Так вверх или вниз?

Продажи автомобилей в России упали в два раза

Российский автомобильный рынок продолжает стремительно сжиматься. Если в январе падение спроса на новые автомобили в России составило 33 процента, то в феврале - уже 38 процентов, а в марте продажи, по сравнению с прошлым годом, упали почти вдвое - на 47 процентов. И это несмотря на "замороженные" цены на автомобили 2008 года, специальные акции и скидки, доходящие до 20-30 процентов от стоимости машины.

Факты
По сравнению с прошлым годом проценты по автокредитам выросли, в среднем, в два раза: с 10-15 до 20-30 процентов годовых. Количество льготных кредитных программ, предлагаемых автопроизводителями, также уменьшилось почти вдвое.

При этом рынок автокредитования за первый квартал уменьшился в пять раз.

Цены на новые иномарки к весне 2009 года по сравнению с прошлым летом увеличились, в среднем, на 25-30 процентов. Основные причины - девальвация рубля, который по отношению к бивалютной корзине подешевел почти на треть, а также рост таможенных пошлин на ввоз новых иномарок.

Ситуация, на первый взгляд, катастрофическая. По информации Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в первом квартале размеры российского авторынка уменьшились на 40 процентов: за три месяца в нашей стране было продано около 388 тысяч автомобилей, тогда как годом ранее - почти 650 тысяч. Однако если рассматривать этот же период времени в динамике (с января по март), то окажется, что спрос на автомобили наоборот, растет. В январе россияне купили около 117 тысяч автомобилей, в феврале - 134 тысячи 912 автомобилей, а в марте - 135 тысяч 446 машин. И, может быть, не все так плохо?

Однозначно ответить на этот вопрос не берутся даже эксперты. Действительно, год назад российский авторынок переживал настоящий бум: доступные кредиты, стабильная экономическая ситуация и дешевый доллар с евро привели к тому, что спрос на автомобили удваивался едва ли не каждый месяц. Сейчас же наблюдается прямо противоположная ситуация: кредиты на покупку автомобилей выдаются под драконовские 20-30 процентов годовых, цены на машины из-за девальвации рубля и повышения таможенных пошлин выросли как минимум на треть, да и сама покупательная способность россиян заметно снизилась.

К тому же - а к этому склоняются почти все аналитики - говорить о перспективах российского рынка пока по-прежнему рано. У большинства дилеров запаса автомобилей 2008 года выпуска, которые можно продавать со значительными скидками, хватит еще на месяц или два. Так что ситуация, по общему мнению ключевых игроков, прояснится не раньше мая-июня.

Марки

Зато сейчас, по прошествии трех месяцев с начала года, стала более четко прослеживаться тенденция к переделу рынка. К примеру, по итогам первого провального первого квартала сразу восемь компаний остались в плюсе. Марка Volkswagen по сравнению с прошлым годом увеличила свои продажи на 46 процентов, Skoda - на восемь, Peugeot - на 19 процентов. А в лидерах оказались марки Infiniti (+70 процентов), Cadillac (+53 процента) и Hummer (+62 процента), на которые сейчас действуют внушительные скидки.

Кроме того, марке Ford за три месяца удалось увеличить свою долю на рынке на 1,3 процента - до 7,7 процента.

Если же сравнивать показатели продаж в феврале и марте, то положительную динамику продемонстрировала половина участников рейтинга. Однако сами темпы роста по сравнению с февралем существенно замедлились: до 15-20 процентов против 30-40 процентов месяцем ранее.

Продажи Mitsubishi за квартал
снизились в 3,5 раза

Кроме того, произошли некоторые перестановки в самом рейтинге продаж. На четвертое место по итогам первого квартала поднялась марка Nissan, которая еще месяц назад занимала лишь шестую строчку, а марка Honda откатилась с 11-го на 16-е место. Марка ГАЗ обогнала по продажам Opel, Daewoo и Volkswagen и замкнула первую десятку рейтинга - спрос на российские машины за месяц увеличился почти в два раза.

Компания Mitsubishi Motors, которая в прошлом году была одним из лидеров российского рынка, в 2009 году никак не может подстроиться под изменившийся рынок: продажи автомобилей этой марки по итогам первого квартала упали в три с половиной раза, а в марте - на 82 процента. Хуже дела обстоят только у китайцев и американцев - Chery за три месяца продала в пять раз меньше машин, чем в прошлом году, а Dodge и Chrysler - в восемь раз.

