Новичкам везет

Команда-дебютант "Формулы-1" выиграла свой первый Гран-при

В минувшие выходные стартовал юбилейный, 60-й сезон чемпионата мира "Формулы-1". Импровизированный "день рождения" прошел на трассе в Альберт-парке в Мельбурне, который в последнее время регулярно принимает стартовые этапы самого престижного мирового первенства. Интересно, что девять из 13 предыдущих Гран-при Австралии выигрывали те пилоты, которые впоследствии становились чемпионами по итогам всего сезона.

Этот факт кажется особенно интересным в свете того, что в 2009 году гонку в Австралии выиграл гонщик, который до этого ни разу не боролся за чемпионский титул, и который выступает за команду, проводившую в Альберт-парке первый в своей истории Гран-при. Более того, ее пилоты заняли первые две ступени финишного пьедестала - еще ни одна команда не выигрывала дебютный Гран-при дублем.

Квалификация

После многомесячного перерыва команды подошли к началу сезона примерно в той форме, на которую и рассчитывали: в Renault были убеждены, что в этом году на равных поборются за победу с Ferrari и McLaren, а Red Bull и Toro Rosso, выступающие практически на одинаковых машинах, надеялись попасть на подиум уже в стартовой гонке.

Force India готовилась впервые опробовать в боевых условиях чемпионскую технику, полученную от McLaren, а в BMW сделали ставку на систему KERS, которую баварцы начали испытывать еще в прошлом году. И только пилоты McLaren были настроены пессимистично: они в открытую заявляли о том, что машина в ее нынешнем состоянии не позволит им побороться в Австралии даже за очки.

Еще три команды - Brawn GP, Williams и Toyota - задолго до старта сезона оказались вовлечены в судебные разбирательства. Используемые на их болидах диффузоры были построены на основе вольной трактовки техрегламента, что вызвало недовольство со стороны топ-команд. Точнее, Ferrari сотоварищи волновали даже не сами диффузоры, а скорость, которую демонстрировали машины, оснащенные спорными аэродинамическими обвесами. Накануне гонки в Альберт-парке болиды Brawn GP, Williams и Toyota были признаны легальными, однако Ferrari, Red Bull и Renault подали апелляцию на решение стюардов, которая будет рассмотрена в апреле.

Свободные заезды, состоявшиеся в пятницу, вызвали еще больше вопросов о скорости команд. Пилоты Brawn GP, выигравшие едва ли не все предсезонные тесты, выступили более чем уверенно, однако лучшее время в тренировках показали не они, а Нико Росберг из Williams, болид которого, кстати, тоже был оснащен спорным задним диффузором.

К субботней квалификации гонщики Brawn GP подошли на пике своей формы - все три сегмента остались за пилотами молодой британской конюшни, а по итогам заездов Баттон и Баррикелло разделили первую линию стартового поля. На третьем месте неожиданно квалифицировался еще один новичок - Себастьян Феттель, для которого этот Гран-при стал дебютом за команду Red Bull. Далее расположились Роберт Кубица (BMW) и Нико Росберг (Williams).

Пилоты Ferrari, команды, уверенно выигравшей в прошлом году Кубок конструкторов, за поул-позишн даже не боролись - они квалифицировались лишь на седьмом и девятом месте. Пилоты McLaren квалификацию и вовсе провалили, заняв 14-е (Ковалайнен) и 15-е (Гамильтон) места на стартовой решетке.

Однако уже после окончания субботних заездов расстановка сил на стартовой решетке поменялась: из-за дисквалификации пилотов команды Toyota, болиды которых не прошли предстартовую техническую комиссию (заднее антикрыло у них оказалось слишком гибким), Масса и Райкконен переместились на шестое и седьмое место, Ковалайнен поднялся на 12-е, а вот Гамильтон, наоборот, оказался в самом конце стартового поля из-за вынужденной замены забарахлившей коробки передач. Гонщики Toyota, после замены нелегальных аэродинамических элементов на разрешенные, должны были стартовать с питлейна.

После завершения квалификации FIA опубликовала результаты взвешивания болидов, обнародовав тем самым информацию о запасе топлива в баках каждой из машин. И этот документ ошеломил публику не меньше, чем результаты самих заездов - оказалось, что болиды Brawn GP были едва ли не самыми тяжелыми в первой десятке. Казалось, что Росс Браун еще до старта гонки убил всю интригу сезона: точно так же, как он сделал это в 2002 и 2004 годах с Михаэлем Шумахером и Ferrari. Скудерия тогда выигрывала не только Гран-при Австралии, но и дважды становилась чемпионом.

Гонка

Старт гонки уверенно выиграл Дженсон Баттон, оторваться от преследователей которому помогла заминка со стартом у его напарника Рубенса Баррикелло. Из-за сбоя в работе коробки передач Рубенс замешкался, задержав тем самым всю четную часть пелотона. Благодаря этому Феттель к первому повороту подошел вторым, а сразу за ним расположились гонщики Ferrari, между которыми вклинился Роберт Кубица. Баррикелло смог удержать лишь шестое место.

