И грянул гром

Дженсон Баттон и Росс Браун устроили революцию в "Формуле-1"

На трассе Sepang International Circuit, арене борьбы второго этапа "Формулы-1" сезона-2009, "грянул гром" – Дженсон Баттон выиграл еще одну гонку за команду, которая проводит второй в своей истории Гран-при. И если первую победу еще можно было с натяжкой назвать случайностью, то две победы подряд - это уже тенденция.

То, что сделал Росс Браун не удавалось еще никому - успех его болида Brawn BGP001 произвел в "Формуле-1" такой эффект, что эхо после него будет звучать еще несколько лет, если не десятилетий. Автомобиль, который доводился в условиях тотальной экономии, и судьба которого еще месяц назад была под вопросом, получился настолько эффективным в любых погодных условиях и в любой момент гонки, что титулованным соперникам Brawn GP теперь придется кардинально пересмотреть свой подход к Гран-при. Вопрос лишь в том, успеют ли они догнать новичков, которые уже демонстрируют феноменальную скорость.

Гонка

XI Petronas Malaysian Grand Prix
Трасса - Sepang International Circuit
Место - Куала-Лумпур, Малайзия
Дистанция - 31 круг (171.833 километра)
Рекорд в квалификации - 1:33.074, Михаэль Шумахер
Рекорд в гонке - 1:34.223, Хуан-Пабло Монтойя

Несмотря на то, что Баттон в субботу выиграл "поул" и отправился в гонку с не самыми полными баками, старт выиграл другой новичок - нынешний лидер команды Williams Нико Росберг. Благодаря техничному старту он прорвался с четвертого на первое место даже несмотря на то, что в Малайзии его болид не был оснащен системой KERS. Вместе с немцем "выстрелил" и Трулли, вышедший на второе место, а Дженсон Баттон, слека зазевавшийся на старте, откатился на четвертую позицию, пропустив вперед себя еще и Алонсо.

Однако долго сопротивляться наскокам Дженсона испанец не мог по объективным причинам - он собирался использовать тактику с одним питстопом и потому был заправлен под завязку. Поэтому уже к концу первого круга Баттон вышел на третье место, а чуть позже Алонсо пропустил вперед Баррикелло, который отправился в гонку с девятого места, Райкконена и Уэббера.

Спустя несколько кругов группа лидеров - Росберг, Трулли и Баттон - начала постепенно отрываться от своих преследователей, причем Баттон пока не торопился навязывать борьбу своим соперникам. Однако стоит отметить, что быстрейшие круги на этом отрезке гонки демонстрировали болиды, которые не были оснащены системой KERS, но обладали "спорным" диффузором. А лучшая машина с KERS – Ferrari Кими Райкконена – занимала лишь пятую позицию.

Первая волна пит-стопов началась ближе к 20-у кругу. Сначала на дозаправку и замену покрышек отправились лидеры - Трулли и Росберг. Баттон же, вырвавшись на оперативный простор, буквально за два круга сумел создать такой запас по времени, что после своей дозаправки он вернулся на трассу лидером, сохранив даже небольшой отрыв от Нико Росберга.

Но в тот момент, когда Трулли, Баттон и Барикелло ставили на свои болиды свежие комплекты мягких сликов, в боксах Ferrari приняли неожиданное решение - ожидая дождь в течение ближайших минут, "Скудерия" установила на болид Райкконена дождевой комплект покрышек. Однако дождь не начался ни на 18-м круге, ни на 19-м, а Кими, между тем, проигрывал по 20 секунд с круга всем остальным участникам гонки, включая пилотов Force India. Легкий дождь начал накрапывать лишь на 22-м круге, но к этому моменту, как заявил по радио сам Райкконен, находящийся в хвосте пелотона, его покрышки уже "полностью разрушились".

В этот момент большинству фанатов "Формулы-1", наверное, показалось, что гоночные инженеры Brawn GP допустили непростительную ошибку - ведь и Баттон и Барикелло были в боксах всего три круга назад, но выехали оттуда на сликах. А это означало, что им придется совершить дополнительный пит-стоп для замены шин на дождевые.