Продажи новых автомобилей в России за первый квартал 2009 года (по данным АЕБ)

Марки янв.-март 09 янв.-март 08 проц. март 09 март 08 проц. февр. 09 март / февр. 09
проц.
Lada 88 720 144 777 -39% 30 266 51 956 -42% 29344 3 %
Chevrolet 30 268 58 498 -48% 9387 22 990 -59% 10870 -14 %
Ford 29 956 41 499 -28% 11 507 17 804 -35% 10497 10 %
Nissan 22 927 37 253 -38% 9312 15 588 -40% 7364 26 %
Hyundai 21 391 44 054 -51% 6252 14 613 -57% 7669 -18 %
Toyota 19 356 35 825 -46% 5507 13 809 -60% 6522 -16 %
Renault 15 011 24 303 -38% 6293 10 117 -38% 5465 15 %
Kia 13 710 21 101 -35% 5399 7863 -31% 4676 15 %
Mazda 13 176 17 094 -23% 4768 7629 -38% 4927 -3 %
ГАЗ 12 087 32 298 -63% 5172 11 970 -57% 3607 43 %
Opel 11 945 23 479 -49% 3890 10 376 -63% 4244 -8 %
Daewoo 11 692 23941 -51% 5764 9088 -37% 4011 44 %
Volkswagen 10 935 7507 46% 4066 2822 44% 3987 2 %
Peugeot 9981 8403 19% 2864 3544 -19% 3746 -24 %
Skoda 9826 9082 8% 3220 3747 -14% 3819 -16 %
Honda 9218 15 445 -40% 1850 6090 -70% 3708 -50 %
Mitsubishi 6042 21296 -72% 1689 9246 -82% 2079 -19 %
УАЗ 5720 12 019 -52% 2071 4919 -58% 1823 14 %
Suzuki 4407 9890 -55% 1301 4578 -72% 1812 -28 %
BMW 4011 4009 0% 1607 1879 -14% 1503 7 %
FIAT 3915 4515 -13% 1310 2079 -37% 1370 -4 %
Audi 3302 3880 -15% 1501 1718 -13% 1288 17 %
Citroen 3194 2000 60% 1026 911 13% 1220 -16 %
Land Rover 3031 4612 -34% 1415 1823 -22% 847 67 %
Subaru 2990 4296 -30% 650 1808 -64% 1272 -49 %
Volvo 2741 4238 -35% 1089 2554 -57% 945 15 %
Mercedes-Benz 2360 3388 -30% 803 1846 -57% 915 -12 %
ИЖ (вкл. ВАЗ 2104) 2166 5628 -62% 770 2198 -65% 662 16 %
SsangYong 2063 3000 -31% 694 1195 -42% 708 -2 %
Infiniti 1877 1102 70% 614 395 55% 686 -10 %
Lexus 1460 2705 -46% 287 1104 -74% 430 -33 %
Volkswagen ком. автомобили 1406 1754 -20% 626 780 -20% 450 39 %
Chery 957 5361 -82% 304 1907 -84% 363 -16 %
Geely 915 - - 360 - - 281 28 %
Great Wall 833 2607 -68% 268 879 -70% 340 -21 %
Lifan 618 662 -7% 178 285 -38% 205 -13 %
BYD 606 920 -34% 191 437 -56% 159 20 %
Cadillac 472 308 53% 265 175 51% 154 72 %
Mercedes-Benz ком. автомобили 435 730 -40% 136 387 -65% 228 -40 %
Jaguar 366 285 28% 161 189 -15% 120 34 %
Hummer 309 191 62% 153 81 89% 108 42 %
Porsche 299 390 -23% 105 192 -45% 123 -15 %
SEAT 292 232 26% 112 151 -26% 97 15 %
Dodge 186 938 -80% 47 420 -89% 36 31 %
Mini 173 202 -14% 77 110 -30% 60 28 %
Jeep 161 795 -80% 22 431 -95% 51 -57 %
IKCO 108 681 -84% 23 176 -87% 55 -58 %
SAAB 100 249 -60% 42 118 -64% 26 62 %
Chrysler 70 406 -83% 19 219 -91% 21 -10 %
Alfa Romeo 37 74 -50% 10 28 -64% 15 -33 %
Isuzu 22 - - 3 - - 4 -25 %
Всего 387 843 647 922 -40% 135446 255224 -47% 134912 0,4 %

Любимцы россиян

Первая пятерка рейтинга продаж по отдельным моделям остается неизменной уже второй месяц подряд: первые три строчки в нем удерживают Лады (Priora, Samara и 2105/2107), а затем идут Ford Focus и Lada Kalina. Причем в этой группе увеличить продажи по итогам квартала удалось только Приоре (плюс восемь процентов). Все остальные закончили первые три месяца в минусе.