Однако в первом же повороте после стартовой прямой пилоты, расположившиеся в конце первой десятки, устроили настоящий завал: Баррикелло, пытавшийся удержать свою позицию, столкнулся c Марком Уэббером, болид которого после контакта сместился наружу и врезался в Ника Хайдфельда. Отскочившая машина Уэббера попала на траекторию Хейкки Ковалайнена, который не успел увернуться от столкновения, повредив машину и пробив колесо. Для пилота McLaren эта гонка оказалась законченной. Баррикелло, между тем, продолжил движение и сумел продержаться в первой десятке до первого пит-стопа, где ему сменили поврежденный носовой обтекатель на новый.

Действующий чемпион мира Льюис Гамильтон, стартовавший последним, уже к концу первого круга обошел нескольких своих соперников - его болид был оснащен системой KERS, пользоваться которой у Льюиса получалось более чем успешно.

Первая волна пит-стопов началась неожиданно рано - к концу десятого круга. Оказалось, что сверхмягкие покрышки Bridgestone на горячем австралийском асфальте разрушались слишком быстро, поэтому пилоты Ferrari и Роберт Кубица были вынуждены заехать в боксы уже через полчаса после начала гонки. Чуть позже на пит-стоп заехал и Гамильтон.

Первое появление машины безопасности на трассе Альберт-парка произошло буквально сразу после завершения первой волны пит-стопов: в одном из скоростных поворотов свой Williams разбил Казуки Накаджима. Однако здесь случилась и первая заминка, вызванная новыми правилами: в этом сезоне при появлении сэфети-кара пит-лейн не закрывается, но каждому пилоту дается определенный промежуток времени, в течение которого он может добраться до боксов на дозаправку в спокойном темпе. Однако на расчет этого времени стюардам потребовалось больше минуты! Пока судьи мешкали, лидер гонки Дженсон Баттон вполне легально успел заехать на пит-стоп и вернуться на трассу до появления машины безопасности.

После рестарта Дженсон Баттон в течение считанных кругов оторвался от Себастьяна Феттеля на вполне комфортные 5-6 секунд и удерживал свое преимущество на протяжении всей оставшейся дистанции. А за ним началась позиционная борьба - пилоты пытались атаковать своих конкурентов, однако все они - и это ощущалось - ждали второй волны дозаправок.

Однако пилоты Ferrari в дележе очкового пирога поучаствовать так и не смогли. В самом начале финального отрезка гонки свою машину повредил Кими Райкконен, допустив ошибку на ровном месте и приложившись к отбойнику, а cпустя несколько кругов после этого Фелипе Масса был вынужден резко сбросить скорость и вернуться в боксы из-за технических неполадок в своем болиде. По некоторым сведениям, у него сломался усилитель рулевого управления.

За несколько кругов до финиша в боксы отправились лидеры - Баттон и Феттель, которым предстояло проехать оставшуюся дистанцию на том самом неудачном, мягком комплекте резины. В такой тактике, в принципе, была своя логика - финиш гонки проходил уже вечером (около семи по австралийскому времени), поэтому температура асфальта была заметно ниже, чем на старте гонки. Однако сверхмягкие шины все равно работали плохо - после замены покрышек лидеры резко сбавили темп, что дало возможность шедшему на третьей позиции Роберту Кубицу подобраться вплотную к Феттелю.

Кубица атаковал Феттеля по-гусарски, наскоком: в одном из поворотов поляк попытался обойти болид Red Bull по внешней траектории, но не успел - Феттель, оказавшийся внутри, не захотел пропускать Кубицу и машины соприкоснулись колесами. В результате этого столкновения оба болида лишились передних антикрыльев и, оставшись без прижимной силы, буквально на следующем повороте врезались в отбойники.

На этот раз судьи среагировали мгновенно, но, что удивительно, Феттель проехал еще полтора круга на разбитой машине, надеясь финишировать в таком виде и набрать хоть какие-то очки - ведь обгоны под желтыми флагами запрещены! Однако уловка Red Bull не сработала - Феттель в итоге все равно был вынужден остановиться, после чего судьи наказали немца штрафом в 50 000 долларов США и добавили 10 позиций к его квалификационному результату в следующем Гран-при, признав виновным в столкновении с Кубицей.

После схода Феттеля и Кубицы второе место само упало в руки Рубенса Баррикелло, который проводил эту гонку в довольно консервативном стиле, не особенно заботясь о красивых обгонах. К тому же, на его позицию уже никто не претендовал - оставшиеся до фишина круги весь пелотон проехал за машиной безопасности, а формальный рестарт заезда состоялся за несколько сотен метров до его финиша.