Однако начавшийся дождь заставил весь пелотон отправиться в боксы за дождевыми покрышками, поставив всех в одинаковые условия. Исключением стал лишь Тимо Глок, который убедил свою команду поставить на его машину промежуточные покрышки. И, как оказалось, он не прогадал: в условиях не очень сильного дождя, когда часть трассы оставалась практически сухой, немец на цепкой резине смог опередить Пике, Массу, Гамильтона, Хайдфельда, Трулли и Баррикелло. Превосходство в скорости болида Toyota над конкурентами было настолько велико, что Глок отыгрывал с круга по 10 секунд и через несколько кругов практически "влетел" на вторую позицию и начал атаковать Дженсона Баттона.

Ближе к 30-му кругу дождь стих, трасса начала подсыхать, а на прогревающемся асфальте дождевые покрышки стали очень быстро изнашиваться, что спровоцировало еще одну, уже третью по счету волну питстопов. Пилоты лидирующей группы вновь почти одновременно отправились за промежуточной резиной: от этой идеи отказался Ник Хайдфельд, отыгравший в результате две позиции, а также Фелипе Масса, поднявшийся на пятое место.

Но спустя еще пару кругов дождь не просто возобновился, а превратился в настоящий шторм - с громом и молниями. Потоки воды, обрушившиеся на трассу, вынудили лидеров, в том числе Дженсона Баттона, отправиться в боксы в четвертый раз - за покрышками для сильного дождя. Причем Баттон, побывавший на пит-лейне больше всех - четыре раза, вновь вернулся на трассу лидером, сумев не пропустить вперед Глока. Не заезжал на замену покрышек только Ник Хайдфельд, который в итоге так и закончил гонку с одним пит-стопом.

На 30-м круге дождь пошел с такой силой, что даже дождевые покрышки не могли обеспечить хотя бы минимального сцепления колес. Те пилоты, кто успел поменять шины на дождевые - двигались по трассе буквально с черепашьей скоростью, а все остальные, включая Гамильтона и Феттеля, успели побывать на обочине, не справившись с управлением. Еще через круг на трассу выехал автомобиль безопасности, а спустя несколько минут судьи были вынуждены остановить гонку.

В течение 40 минут пилоты находились на стартовой линии ожидая рестарта, однако продолжающийся дождь и начавшиеся сумерки вынудили судей отказаться от продолжения заезда. Однако из-за того, что пилоты прошли меньше 75 процентов дистанции, за Гран-при Малайзии они получили лишь половину набранных ими очков.

После гонки

В общем зачете после двух этапов продолжает лидировать Баттон, на счету которого теперь 15 очков. Вторую позицию удерживает Баррикелло, который мог бы финишировать в Малайзии и с более высоким результатом, если бы не досадная заминка на первом пит-стопе, когда бразильцу не удалось быстро тронуться с места.

На третьем и четвертом местах расположились пилоты "Тойоты" - Ярно Трулли и Тимо Глок. Несмотря на пессимизм руководства команды, который оно демонстрировало еще перед началом сезона, японские болиды со "спорным" диффузором оказались очень эффективными, а Трулли и Глок уже доказали, что умеют правильно распорядиться ситуацией на трассе. Следующие два места занимают Хайдфельд и Алонсо, для которых новый сезон пока складывается неоднозначно – несмотря на относительно высокую скорость, ни тот ни другой пока не имеют возможности побороться за места на пьедестале. Седьмое место в общем зачете занимает Нико Росберг, которому, как показала гонка в Малайзии, пока чуть-чуть не хватает тактической гибкости и скорости болида.

Зато выступление пилотов топ-команд - Ferrari и McLaren - теперь уже точно можно назвать полным провалом. После двух гонок эти конюшни набрали одно очко на двоих. И если в McLaren еще в межсезонье пугали своих болельщиков "ужасной формой", то гонки показали, что не все так ужасно. Гамильтон и в Австралии, и в Малайзии пытался бороться за места "в очках", однако в Мельбурне его подвел язык, а на последнем Гран-при ему не хватило скорости на мокрой трассе.

