Шанхайские быки

Red Bull отвечает Brawn GP

В минувшие выходные в Шанхае прошел лишь третий этап чемпионата "Формулы-1", однако норму сюрпризов "Королева автоспорта" уже перевыполнила раза в два. После Гран-при Китая болельщики снова вспомнили о том, кто является самым молодым победителем гонок "Формулы-1", а также о том, что даже Эдриан Ньюи стреляет хотя бы раз в год. Великолепная тактика, а также практически безошибочный пилотаж в исполнении гонщиков команды Red Bull Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера подарили все фанатам автоспорта едва ли не самый неожиданный дубль чемпионата мира. Не считая невероятного успеха Brawn GP в Австралии, конечно же.

За несколько дней до начала гоночного уик-энда Апелляционный суд FIA отклонил протест четырех команд "Формулы-1" и признал легальными "спорные" диффузоры, установленные на болидах Brawn GP, Williams и Toyota. Так что остальным командам ничего не оставалось делать, как бросить все силы на постройку чудо-конструкций, благодаря которым "Брауны" так легко опередили своих именитых соперников.

2009 Chinese Grand Prix
Трасса - Shanghai International Circuit
Место - Шанхай, Китай
Дистанция - 56 кругов (305.066 километра)
Рекорд круга - 1:32.238, Михаэль Шумахер (Ferrari, 2004)

Скорее всего, топ-команды начали разработку "полулегальных" диффузоров еще до окончательного вердикта FIA – иначе как на болидах Renault и McLaren могли появиться новые аэродинамические элементы спустя всего двое суток после решения суда? Причем диффузор для Алонсо привезли буквально накануне гонки на личном самолете Флавио Бриаторе.

Однако квалификацию Гран-при Китая выиграли пилоты на болидах, у которых нет ни новомодных диффузоров, ни системы рекуперации кинетической энергии KERS. Причем тактика Феттеля была предельно рискованной - он проехал всего по одному кругу во втором и третьем сегменте квалификационных заездов. Но это не помешало ему дважды показать лучший результат сегмента и выиграть "поул".

Вторым неожиданно квалифицировался Фернандо Алонсо, болид которого остался без KERS, но с новым диффузором. Однако стоит отметить, что лидер Renault собирался отправиться в гонку с минимальным количеством топлива на борту – его машина оказалась самой легкой на стартовой решетке.

Команда Ferrari, которая тоже решила отправить своих пилотов на китайскую гонку без "КЕРСа", вновь провалила квалификацию: Масса не сумел выйти из второго сегмента, а Райкконен квалифицировался лишь на восьмой строчке. Правда, у McLaren дела шли еще хуже – Гамильтон должен был отправиться в гонку с девятого места, но на очень тяжелой машине, а Ковалайнен остался лишь на 12-ой строчке.

"Брауны" закончили субботу на четвертом и пятом местах, но не скрывали радости во время взвешивания – как оказалось, машины Brawn GP были заправлены на большее количество кругов, чем их соперники из Red Bull.

Воскресное утро в Шанхае началось с дождя, который к старту гонки так и не прекратился. Поэтому первые семь кругов Гран-при Шанхая гонщики проехали за машиной безопасности. Фернандо Алонсо, рассчитывавший посуху за счет более легкой машины опередить на старте Феттеля и создать себе комфортный отрыв к моменту первого пит-стопа, был вынужден отправиться в боксы на дозаправку еще до первого "боевого" круга, разом откатившись в самый конец пелотона.

После того как машина безопасности покинула трассу, пилоты Red Bull устремились вперед с невероятной для мокрой трассы скоростью – к моменту своего первого визита в боксы (всего через восемь кругов после рестарта гонки) Себастьен опережал Батона уже на 13 секунд. Сам Баттон отправился на дозаправку через пять кругов, но вернулся на трассу лишь вторым, вновь позади Феттеля.

Дозаправка "Браунов" совпала по времени со вторым появлением на трассе машины безопасности: Роберт Кубица из-за плохой видимости ошибся на торможении и на полном ходу налетел на "Тойоту" Ярно Трулли. У поляка в результате этой аварии оказался разбит лишь носовой обтекатель, зато у болида Трулли была полностью разворочена вся задняя часть. Кубица тут же отправился в боксы на замену переднего антикрыла, а Трулли был вынужден прекратить борьбу.

Благодаря немного оттянутому пит-стопу Баттон сумел опередить Марка Уэббера, однако Баррикелло, занимавший перед аварией Кубицы и Трулли второе место, из-за появления машины безопасности откатился в самый конец очковой зоны. На этом же круге с дистанции неожиданно сошел Фелипе Масса - болид бразильца на выходе из поворота просто остановился на трассе. Из-за поломки Масса даже не успел съехать с гоночного полотна. Стоит напомнить, что на данный момент вице-чемпион 2008 года не набрал ни одного очка.