Третьим в Австралии финишировал Ярно Трулли, следом за которым отмашку клетчатым флагом получил Льюис Гамильтон. Действующий чемпион мира за счет грамотной тактики и сходу своих конкурентов сумел пробиться с последнего на четвертое место! А чуть позже его четвертая позиция и вовсе превратилась в третью. После гонки команда McLaren подала протест против действий Ярно Трулли, который, как оказалось, уже после появления машины безопасности вылетел в траву, пропустив вперед Льюиса, а затем, вернувшись на трассу, обогнал Гамильтона, нарушив тем самым правила. За это Трулли был наказан 25-секундным пенальти.

Победа!?

Но главное событие первого формульного уик-энда - это безоговорочная победа команды Brawn GP - новичка Формулы-1. До этого момента свой дебютный Гран-при дублем не выигрывала ни одна команда за всю историю Королевских гонок. После финиша Баттон не раз повторял одни и те же слова - о том, что этот успех особенно важен и для него и для команды, которая еще месяц назад находилась на грани расформирования. К тому же, для Дженсона победа в Австралии стала лишь второй в его гоночной карьере - как тут не радоваться?

Кроме того, гонка в Мельбурне показала, что серьезного преимущества спорные диффузоры не давали - Кубица и Феттель на болидах BMW и Red Bull демонстрировали примерно ту же скорость, что и Рубенс Баррикелло, а Льюис Гамильтон на не самом удачном болиде McLaren на равных боролся с Тойотой Трулли.

Зато большинство наблюдателей посчитало KERS довольно занимательной штукой - благодаря ему Гамильтон сумел пробиться с последнего места на подиум. Да и по ходу трансляции не раз было видно, как Льюис опережал своих соперников, вовремя задействовав новомодный бустер. Однако машины без KERS ехали не хуже - за счет лучшего баланса и более бережного отношения к задним покрышкам.

Главный вывод, который можно сделать после стартового Гран-при - новые правила и новый техрегламент действительно кардинально изменили расстановку сил в Формуле-1. Если в прошлом сезоне борьба велась между пилотами McLaren и Ferrari, с некоторым участием BMW, то в 2009 году топ-команды оказались медленнее своих конкурентов. Зато неожиданно выстрелили новички - Brawn GP - и бывшие команды-середнячки - Williams и Toyota. И это не может не вселять оптимизм в души всех болельщиков Формулы-1. Смущает лишь одно - вал судебных разбирательств, начало которым было положено еще до старта сезона. Ведь, говоря официально, результаты Гран-при Австралии нельзя считать окончательными до того момента, пока не будет рассмотрена апелляция команд Ferrari, Red Bull и Renault, которые все еще сомневаются в легальности болидов Brawn GP, Williams и Toyota несмотря на решение экспертов FIA.

Но хочется верить, что спортивные чиновники не будут портить новый сезон, который обещает быть едва ли не самым интересным за последние 20 лет, тем миллионам фанатов, которые едва простили Формуле-1 грандиозный шпионский скандал 2007 года.


Пересмотренные результаты Гран-при Австралии

Место Гонщик Команда Время Круги
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 1ч 34:15.784 58
2. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes +0.8 58
3. Льюис Гамильтон McLaren Mercedes +2.9 58
4. Тимо Глок Toyota +4.4 58
5. Фернандо Алонсо Renault +4.8 58
6. Нико Росберг Williams Toyota +5.7 58
7. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari +6.0 58
8. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari +6.2 58
9. Адриан Сутиль Force India Mercedes +6.3 58
10. Ник Хайдфельд BMW +7.0 58
11. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes +7.3 58
12. Ярно Трулли Toyota +26.6 58
13. Марк Уэббер Red Bull Renault +1 круг 57
14. Себастьян Феттель Red Bull Renault +2 круга 56
15. Роберт Кубица BMW +3 круга 55
16. Кими Райкконен Ferrari +3 круга 55
Фелипе Масса Ferrari +13 кругов 45
Нельсон Пике-младший Renault +34 круга 24
Казуки Накаджима Williams Toyota +41 круг 17
Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes +58 кругов 0

Положение в общем зачете после первого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 10
2. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes 8
3. Льюис Гамильтон McLaren Mercedes 6
4. Тимо Глок Toyota 5
5. Фернандо Алонсо Renault 4
6. Нико Росберг Williams Toyota 3
7. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 2
8. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari 1
9. Адриан Сутиль Force India Mercedes 0
10. Ник Хайдфельд BMW 0
11. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes 0
12. Ярно Трулли Toyota 0
13. Марк Уэббер Red Bull Renault 0
14. Себастьян Феттель Red Bull Renault 0
15. Роберт Кубица BMW 0
16. Кими Райкконен Ferrari 0
17. Фелипе Масса Ferrari 0
18. Нельсон Пике-младший Renault 0
19. Казуки Накаджима Williams Toyota 0
20. Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes 0

Положение в Кубке конструкторов после первого этапа

Место Команда Очки
1. Brawn Mercedes 18
2. McLaren Mercedes 6
3. Toyota 5
4. Renault 4
5. Williams Toyota 3
6. Toro Rosso Ferrari 3
7. Force India Mercedes 0
8. BMW 0
9. Red Bull Renault 0
10. Ferrari 0