Mazda3

Mazda3 Evolution

Португальские дороги рассказали нам [о главном козыре новой Mazda3]

Презентация новой Mazda3 прошла в Португалии на берегу Атлантического океана. Мы отправились на этот тест-драйв, осознавая насколько важна эта модель для отечественного рынка – доля "трешки" в продажах российского представительства Mazda в последние годы составляет более половины от всего оборота.

Новая "трешка" стала больше,
легче, жестче и современнее,
но не изменила себе

Кстати, Россия для третьей "Мазды" тоже стоит на первом месте. Наши автомобилисты покупают больше "трешек", чем в любой другой стране Европы. Отстают даже немцы и англичане, среди которых эта машина пользуется немалым спросом.

Унификация

Mazda3 создана на принадлежащей "Форду" глобальной платформе С1, на которой также построены Ford Focus и Volo S40.

Такое же шасси легло в основу второго поколения компактвэна Mazda5, который поступил в продажу в 2005 году.

При первой "живой" встрече с новой "МаТрешкой" оказалось, что все просмотренные при подготовке к этой поездке фотографии немного врали из-за своей "двухмерности". На плоском изображении передняя часть машины с большим капотом и без привычной решетки радиатора, которую заменяет широченный воздухозаборник в переднем бампере, действительно кажется простоватой. Однако в "трехмерной реальности" новые формы наоборот выглядят очень интересно и более чем самобытно.

И мне кажется, что потенциальным покупателям вряд ли понадобится много времени на привыкание к новой внешности Mazda3. Тем более, что экстерьер этого автомобиля очень актуален – выпуклые арки, жирно прочерченные ребра, сложная штамповка кузовных панелей.

Контроль качества

После мартовских московских снегопадов португальская весна кажется раем: на улице +27, вокруг пальмы и свежий океанский бриз. Но южной природой наслаждаться некогда - хочется как можно скорее усесться за руль и... пощупать обещанный "маздовцами" мягкий пластик в салоне и оценить новую переднюю панель.

Насчет новых, более дорогих и качественных материалов "пиарщики" нас не обманули: интерьер новой "трешки" стал гораздо солиднее. Поверхность передней панели почти целиком укутана в мягкий пластик с приятной текстурой, а изогнутая лебединой шеей передняя консоль, в которую утоплены круглые регуляторы климат-контроля, закрыта блестящей накладкой "под алюминий". Можно сказать, что по меркам японских автомобилей класса "С" салон Mazda3 - это непозволительная роскошь, но от такой заботы о вкусах европейских покупателей на душе становиться теплее.


Mazda3 "подросла": хэтчбек теперь длинее на 45 миллиметров (4460 миллиметров), а седан - на 90 миллиметров. Но в салоне просторнее не стало: ведь колесная база осталась прежней (2640 миллиметров), а подросшие габариты - это заслуга более крупных бамперов.

Однако компоновка передней панели при первом знакомстве кажется сложной и громоздкой. Панель приборов без общего козырька в новой "трешке" дополняют два дисплея, расположенные у самого лобового стекла. На них выводится информация бортового компьютера, аудиосистемы и навигации, если последняя входит в комплектацию автомобиля. Да и сами "стаканы", в которых спрятаны спидометр и тахометр, кажутся очень необычными.

Интерьер

Салон трешки изменился не только визуально - лучше стала и его эргономика. Так, на 20 миллиметров выросла в длину подушка передних сидений, а рычаг "механики" приподняли на 60 миллиметров вверх, чтобы даже низкорослым водителям не пришлось до него тянуться.

У новой Mazda3 на прибороной панели осталось два круглых циферблата - спидометр и тахометр. Уровень топлива и пробег теперь показывает небольшой цифровой экран, который находится между "стаканами".

Свершилось! Mazda3 будет продаваться в России с навигацией. Небольшой экран навигационного комплекса расположен под козырьком по центру передней панели, и пользоваться им, к слову, очень удобно - не надо надолго отводить взгляд от дороги, чтобы проверить маршрут.

Правда, к сложной геометрии пространства перед водителем быстро привыкаешь, а все циферблаты и дисплеи на поверку хорошо читаются - по крайней мере, следить за дорогой по экрану навигации очень удобно. Однако водителю придется разобраться еще и с множеством разнокалиберных кнопок, кнопочек и регуляторов на передней консоли, которые разбросаны по пластику с какой-то неземной логикой. Скорее всего, там все просто… если хорошенько изучить руководство по эксплуатации.

