX-7. А теперь уже можно вспомнить о том, что полноприводная трансмиссия на маздовском кроссовере почти целиком позаимствована у заряженного седана Mazda6 MPS, нет только заднего самоблокирующегося дифференциала, и мотор оттуда же - 2,3-литровая четверка с турбонаддувом и прямым впрыском, но дефорсированная с 260 до 235 лошадиных сил. Совсем другое дело!

Снеголед

Зимняя программа Icy Sport рассчитана всего на четыре часа занятий. Как признает сам Олег Кесельман, за столь короткое время привить даже базовые навыки спортивной езды по льду практически невозможно. Зато можно объяснить студентам основные принципы безопасного и быстрого вождения в зимних условиях и сразу же закрепить их на практике.

Главное, по словам инструкторов школы Mazda, это почувствовать перераспределение веса автомобиля при разгоне и торможении, при прохождении поворотов, и научиться им управлять. Баланс автомобиля - это ключевое понятие в спортивной езде вне зависимости от того, на асфальте вы находитесь или на льду, - говорит Кесельман. - Основное отличие ледяного трека от зимнего заключается в том, что на льду автомобиль не столь ярко реагирует на сброс газа и не позволяет загрузить переднюю ось так же эффективно, как на асфальте. И пока вы не научитесь перераспределять вес автомобиля, ехать по-настоящему быстро у вас вряд ли получится.

В ходе короткого брифинга перед началом практических упражнений Олег напоминает нам еще одно важное правило зимней езды - все надо делать заранее. Помните, что сцепные свойства шин на льду очень низкие. Это означает, что на ваши действия машина будет реагировать с запаздыванием, поэтому команды ей надо давать непо факту, а с некоторым опережением, - говорит он. - К тому же, вы будете ездить на высоких и тяжелых автомобилях, с большим моментом инерции, поэтому вам придется быть еще более внимательными.

Так как использовать баланс автомобиля, например, на обычной змейке? Очень просто - приотпустите акселератор, перед тем как повернуть руль. И не держите колеса вывернутыми слишком долго - все надо делать быстро и, напоминаю, с опережением. Сброс газа - поворот руля - машина последовала вашей команде, и тут же ставим колеса ровно или компенсируем занос коротким движением, плавно добавляя газ. Плавно! Если вы нажмете педаль акселератора слишком резко, то передние колеса сорвутся в пробуксовку, и машина начнетвываливатьсянаружу поворота.

Пока вы не научитесь
перераспределять вес автомобиля,
ехать по-настоящему быстро у вас
вряд ли получится...

Но и в этой ситуации важно сохранять хладнокровие, - добавляет Кесельман. - Многие водители при сносе передней оси инстинктивно пытаются довернуть руль в сторону поворота, а этого делать нельзя! Сцепные свойства шин в поперечном направлении всегда хуже, чем в продольном, а это значит, что увеличивая угол поворота руля, вы лишь усугубляете ситуацию и заставляете колесаплужить. На самом деле, руль нужно крутить в обратную сторону, стараясь поставить колеса прямо. Психологически это сложно сделать, но, поверьте, это очень важный и нужный навык, поэтому постарайтесь ему научиться - у вас будет на это время.

При сносе не старайтесь довернуть руль в сторону поворота
- попробуйте поставить колеса прямо

Врум-врум

Программа обучения, подготовленная Маздой для журналистов, состояла из двух частей: сначала отработка базовых навыков на специальной площадке, где конусами были размечены несколько трасс для выполнения упражнений, а затем - заезды по ледяному зеркалу замерзшего карьера под Рыбинском, что в Ярославской области.

Первое упражнение - это традиционная змейка с одинаковым шагом. Кажется, что может быть легче? Но первые же попытки хоть немного увеличить скорость прохождения трассы приводят к ошибкам - то перекрутил руль, то не вовремя нажал или сбросил газ. Да еще этот автомат… Гидротрансформатор не дает играть тягой так, как хочется водителю, демпфируя передачу момента от двигателя на колеса. В результате, между нажатием на педаль акселератора и появлением тяги на колесах - чудовищная задержка, из-за которой машина раз за разом проезжает мимо очередного конуса.

Но мы с коллегой нашли выход - перевели автомат в ручной режим и выбрали первую передачу, на которой гидротрансформатор блокируется. И - о чудо - теперь у нас стало получаться и загружать переднюю ось перед началом маневра, и плавно дозировать тягу на колесах, не допуская их сильной пробуксовки на выходе из поворота. И даже рулем, как оказалось, можно было крутить на куда меньшие углы!

