Шипы по расписанию

В России хотят запретить ездить на летних шинах зимой и на "шипах" - летом

Мечты мэра Москвы Юрия Лужкова уже скоро могут стать реальностью - депутат Анатолий Иванов внес на рассмотрение Госдумы пакет поправок в закон "О безопасности дорожного движения", в которых прописаны жесткие ограничения на использование шипованных шин летом, а также запрет на эксплуатацию летних шин зимой. Как говорится в законопроекте, с текстом которого можно ознакомиться на официальном сайте Думы, Иванов предложил обязать российских водителей использовать зимние покрышки на автомобилях (как легковых, так и грузовых) массой до 3,5 тонн в период с 1 декабря по 1 марта. Зимними шинами при этом считаются покрышки, которые имеют зимний рисунок протектора, соответствующую маркировку (М+S) и остаточную высоту протектора не менее трех миллиметров.

Единственное послабление - зимние шины должны быть установлены хотя бы на одну из осей автомобиля, а использование шипованных колес даже зимой будет необязательным. Зато тех, кто любит цокать шипами по асфальту круглый год, будут наказывать - эксплуатацию шипованных покрышек в период с 1 мая по 30 сентября депутат Иванов предложил запретить, за исключением автомобилей, которые зарегистрированы в городах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах.

Наказание на несоблюдение правил эксплуатации летних шин зимой и зимних шин летом, предложенное автором законопроекта, - это штраф в размере 500 рублей. Кроме того, автомобили, на которых установлены покрышки не по сезону, не смогут пройти техосмотр.

Как во вторник написала газета http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1147042target=_blank>Коммерсант, новый законопроект пока не прошел согласование даже в профильном (транспортном) комитете Госдумы. Однако, по мнению большинства экспертов, этот документ вряд ли встретит серьезное противодействие со стороны других депутатов - уж больно тщательно он проработан. К примеру, Иванов предложил разрешить региональным властям устанавливать дополнительные ограничения на использование шипованных шин. То есть, в тех областях, где зимы не бывает в принципе - например, на юге России, - покрышки с гвоздями можно будет полностью запретить.

Однако, как говорится в том же документе, подобные запреты будут распространяться только на местные автомобили - машины, зарегистрированные в других регионах наказывать за несоблюдение регионального шинного законодательства не будут. Это означает, что если в Москве или Санкт-Петербурге введут запрет на использование шипованных шин, то жители Подмосковья и всех остальных регионов России смогут по-прежнему кромсать столичный асфальт шипами и портить московские дороги.

Зачем?

Москва

Московские власти уже не раз предпринимали попытки ввести запрет на использование шипованных шин не только летом, но и зимой. Еще в 2004 году столичный мэр Юрий Лужков предложил ввести в Москве специальный налог для владельцев автомобилей с шипованными колесами.

Позже депутаты Мосгордумы предложили законодательно запретить эксплуатацию шипованных шин в летний период и даже пообещали подготовить соответствующий законопроект к 1 марта 2009 года, а также поддержали инициативу Лужкова по введению в городе специального налога "на шипы". Однако пока никакого продолжения эта история не получила.

В пояснительной записке к своим поправкам депутат Иванов ссылается на опыт зарубежных стран со схожим климатом, а также на мнение некоторых экспертов, которые считают, что эксплуатация зимой автомобиля на летних шинах зимой сравнима с использованием машины с неисправным рулевым управлением или тормозной системой. И действительно - на укатанном снегу и уж тем более на льду автомобиль на летних покрышках, как это принято говорить, не поворачивает, не тормозит и не разгоняется. А значит, такая машина представляет угрозу для всех окружающих, в том числе и для пешеходов.

Ездить на шипованных шинах по летнему асфальту - тоже плохая идея. Во-первых, зимние покрышки и так имеют очень мягкий состав резины, позволяющий им не дубеть в морозы, который в жару не только изнашивается с удвоенной силой, но и вообще подвержен повышенному риску разрушения, особенно на высоких скоростях. К тому же, шипованные покрышки имеют очень низкий коэффициент сцепления с асфальтом, из-за чего ухудшается управляемость автомобиля (он медленнее реагирует на действия рулем и проявляет склонность к скольжениям даже при спокойной езде) и увеличивается тормозной путь.