Баттон, между тем, продержался на втором месте недолго - спустя несколько кругов после рестарта гонки Марк Уэббер догнал британца и начал активно прессинговать его в борьбе за вторую позицию. Болид Red Bull под дождем работал намного эффективнее машины Brawn GP, поэтому уже на 28 круге Уэббер легко обошел соперника, причем по внешней траектории.

Феттель и Уэббер начали уходить в отрыв, а гандикап, созданный подопечными Матешитца, позволил им вернуться со второй дозаправки на втором и третьем месте, пропустив вперед лишь Баттона, которому предстоял еще один пит-стоп. Более того, Феттель выехал на трассу непосредственно за Дженсоном и тоже опередил лидера чемпионата в очной борьбе. Собственно, с этого момента вопрос о победителе был решен - Феттель безошибочно довел гонку до победы, подарив первый триумф команде Red Bull. На второе место после пит-стопа Баттона вышел Уэббер, оформив таким образом дубль для Матешитца, Хорнера и Ньюи.

В отсутствие интриги в борьбе за победу настоящую драму болельщикам подарили гонщики, шедшие во второй половине очковой зоны. За шесть кругов до финиша Адриан Сутиль, претендовавший на первые очки для Force India, ошибся на торможении и разбил машину. А ведь до своей аварии Адриан уверенно сдерживал действующего чемпиона мира Льюиса Гамильтона: из-за собственных ошибок и вылетов с трассы британец откатился с четвертой позиции, которую он занимал после первой трети дистанции, на седьмую, пропустив вперед даже своего напарника Хейкки Ковалайнена.

В результате перестановок, произошедших на последних кругах гонки, позиции позади "Ред Буллов" и "Браунов" заняли два гонщика McLaren: Хейкки Ковалайнен на пятом месте, а Гамильтон - на шестом. На седьмом месте финишировал Тимо Глок, стартовавший с пит-лейн, а замкнул очковую зону Себастьен Буэми, который перед своим вторым пит-стопом пробился на четвертую позицию.

После третьей гонки сезона в общем зачете продолжают лидировать гонщики Brawn GP, а следом за ними расположилась плотная группа из пилотов Red Bull и Toyota - третье место Себастьяна Феттеля от шестой строчки Ярно Трулли отделяют всего полтора очка.

Следующая гонка пройдет в Бахрейне, где в межсезонье тестировались Ferrari, BMW и Toyota, но не Brawn GP и Red Bull. Возможно, пока отстающим Ferrari и BMW это даст небольшое преимущество – ведь они уже знают, как ведет себя новая машина конкретно на этой трассе, тогда как нынешним лидерам предстоит заново открывать для себя автодром "Сахир". Вопрос лишь в том, смогут ли Ferrari и BMW воспользоваться этим преимуществом? Ответ на него мы узнаем совсем скоро…


Результаты Гран-при Китая

Место Гонщик Команда Время
1. Себастьян Феттель Red Bull Renault 1ч 57:43.485
2. Марк Уэббер Red Bull Renault +10.970
3. Дженсон Баттон Brawn Mercedes +44.975
4. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes +1:03.704
5. Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes +1:05.102
6. Льюис Гамильтон McLaren Mercedes +1:11.866
7. Тимо Глок Toyota +1:14.476
8. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari +1:16.439
9. Фернандо Алонсо Renault +1:24.309
10. Ник Хайдфельд BMW Sauber +1:31.750
11. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari +1:34.156
12. Кими Райкконен Ferrari +1:35.834
13. Роберт Кубица BMW Sauber +1:46.853
14. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes +1 круг
15. Нико Росберг Williams Toyota +1 круг
16. Нельсон Пике-младший Renault +2 круга
Адриан Сутиль Force India Mercedes сход
Казуки Накаджима Williams Toyota сход
Фелипе Масса Ferrari сход
Ярно Трулли Toyota сход


Положение в общем зачете после третьего этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 21
2. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes 15
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 10
4. Тимо Глок Toyota 10
5. Марк Уэббер Red Bull Renault 9,5
6. Ярно Трулли Toyota 8,5
7. Ник Хайдфельд BMW Sauber 4
8. Фернандо Алонсо Renault 4
9. Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes 4
10. Льюис Гамильтон McLaren Mercedes 4
11. Нико Росберг Williams Toyota 3,5
12. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 3
13. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari 1
14. Адриан Сутиль Force India Mercedes 0
15. Фелипе Масса Ferrari 0
16. Кими Райкконен Ferrari 0
17. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes 0
18. Казуки Накаджима Williams Toyota 0
19. Роберт Кубица BMW Sauber 0
20. Нельсон Пике-младший Renault 0


Положение в Кубке конструкторов после третьего этапа

Место Команда Очки
1. Brawn Mercedes 36
2. Red Bull Renault 19,5
3. Toyota 18,5
4. McLaren Mercedes 8
5. BMW Sauber 4
6. Renault 4
7. Toro Rosso Ferrari 4
8. Williams Toyota 3,5
9. Ferrari 0
10. Force India Mercedes 0