Следующее упражнение - змейка с переменным шагом - должна помочь нам отработать навыки упреждающих маневров. Здесь важно отправить машину в боковое скольжение задолго до конусов, причем момент его начала и угол заноса необходимо выбирать индивидуально для каждого поворота. К тому же, приходится быть максимально собранным, потому что ошибка, допущенная в начале трассы, имеет свойство накапливаться: не успев в какой-то момент компенсировать сильный занос или наоборот, забыв выставить машину перед очередным конусом, следующий ты гарантированно проедешь мимо - либо с вывернутыми колесами, либо задом наперед.

Но через 15-20 минут непрерывных скольжений ты начинаешь понимать, в какой момент сбросить газ и повернуть руль, на какой угол, и когда вновь можно начинать ускоряться. Начинаешь чувствовать, когда передние колеса теряют сцепление с дорогой и когда они вновь его восстанавливают. Ощущаешь то, как огромный автомобиль в ответ на твои действия перераспределяет вес не только в продольном, но и в поперечном направлении. И этот навык необходимо срочно закрепить, поэтому мы переезжаем на последнее упражнение на площадке - к так называемой гантели.

В идеале, перекладывая автомобиль из одного бокового скольжения в другое, опытный водитель сможет пройти всю гантелю в непрерывном дрифте. Но сделать это получается не у всех и далеко не сразу. Сначала ты слишком активно компенсируешь занос, не давая машине проскользить всю дугу с нужным углом заноса. Затем - слишком сильно давишь на газ, заставляя автомобиль уходить на бОльший радиус. И лишь спустя некоторое время, прислушиваясь к рекомендациям Кесельмана и все больше вкатываясь в это упражнение, ты начинаешь получать настоящее удовольствие от того, насколько послушным и понятным в управлении может быть автомобиль даже на голом льду.

Слушать советы Олега Кесельмана - это полезно

Трасса

После перерыва и короткого брифинга мы отправляемся на последнюю трассу - почти трехкилометровый ледовый трек, проложенный по идеально ровному льду. Здесь нет ни одного прямика, зато полно поворотов и сложных связок. Прохождение связки поворотов по своей технике отличается от прохождения единичного виража. Связку надо рассматривать не как два или три отдельных поворота, а в комплексе. Поэтому ради быстрого выхода из последнего поворота можно пожертвовать скоростью входа в первый, - говорит Кесельман перед стартом первого экипажа. - И помните про педаль тормоза - она поможет вам не только сбросить скорость, но и дополнительно нагрузить переднюю ось перед началом маневра. А главное, не торопитесь сразувалить на все деньги- сделайте круг-другой в спокойном темпе, постарайтесь запомнить трассу.

Запомнить трехкилометровую трассу с парой десятков поворотов? Это практически невозможно! Да еще и покрытие меняется с каждым проездом - там, где еще две минуты назад был хороший зацеп, после проезда шести машин оказывается голый лед. Поэтому ехать приходится не только по глазам, высматривая крутизну очередного поворота заранее, но и на ощупь, пытаясь хоть как-то зацепиться внутренним передним колесом за пока еще шершавую кромку трассы.

Как жаль, что световой день зимой
заканчивается так рано

Зато с каждым кругом растет понимание того, как надо правильно и быстро ехать по льду. Движения рулем становятся все более скупыми - вместо этого ты начинаешь управлять автомобилем исключительно тягой и перераспределением его веса. Разгон, короткое торможение за несколько метров до поворота, и задняя часть машины начинает слегка соскальзывать наружу поворота - подхватываешь скольжение газом, заставляя автомобиль облизывать конус, компенсируешь занос и плавно переходишь от заноса к ускорению к следующему повороту. Через 20-30 минут ты вкатываешься настолько, что начинаешь проходить длинные связки буквально на одном дыхании, короткими движениями руля перекладывая машину из одного поворота в другой. Кажется, что еще минут 30-40 такой езды и ты сможешь проехать всю трассу вообще без ошибок и ненужных вылетов… Но увы и ах - световой день зимой заканчивается слишком рано!

Из паркующихся на берегу карьера машин выходят мои коллеги: с улыбками на лицах, довольные и взбудораженные. Они, как и я, получили свою порцию ни с чем несравнимого удовольствия от скольжений, заносов и, наверняка, тоже в какой-то момент почувствовали ощущение единения с машиной…

А я, к тому же, теперь точно знаю, что и в неуклюжих на первый взгляд движениях слонов можно заметить некоторую грацию. Надо лишь чуть повнимательнее присмотреться.

Спорт Академия Mazda

В этом году обучение по программе Icy Sport проходит в Тушино два раза в неделю. Стоимость занятий - 25 тысяч рублей. Однако уже следующей зимой Мазда планирует сделать курсы выездными и будет проводить их на той же площадке под Ярославлем, где занимались мы.

Подробнее узнать о школе спортивного вождения Mazda и записаться на курсы можно по этой ссылке или прочитав нашу заметку про летнюю программу.