Работа над ошибками

За что все журналисты и даже некоторые владельцы обычно ругали предыдущую версию Mazda3? Правильно - за плохую шумоизоляцию. В салон проникал и звук мотора, и шум от покрышек, катящихся по дороге, и свист ветра. Однако владельцы новой третьей "Мазды" вряд ли будут жаловаться на этот недостаток - проехав более 200 километров по иберийскому полуострову, мы с коллегами убедились, что новая "трешка" стала гораздо тише.


Разрабатывая дизайн второго поколения Mazda3, конструкторы существенно улучшили аэродинамику кузова. У седана, например, коэфициент лобового сопротивления уменьшился с 0,32 до 0,28. Правда, для этого понадобилось 34 дня и 304 часа испытаний в аэродинамической трубе на принадлежащем Mazda полигоне в Мийоши.

По официальным данным, в салоне новой "МаТрешки" стало тише на 6-11 процентов. Чтобы добиться такого эффекта, инженеры, во-первых, по новому уложили в панелях кузова "шумку", а, во-вторых, тщательно доработали аэродинамику кузова.

Определенную роль в снижении уровня шума сыграло и общее повышение жесткости кузова. Конструкторы не только увеличили число точек сварки и сварных швов в наиболее нагруженных местах, но и добавили новые усиливающие элементы. И у хэтчбека, и у седана под крышей появилась дополнительная балка, которая соединяет средние стойки, а рамка, образуемая в хэтчбеке задними стойками кузова и проходящим под крышей усиливающим брусом, теперь не сварная, а выштампована единым профилем.

К тому же, у новой Mazda3 была усилена доставшаяся по наследству от первого поколения подвеска – Макферсон спереди и "многорычажка" сзади. Стали мощнее рычаги и передний подрамник из штампованной стали, по-другому расставлены точки креплений переднего и заднего стабилизаторов устойчивости, появилась растяжка между стойками передней подвески.

Скатертью дорога

Однако, "усиление" подвески вовсе не означает, что новая Mazda3 стала жестче предшественницы. Наоборот, за счет повышенной угловой и продольной жесткости ходовая на машинах второго поколения стала более энергоемкой и гораздо лучше "переваривает" неровности. Хотя, честно говоря, колдобин и ям на дорогах в окрестностях курорта Кашкайш, где проводился тест-драйв, нам встречалось немного. Но зато здесь много серпантинов, вьющихся по скалистому берегу Атлантического океана и холмам в окрестностях Синтры - старинной резиденции португальских королей. На них мы смогли проверить - не пострадала ли в результате модернизации знаменитая управляемость третьей "Мазды".


Новая Mazda3 оснащена всеми современными средствами пассивной и активной безопасности. Так, уже в базовой комплектации машина оборудована шестью подушками безопасности, а в перечень стандартного оборудования входит ABS, система стабилизации и система помощи при экстренном торможении. В качестве опции можно дозаказать адаптивные биксеноновые фары, которые поворачиваются на угол до 15 градусов и боковые зеркала заднего вида, оборудованые системой мониторинга пространства в "мертвых зонах", которая предупреждает водителя об обгоняющих его машинах.

После первой же связки из нескольких живописных поворотов стало понятно, что если ходовая "трешки" и потеряла часть своих "спортивных" настроек, то совсем незначительную. Машина по-прежнему проходит повороты очень плоско, и при этом дарит водителю чувство полного контроля над автомобилем, которое быстро перерастает в азарт. Да, подвеска стала чуть мягче, крены стали, быть может, чуть больше. Однако за счет увеличения жесткости шасси новая Mazda3 в движении кажется более "собранной".

Немного более комфортным показалось и рулевое управление – колеса теперь не так остро реагируют на действия "баранкой". И это скорее плюс, а не минус – реакции Mazda3 предыдущего поколения многим владельцам (особенно среди тех, что постарше) казались слишком резкими. Да и сам руль стал легче - за счет увеличения объема гидроцилиндра электрогидроусилителя. Кроме того, его редуктор теперь крепится к подрамнику не в двух, а в трех точках, что позволило конструкторам использовать в этом механизме более мягкие втулки и уменьшить вибрации на рулевом колесе, вызываемые неровностями на дороге.

Еще не забытое старое

На португальских дорогах мы смогли "попробовать" оба бензиновых двигателя, которыми новая Mazda3 будет комплектоваться в Европе. Это модернизированные версии уже знакомых четырехцилиндровых моторов из серии MZR: объемом 1,6 и 2,0 литра. В результате доработок мощность этих агрегатов осталась прежней – 105 и 150 лошадиных сил соответственно, но зато теперь они соответствуют стандарту Евро 5. Кроме того, второй мотор оснащается еще и системой непосредственного впрыска топлива.


