Олимпийские колеса

Двенадцать Олимпиад и их автомобильные спонсоры

Оргкомитет "Сочи-2014" приступил к поискам генерального автомобильного партнера Олимпийских игр. По информации газеты "Ведомости", предложения предоставить свои автомобили для Игр получили шесть компаний. Причем, несмотря на сложное финансовое положение, в конкурсе планируют принять участие и российские "АвтоВАЗ" с "ГАЗом".

Отечественным автопроизводителям придется побороться с BMW, Volkswagen, Toyota и Volvo за спонсорский пакет, стоимость которого в денежном эквиваленте начинается от 100 миллионов долларов. Автомобильная компания, выигравшая конкурс, будет обязана поставить в счет этой суммы четыре тысячи автомобилей, организовать их техобслуживание, а остальные средства - предоставить в качестве прямого денежного взноса.

Конечно, и для "АвтоВАЗа", и для "Группы ГАЗ" сейчас не самый подходящий момент для того, чтобы потратить десятки миллионов долларов на имиджевую рекламу – обе компании по уши в долгах и без господдержки вряд ли переживут этот кризис. Но, во-первых, у них есть отсрочка - вносить деньги и отгружать автомобили придется не сразу, а в лучшем случае через год, когда планируется активировать спонсорские контракты партнеров сочинских Игр.

А во-вторых, национальные автопроизводители еще никогда не упускали шанс стать спонсором Олимпиады, если их стране выпадает удача заполучить себе Игры. Это уже стало настоящей традицией, поэтому о ней стоит рассказать подробнее.

FIAT

История современных Олимпийских игр насчитывает чуть больше ста лет – первые Игры нашего времени были проведены в Афинах в 1896 году. Тогда же у Олимпиады появился и первый спонсор – компания Kodak. А первым автопроизводителем, предоставившим свои автомобили для нужд олимпийского оргкомитета, стал итальянский концерн FIAT - на зимних Играх 1956 года в Кортина д'Ампеццо. По крайней мере, так утверждает "Википедия".


Автомобили и мотороллеры, предоставленные "Фиатом" оргкомитету Олимпийских игр в Риме.

Всего через четыре года в Италии прошла еще одна Олимпиада - летние Игры 1960 года, которые проводились в Риме. Поэтому итальянский автопроизводитель смог закрепить свой спонсорский успех, вновь обеспечив олимпийцев транспортом: FIAT предоставил в распоряжение оргкомитета римских Игр 284 автомобиля. Кстати, в этой Олимпиаде поучаствовали и итальянские производители мотороллеров - 100 скутеров Vespa выделила компания Piaggio, а еще 100 - компания Innocenti.


Полноприводной FIAT Sedici стал официальным автомобилем Олимпийских игр в Турине. Всего оргкомитет Олимпиады-2006 получил в свое распоряжение две тысячи таких автомобилей.

Через полвека концерну FIAT повезло еще раз. В 2006 году зимняя Олимпиада состоялась на родине итальянского автоконцерна – в расположенном у подножия итальянских Альп Турине. И на этот раз "Фиат" предоставил в распоряжение олимпийского оргкомитета уже три тысячи автомобилей, среди которых были не только массовые модели вроде Fiat Sedici, Fiat Grande Punto, Fiat Croma, Fiat Panda 4x4, Fiat Idea, но и "премиальные" Alfa Romeo 159, Alfa Romeo Crosswagon, Lancia Musa, Lancia Phedra, а также флагманcкий седан Lancia Thesis.

General Motors

Компания General Motors никогда не упускала шанса "засветиться" на Олимпийских играх - это имиджевая реклама, да и статус крупнейшего мирового автопроизводителя обязывал. Правда, в 1956 году летнюю Олимпиаду в австралийском Мельбурне захватили конкуренты – 121 спонсорский автомобиль был предоставлен компаниями Ford, Chrysler и Rover. Но с тех пор концерн GM таких оплошностей на австралийском континенте уже не совершал, и в 2000 году на Играх в Сиднее две тысячи автомобилей в распоряжение оргкомитета передала компания GM Holden – австралийское подразделение GM.


Этот Chevrolet TrailBlazer - один из пяти тысяч автомобилей, предоставленных General Motors для Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк Сити.

Да и все Олимпийские игры в США обслуживались только General Motors. Официальным спонсором и автомобилем Олимпиады в Лос-Анджелесе 1984 года была марка Buick: спортсмены и представители официальных делегаций передвигались по столице Калифорнии на 400 седанах Buick Century, выпущенных специально для Игр.

Участники Олимпиады в Атланте тоже передвигались преимущественно на машинах GM, однако на этот раз организаторы пустили на Игры и иностранцев – часть автомобилей из четырехтысячного автопарка олимпийского оргкомитета предоставили компании Nissan и BMW. Но уже на зимней Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк Сити были представлены только "джи-эмовские" бренды: Chevrolet, Pontiac, GMC, Buick, Cadillac, Oldsmobile и Saturn. Всего автопроизводитель выделил для Игр около пяти тысяч машин.


Специально оборудованный пикап Chevrolet Avalanche перевозит олимпийский огонь в Калифорнию перед началом зимней Олимпиады в Солт-Лейк Сити.

Кроме того, в "зону влияния" General Motors, естественно, всегда входила Канада, где концерн стал спонсором летней Олимпиады 1976 года в Монреале, предоставив для этих Игр 1131 автомобиль.