Кроме того, шипованные шины действительно способствуют разрушению дорожного покрытия. По исследованиям Таллиннского технического университета, которое было проведено еще в 2003 году (про аналогичные российские исследования нам ничего не известно), такие колеса ежегодно сдирают с покрытия 2,2-3,5 килограмма асфальта на каждые сто километров. А при интенсивном движении (более тысячи машин на километр в сутки) на дорогах действительно могут появляться колеи глубиной 3-4 миллиметра. За примером далеко ходить не надо - посмотрите на левые полосы МКАДа или ТТК в Москве. Причем справа, где ездят тяжелые грузовики, колейность почти не наблюдается…

Cоседи

Между тем, во многих европейских странах уже давно действуют законы, регламентирующие использование зимних шин. К примеру, въехать на территорию Финляндии с декабря по конец февраля можно только на машине, обутой в зимние покрышки. А шипованные колеса здесь можно использовать только до 31 марта.

В соседней Прибалтике (Эстония, Латвия, Литва) зимние колеса обязательны для использования с 1 декабря по 1 марта, а шипованные колеса можно ставить уже в ноябре, но снимать их придется не позже начала апреля.

В еще более северной Норвегии зимние покрышки заставляют обувать уже с 1 октября, однако за использование шипованных шин при въезде в центр столицы - город Осло - придется заплатить дополнительный сбор в размере 30 норвежских крон (чуть меньше пяти евро).

В Австрии использование зимних шин обязательно не на всех дорогах, а только на отмеченных специальным знаком - в основном, они расположены в горах. Кроме того, на некоторых трассах водители обязаны установить на ведущие колеса еще и специальные цепи противоскольжения. Штраф за несоблюдение этих правил - от 35 до 5000 евро. Примерно такие же правила действуют в Швейцарии: использовать зимние колеса необходимо только на горных дорогах, отмеченных специальным знаком.

При этом использование шипованных шин полностью запрещено в Германии, Великобритании, Голландии, Испании, Польше, Франции и Чехии.

Итого

По мнению большинства специалистов, инициатива депутата Иванова в целом правильная. Как заявил газете http://vremya.ru/2009/53/51/226122.htmltarget=_blank>Время Новостей президент Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, этот документ учитывает климатические особенности разных регионов нашей страны, поэтому согласиться с запретом эксплуатации машин с летней резиной в зимнее время можно. Однако законодательный запрет на использование шипованной резины, на мой взгляд, является попыткой переложить на плечи автомобилистов просчеты дорожников и строителей. Колейность на дорогах появляется не из-за шипов, а из-за нарушения технологии строительства, - считает Похмелкин. Значит ли это, что в Германии, Франции или Великобритании, где шипы уже запрещены, дорожники работают так же плохо, как наши, лидер Движения автомобилистов не уточнил.

Стоит также напомнить, что чаще всего о необходимости запрета использования шин с шипами говорили чиновники из мэрии Москвы и Санкт-Петербурга. Депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга еще в 2004 году обратились к правительству РФ с предложением ввести ограничение на эксплуатацию данного типа покрышек, а депутаты Мосгордумы направили аналогичное предложение в правительство в конце прошлого года.

Однако подготовленный Ивановым пакет поправок не избавит эти города от наплыва машин с покрышками - убийцами асфальта из соседних городов и областей: ведь, согласно законопроекту, даже в случае введения в Москве или Петербурге запрета на использование шипованных шин, штрафовать приезжих сотрудники ГИБДД все равно не смогут.

Можно, конечно, перенять опыт норвежского города Осло и брать с водителей дополнительную плату за порчу дорог шипами, но тогда придется решить две проблемы - как законодательно прописать взимание денег и организовать их сбор? Ведь на московские дороги ежедневно выезжают около 1,4 миллиона автомобилей, причем треть из них - это машины из других регионов России…