Mazda3 является самой продаваемой моделью японского автопроизводителя: за пять лет было произведено более двух миллионов "трешек". А в России с начала 2009 года продажи "трешки" составили 66 процентов от всего оборота российского представительства Mazda.

Однако, у нас таких моторов не будет: для российского рынка, как посчитали "маздовские" маркетологи, достаточно норм Евро-4, которым соответствует и предыдущее поколение двигателей, знакомое нам по первой Mazda3. Кроме этого, мы опять остаемся без дизельных "трешек"! Японскому дизелю российская солярка по-прежнему противопоказана.

Хотя дизельные движки, конечно, хороши! Особенно новый MZR-CD объемом 2,2 литра. Он выпускается в двух модификациях - форсированной и обычной, которые отличаются друг от друга, в первую очередь, размером турбокомпрессора. "Заряженная" версия выдает 185 лошадиных сил и крутящий момент в 400 Ньютон-метров, а "гражданская" – 150 "лошадей" и 360 Ньютон-метров. Причем оба этих агрегата выходят на максимальное значение крутящего момента уже к 1800 оборотам в минуту.

Но зато нас не обделили новой пятиступенчатой автоматической коробкой передач, которой будут комплектоваться двухлитровые бензиновые двигатели. Старый четырыхступенчатый "автомат" теперь будет устанавливаться только на машины с мотором 1.6.

Перспектива

В сухом остатке после поездки в Португалии от машины остались лишь положительные впечатления. Но почему-то не сложилось ощущения, что нам показали действительно новый автомобиль. Скорее, это глубокий "фейслифтинг" в сочетании с кропотливой работой над всеми ошибками, которые были допущены при создании первого поколения Mazda3. В принципе, еще полгода назад этого хватило бы для того, чтобы потенциальные покупатели начали штурмовать российские автосалоны Mazda.

Альтернатива

Едва ли не главный конкурент Mazda3 на российском рынке - Ford Focus. Однако он дешевле - пятидверный хэтчбек в базовой комплектации со 100-сильным бензиновым двигателем и ручной коробкой передач можно купить за 456 тысяч рублей. А цены на двухлитровый "Фокус" с "автоматом" начинаются от 545 тысяч рублей.

Конкурент из Японии - Toyota Corolla - на российском рынке предлагается с двумя бензиновыми двигателями на выбор: объемом 1,4 литра и мощностью 97 лошадиных сил, и объемом 1,6 литра и мощностью 124 лошадиные силы. Базовая цена первого варианта равна 695 тысячам рублей, а второго - 742,5 тысячи рублей.

Пятидверный хэтчбек Honda Civic стоит еще дороже - от 737 тысяч рублей. Однако за эти деньги покупатель получает автомобиль со 140-сильным двигателем объемом 1,8 литра и механической коробкой передач. Такая же машина с "автоматом" обойдется в 763 тысячи рублей.

Однако сейчас, в условиях кризиса, даже самые "горячие" новинки не вызывают у покупателей ажиотажа – позволить себе покупку новой машины могут немногие. В такой ситуации успех нового "гольф-класса" из Японии будет зависеть лишь от того, сможет ли Mazda сохранить на приемлимом уровне то соотношение "цена/качество", которое, собственно, и сделало "трешку" одним из бестселлеров российского рынка.

Но пока интрига сохраняется – цены на новую третью "Мазду" еще не объявлены. Несмотря на то, что второе поколение Mazda3 появится в российских автосалонах уже в августе, прогнозировать ее стоимость пока не берется никто.


Благодаря увеличению доли деталей кузова, выполненных из высокопрочной стали, вес новой "трешки" удалось уменьшить на 11 килограммов. Еще два килограмма машина "сбросила" за счет другой конструкции передней панели, 0,7 килограмма - благодаря доработанной задней подвеске, а усовершенствование других компонентов машины сэкономило разработчикам дополнительные 1,3 килограмма.


Технические характеристики седана Mazda3 2.0 AT

Длина, мм4580
Ширина, мм1755
Высота, мм1470
Колесная база, мм2640
Снаряженная масса, кг1335
Объем двигателя, см31999
Мощность, лошадиных сил/об-мин150/6500
Крутящий момент, Нм/об-мин187/4000
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с10,6
Максимальная скорость, километров в час210
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км7,6