"Скудерия", находящаяся примерно в той же ситуации, пока страдает от технических неполадок и неразберихи в команде. В Австралии команда так и не смогла приспособить свои болиды к мягким шинам, а в Малайзии проиграла из-за своих собственных тактических просчетов. Причем дважды: в квалификации для Массы почему-то был запланирован только один быстрый круг на первом отрезке, времени которого не хватило для выхода в следующий сегмент. А в гонке уже Райкконен пострадал от недальновидности руководства, финишировав лишь 14-м. Не помогло даже присутствие в паддоке легендарного Михаэля Шумахера, который сейчас занимает пост консультанта Ferrari.

Но главное - невероятная скорость болидов Brawn и Toyota наглядно демонстрирует нам то, к чему так стремились функционеры FIA - настоящую революцию в "Формуле-1". Благодаря столь критикуемому регламенту, команды-новички, построившие свои болиды буквально с чистого листа и не побоявшиеся по-своему трактовать технические документы, теперь имеют возможность не просто импровизировать по ходу гонки и показывать хорошие результаты при любой погоде и на любом типе трасс. Они доказали, что иметь толковых инженеров сейчас куда важнее, чем многомиллионные бюджеты. А это значит, что "Формула-1" вновь становится соревнованием умов и мастерства пилотов, как это было лет 20-30 тому назад...

P.S.

Следующий этап состоится 19 апреля в Китае. Традиционно на этой трассе сильно выглядели болиды Ferrari, выигравшие здесь три гонки из пяти, однако последняя победа в Шанхае была одержана Льюисом Гамильтоном, но вряд ли это нам о чем-то скажет – в этом сезоне "Формула-1" слишком непредсказуема.


Результаты Гран-при Малайзии

Место Гонщик Команда Время
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 1ч 10:59.092
2. Ник Хайдфельд BMW Sauber +22.722
3. Ярно Трулли Toyota +23.513
4. Тимо Глок Toyota +46.173
5. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes +47.360
6. Марк Уэббер Red Bull Renault +52.333
7. Льюис Гамильтон McLaren Mercedes +1:00.733
8. Нико Росберг Williams Toyota +1:11.576
9. Фелипе Масса Ferrari +1:16.932
10. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari +1:42.164
11. Фернандо Алонсо Renault +1 круг
12. Казуки Накаджима Williams Toyota +1 круг
13. Нельсон Пике-младший Renault +1 круг
14. Кими Райкконен Ferrari +1 круг
15. Себастьян Феттель Red Bull Renault +1 круг
16. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari +1 круг
17. Адриан Сутиль Force India Mercedes +1 круг
18. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes +2 круга
Роберт Кубица BMW Sauber сход
Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes сход


Положение в общем зачете после первого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 15
2. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes 10
3. Ярно Трулли Toyota 8,5
4. Тимо Глок Toyota 8
5. Ник Хайдфельд BMW Sauber 4
6. Фернандо Алонсо Renault 4
7. Нико Росберг Williams Toyota 3,5
8. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 2
9. Марк Уэббер Red Bull Renault 1,5
10. Льюис Гамильтон McLaren Mercedes 1
11. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari 1
12. Адриан Сутиль Force India Mercedes 0
13. Фелипе Масса Ferrari 0
14. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes 0
15. Казуки Накаджима Williams Toyota 0
16. Себастьян Феттель Red Bull Renault 0
17. Нельсон Пике-младший Renault 0
18. Кими Райкконен Ferrari 0
19. Роберт Кубица BMW Sauber 0
20. Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes 0


Положение в Кубке конструкторов после первого этапа

Место Команда Очки
1. Brawn Mercedes 25
2. Toyota 16,5
3. BMW Sauber 4
4. Renault 4
5. Williams Toyota 3,5
6. Toro Rosso Ferrari 3
7. Red Bull Renault 1,5
8. McLaren Mercedes 1
9. Force India Mercedes 0
10. Ferrari 0