Праздник "из-под палки"

Полосатому жезлу инспекторов ГИБДД исполнилось 70 лет

В минувший понедельник полосатому черно-белому жезлу, которым пользуются инспекторы ГИБДД, исполнилось 70 лет. Благодаря своему солидному возрасту именно это "орудие труда" сейчас является самым узнаваемым атрибутом власти дорожной инспекции. Ему радуются на "вставших" намертво перекрестках, его опасаются злостные нарушители ПДД, его ненавидят те, для кого он символизирует поборы гаишников на дорогах. Но и днем, и ночью благодаря контрастной окраске его замечают все.

От трости к жезлу

Голыми руками


В Советском Союзе дважды предпринимались попытки отказаться от жезла регулировщика. Первая была сделана в 1933-м и закончилась тем, что милиционеры шесть лет управляли движением на улицах с помощью сигналов, подаваемых руками.

Вторую попытку предприняли спустя 30 лет, когда вступил в силу приказ "О введении регулирования движения на улицах и дорогах жестами взамен регулирования жезлом и о порядке ношения снаряжения и спецодежды белого цвета". Однако этот документ действовал недолго и был вскоре отменен. Зато благодаря этому приказу у гаишников появились красивые белые краги и белая же портупея.

Однако жезл не всегда был черно-белым – первые постовые полицейские в России регулировали уличное движение с помощью белой трости, в соответствии с приказом санкт-петербургского градоначальника генерал-майора Даниила Драчевского, выпущенным в октябре 1907 года.

Движений тростью у первых регулировщиков было всего два. Первое служило для остановки одиночных экипажей и подвод: "Постовой чин, вынув трость из чехла, делает ею знак, поднимая вверх по направлению останавливаемого движения". Второе - полностью блокировало улицу в обоих направлениях. Для этого полицейскому нужно было поднять трость над головой и сделать несколько вращательных движений. Неподчинение регулировщику, как и сейчас, каралось в административном порядке.

"Старорежимную" трость, которую после смены власти в октябре 1917 года по инерции продолжали использовать сотрудники рабоче-крестьянской милиции, в ноябре 1922 года сменил новый жезл длиной 11 вершков (49 сантиметров). Жезл был красного цвета с желтой рукояткой. Размеры и цвет новинки, а также знаки, которые ею можно было подавать, утверждались в "Инструкции постовому милиционеру по порядку пользования жезлом". Кстати, сейчас похожие жезлы можно увидеть за поясом у железнодорожников – в начале 20-х годов прошлого века они использовали практически такие же "палки", что и стражи порядка, и с тех пор их форма практически не изменилась.

Черным по белому

В 1933 году было принято решение отказаться от жезла и перейти на регулирование дорожного движения "голыми руками" – с помощью жестов. Однако уже в 1939 году "палки" вернулись на дороги: 27 апреля 1939 года был издана "Инструкция постовому регулировщику движения", в которой милиционерам предписывалось управлять транспортными потоками с помощью полосатого черно-белого жезла.


Эти три жезла, находящиеся в музее ГИБДД, демонстрируют эволюцию "орудия труда" регулировщика с 1907 до 1939 год, когда был утвержден полосатый черно-белый жезл - тот самый, которым гаишники пользуются и по сей день.

В понедельник Госавтоинспекция отмечала годовщину именно этой даты, потому что с тех пор цветографическая схема жезла фактически не менялась. Хотя сама конструкция время от времени подвергалась изменениям. Так, в 60-е годы прошлого века появился жезл из пластика с подсветкой в корпусе, благодаря которой его стало лучше видно ночью. Затем белые полоски начали наносить с помощью светоотражающей краски.


Навыки обращения с жезлом требовали долгих тренировок, поэтому настоящими мастерами становились единицы. В 50-е и 60-е годы прошлого века инспекторы, виртуозно владеющие полосатой "палочкой", собирали на улицах толпы зевак, а их отточенные движения некоторые сравнивали с искусством дирижеров.

Несмотря на то, что первые профессиональные регулировщики в СССР появились еще в 1928 году, когда в штате Московской городской милиции появилась должность "инспектор по регулированию уличного движения", расцвет этой профессии пришелся на послевоенные годы. Именно тогда навыкам обращения с черно-белым жезлом уделялось больше всего внимания. Конкурсы и соревнования регулировщиков проводились на всесоюзном уровне, причем под эти мероприятия выделялись крупные спортивные площадки. На службе наиболее виртуозные регулировщики дежурили на самых многолюдных улицах и площадях городов, а главным постом страны считался въезд в Кремль через Боровицкие ворота.

Из-под палки

По иронии судьбы, сигналы жезлом, с помощью которых российские регулировщики руководят дорожным движением, основаны на жестах, позаимствованных в начале прошлого века из опыта зарубежных полицейских. Однако большинство европейских и американских постовых, "разруливая" транспортные потоки на дорогах, никакими жезлами не пользуются.


На фото слева регулировщица движения в Чикаго. На фото справа римский дорожный полицейский, который стоит на специальной тумбе. Такие возвышения для регулировщиков впервые появились в Берлине в 1910 году.

Полицейским в США, Германии, Англии, Франции, Италии и многих других странах для того, чтобы отдать указания водителям, достаточно лишь жестов руками. Правда, в ночное время или при плохой видимости зарубежные регулировщики пользуются еще и фонарями со специальными разноцветными насадками, но их жезлами или палками не назовешь.

К слову, наши дорожные инспекторы тоже не обязаны пользоваться полосатыми "палочками". В правилах говорится, что регулировщик "может" применять жезл для "лучшей видимости сигналов". Но, как на днях заявил корреспонденту РИА Новости представитель УГИБДД Москвы Игорь Колосков, альтернативы жезлу регулировщика гаишники не видят – видимо, с "палкой" в руке руководить российскими автомобилистами им пока проще.

Действующие сигналы регулировщика

Значение сигналов регулировщика прописано в пункте 6.11 Правил дорожного движения. Кроме этих сигналов ПДД разрешают инспектору "подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам"

Руки вытянуты в стороны или опущены:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Правая рука вытянута вперед:

со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;

со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рука поднята вверх:

движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.