Volkswagen

Немецкий производитель "народных автомобилей" участвует в Олимпийских играх с завидным постоянством. Правда, "домашняя" Олимпиада у Volkswagen была всего одна – в 1972 году в Мюнхене. Поэтому на все остальные Игры немецкий концерн попадал за счет международных связей.

Так, в 1992 году на летних Олимпийских играх в Барселоне официальным автомобильным партнером была выбрана компания SEAT, которая на тот момент входила в состав Audi AG. Естественно, испанский автопроизводитель не мог не позвать на Олимпиаду и своих коллег по концерну VW. Поэтому кроме "Сеатов" на улицах столицы Каталонии можно было встретить и "Ауди", и "Фольксвагены" с олимпийской символикой, но официальным автомобилем этой Олимпиады считался "испанец" SEAT Toledo.


Magotan 2.0 TDI, Sagitar 1.4 TSI, Touran EcoFuel, Tiguan 2.0 TDI и Magotan BlueMotion - эти пять "зеленых" моделей стали основой автопарка на Олимпиаде в Пекине. Все эти автомобили производятся в Китае.

В прошлом году в Пекине статус генерального "автомобильного" партнера носила компания Volkswagen Group China. Большая часть автомобилей под маркой VW была произведена в Китае на совместных предприятиях Shanghai Volkswagen and FAW-Volkswagen. Например, VW Mogotan 2.0 TDI (Passat) и VW Sagitar 1.4 TSI (Jetta). Всего немцы предоставили китайскому оргкомитету шесть тысяч автомобилей - это самая большая партия "спонсорского" транспорта за всю историю проведения Олимпийских игр.

Nissan и Hyundai

На летней Олимпиаде 1964 года в Токио использовались автомобили только японского производства. У иностранцев не было ни единого шанса пробраться на острова с собственным, бурно развивавшимся в те годы автопромом. Правда, в Японии на тот момент не нашлось ни одной крупной компании, которая удовлетворила бы все нужды организационного комитета Олимпийских игр, поэтому местным автопроизводителям пришлось "скинуться, кто сколько может".


Самым щедрым оказался Nissan – эта компания предоставила 137 автомобилей. Еще 102 машины выделила марка Prince (которая затем стала частью "Ниссана"), 85 – Toyota, а Yamaha обеспечила олимпийский оргкомитет 67-ю мотоциклами. Кроме того, в качестве автомобильных спонсоров на этих Играх выступили также Mitsubishi Motors, Hino (производитель грузовиков и автобусов) и Isuzu.

Корейцы из Hyundai тоже не отдали "свою" Олимпиаду иностранцам. В 1988 году на Играх в Сеуле отечественный автопроизводитель полностью обеспечил потребности организаторов в автомобилях, предоставив 430 машин. Вот только с моделями представительского класса у Hyundai тогда дела обстояли плохо, поэтому сеульскому оргкомитету пришлось взять у BMW и Mercedes-Benz 15 лимузинов для перевозки почетных гостей.


Hyundai Getz был выбран официальным автомобилем Олимпийских игр в Афинах.

Зато в 2004 году корейцы смогли отвоевать "чужие" Игры в Афинах. Тогда Hyundai стал генеральным автомобильным партнером греческой Олимпиады, а Hyundai Getz – ее официальным автомобилем. Стоит напомнить, что своих автопроизводителей у Греции нет.

Финансы поют романсы

Российские автопроизводители включились в борьбу за статус генерального партнера "Сочи-2014", находясь в тяжелом финансовом положении. Так, "АвтоВАЗ" сейчас может продолжать работу только благодаря обещанному правительством льготному кредиту в размере 26 миллиардов рублей. Но даже для того, чтобы "прожить" те два месяца, в течение которых будет оформляться этот займ, Волжскому автозаводу срочно потребовался кредитный "мостик" в размере восьми миллиардов рублей.

Сейчас завод испытывает серьезную нехватку оборотных средств, а поставщиков комплектующих не устраивает вексельная и бартерная схемы оплаты, с помощью которой "АвтоВАЗ" с осени прошлого года компенсирует отсутствие свободных денег. Из-за отказа смежников отгружать детали и запчасти Волжский автозавод уже простаивал несколько дней в феврале и в марте этого года.

Из-за долгов тольяттинский автопроизводитель успел заложить около 60 процентов своих активов, в том числе некоторые производственные линии и корпуса, на общую сумму 45 миллиардов рублей. Однако правительство не оставит "АвтоВАЗ" во время кризиса и уже пообещало заводу помочь с получением 90 миллиардов рублей на реализацию инвестпрограммы по выпуску новых моделей.

Группа "ГАЗ" тоже пострадала от разразившегося осенью кризиса, но пока никакой ощутимой финансовой помощи от государства не получила. Нижегородский автозавод должен кредиторам около 40 миллиардов рублей и пока пытается выжить за счет оптимизации производства, сокращения расходов и уменьшения оборотного капитала. Кроме того, руководство концерна уже сократило численность сотрудников "Группы ГАЗ" почти в полтора раза - до 84,5 тысячи человек. А к лету планируется уволить еще 20-25 тысяч человек.

Кстати, исходя из требований Олимпийского комитета, на позицию генерального "автомобильного" спонсора больше подходят нижегородцы. По крайней мере, они за счет более широкого ассортимента смогут полнее удовлетворить потребности оргкомитета Олимпиады в автотранспорте. Ведь олимпийцам будет необходимо 12-15 типов автомобилей, от легковушек и электрокаров до полноразмерных автобусов, а у "Группы ГАЗ" есть собственные коммерческие автомобили и фургоны, микроавтобусы и даже легковые седаны Volga Siber.