С восьмого на шестое место поднялась одна из самых доступных иномарок в России - Renault Logan, спрос на которую в марте вырос на 21 процент. Замкнули первую десятку две модели Chevrolet (Lacetti и Lanos) и Mazda3. Toyota Camry, по итогам года продемонстрировавшая рост продаж на 58 процентов, опустилась в рейтинге на две позиции - с 9-го на 11-е место.

Спрос на Toyota Camry в марте
неожиданно упал почти в три раза

Наибольший прирост продаж в марте по сравнению с февралем продемонстрировали Daewoo Nexia и Matiz - плюс 44 процента. А самый большой спад наблюдается у Toyota Camry - за месяц спрос на эту модель упал аж в три раза.

25 самых продаваемых моделей в России за первый квартал 2009 года (по данным АЕБ)

Место Марка-модель янв.-март 09 янв.-март 08 проц. март 09 март 08 проц. февр. 09 март / февр. 09
проц.
1 Lada Priora 23 977 22 860 5% 8369 8390 0% 7551 11 %
2 Lada Samara 23 449 39 140 -40% 8002 13 799 -42% 7536 6 %
3 Lada 2105/2107 19 162 39 027 -51% 6454 14 026 -54% 6425 0 %
4 Ford Focus 17 742 18 516 -4% 7096 8221 -14% 6124 16 %
5 Lada Kalina 15 208 20 943 -27% 4742 7589 -38% 5650 -16 %
6 Renault Logan 9668 18 078 -47% 4177 7583 -45% 3448 21 %
7 Chevrolet Lacetti 8792 19950 -56% 2547 8878 -71% 3173 -20 %
8 Chevrolet Lanos 8199 11 608 -29% 3079 5053 -39% 2978 3 %
9 Mazda3 7933 9763 -19% 2402 4992 -52% 3378 -29 %
10 Toyota Camry 6468 4096 58% 1151 1291 -11% 3448 -67 %
11 Daewoo Nexia 6012 12 115 -50% 2971 5098 -42% 2065 44 %
12 Astra (вкл. Astra Cabrio) 5947 9111 -35% 2243 4070 -45% 2038 10 %
13 Hyundai Getz 5830 9757 -40% 1936 3698 -48% 2049 -6 %
14 Daewoo Matiz 5680 11 826 -52% 2793 3990 -30% 1946 44 %
15 Chevrolet Niva 5586 11 889 -53% 1203 4440 -73% 2044 -41 %
16 Lada 4x4 5060 5004 1% 2043 1867 9% 1519 34 %
17 Kia Spectra 4959 8706 -43% 1293 3134 -59% 2121 -39 %
18 Hyundai Tucson 4901 3572 37% 1286 1252 3% 2119 -39 %
19 Peugeot 308 4219 499 745% 996 499 100% 1672 -40 %
20 Nissan Qashqai 4218 7721 -45% 1397 3703 -62% 1401 0 %
21 Chevrolet Aveo 4078 8191 -50% 1295 2100 -38% 1373 -6 %
22 Nissan Almera 3948 7847 -50% 1662 3331 -50% н.д. -
23 Nissan X-Trail 3917 5445 -28% 1781 2278 -22% н.д. -
24 Skoda Octavia 3903 4788 -18% 1285 1935 -34% 1590 -19 %
25 Kia сee'd 3754 4920 -24% 1912 1873 2% н.д. -

Перспективы

С каждым месяцем прогнозы аналитиков о перспективах российского авторынка становятся все мрачнее. По оценке вице-председателя Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ) Мартина Яна, в 2009 году продажи автомобилей на отечественном рынке не превысят 1,7 миллиона автомобилей. А президент и управляющий директор компании Ford в России Найджел Брэкенбери (Nigel Brackenbury) в среду, комментируя статистику продаж за первый квартал, сделал еще более пессимистичный прогноз - 1,5-1,6 миллиона машин, что означает практически двукратное сокращение рынка.

Причем все эксперты сходятся во мнении, что если столь сильный спад продолжится и втором квартале 2009 года, то и озвученные ими цифры могут вновь уменьшениться - до 1,3 миллиона автомобилей. Для сравнения, в Китае почти столько же машин сейчас продается каждый месяц…