Дубль два

Brawn GP выиграла дублем вторую гонку в сезоне
Gran Premio de Espana Telefonica
Трасса - Circuit de Catalunya
Место - Барселона, Испания
Дистанция - 66 кругов (307,104 километра)
Рекорд круга - 1:19.954, Рубенс Баррикелло (Brawn, 2009)

Чуда, которого от Гран-при Испании ожидали многие болельщики "Формулы-1" - возрождения теперь уже бывших топ-команд чемпионата (Ferrari, McLaren, Renault) - не произошло. Гонку вновь выиграли пилоты Brawn GP, которые сделали уже второй дубль по ходу юбилейного чемпионата мира. Остальным не помогли ни технические новинки, дебют которых был запланирован на первую европейскую гонку, ни доскональное знание испанской трассы. За победу в Барселоне боролись лишь подопечные Росса Брауна, причем исключительно между собой.

Квалификацию уверенно выиграл Дженсон Баттон. Однако после того, как были опубликованы результаты взвешивания машин, его лидерство уже не выглядело столь убедительным - машина Баттона оказалась самой легкой в первой десятке. Меньше топлива было лишь на болиде Renault Фернандо Алонсо, который квалифицировался на восьмом месте. Машины Феттеля и Массы (второе и четвертое место) были значительно тяжелее, но исход Гран-при Испании решила не чистая скорость, а тактика.

Воскресная гонка началась с аварии, в ходе которой пелотон разом поредел на одну пятую. В первой же связке трассу не поделили Ярно Трулли и Нико Росберг, в результате чего "Тойота" итальянца вылетела за пределы полотна и, уже возвращаясь на траекторию, врезалась в Force India Адриана Сутиля. Пытаясь объехать место аварии, следовавшие сзади болиды Toro Rosso начали маневрировать, но столкнулись друг с другом. В результате, на трассу пришлось выпускать машину безопасности.

Между тем, старт гонки выиграл Рубенс Баррикелло, прорвавшийся с третьего места и опередивший своего партнера по команде Дженсона Баттона. Фелиппе Масса за счет системы KERS уверенным рывком опередил Себастьяна Феттеля и переместился на третье место, а вот Баттон, неожиданно оказавшийся на втором месте, на такое начало гонки явно не рассчитывал. Тактический план Дженсона предполагал, что он выиграет старт и к первой волне дозаправок сумеет создать себе комфортное преимущество, однако обогнать своего напарника за 18 кругов англичанину так и не удалось.

Более того, Баттон не мог приблизиться к Баррикелло даже на дистанцию атаки: Рубенс вполне уверенно удерживал своего партнера на расстоянии полутора секунд позади себя. Филиппе Масса, который грамотно пользовался системой рекуперации энергии для обороны от Феттеля, постепенно начал отставать от "Браунов" и, казалось, уже не претендовал на победу. С другой стороны, и у Массы, и у Феттеля, было больше горючего, чем у их соперников, а это значит, что у них появлялся шанс улучшить свои позиции после первой дозаправки.

Первым на пит-стоп, как и ожидалось, на 18-м круге отправился Дженсон Баттон. Спустя всего круг боксы посетил Баррикелло, вслед за которым на замену покрышек заехали Феттель и Масса. На трассу гонщики вернулись в том же порядке, что и до пит-стопов, однако Баттон неожиданно начал стремительно отставать от Рубенса. В этот момент Джок Клиа, гоночный инженер Рубенса Баррикелло, передал бразильцу по радио, что Баттон, похоже, изменил свою тактику в сторону уменьшения количества пит-стопов и выехал на трассу с полными баками.

Новый тактический план Баттона оказался для Баррикелло полной неожиданностью. Рубенс, как и Дженсон, собирался провести эту гонку c тремя пит-стопами: планировалось, что за счет второй, короткой дозаправки, пилоты Brawn GP сумеют упрочить свой отрыв от преследователей, что позволит им сделать последний отрезок гонки максимально длинным. Однако Баттон почему-то решил изменить намеченный ранее план и, как потом оказалось, сделал это не зря.

После своей второй дозаправки Рубенс откатился сразу на четвертое место, пропустив вперед не только Баттона, но и Массу с Феттелем. Занять место в призовой тройке Барикелло сумел лишь после третьей остановки в боксах, вернувшись на трассу перед болидами Ferrari и Red Bull за счет более поздней остановки. Кроме того, Массу и Феттеля опередил даже Марк Уэббер, который использовал ту же тактическую схему, что и лидировавший Дженсон Баттон. Марк провел очень спокойную гонку - за всю дистанцию он не обогнал ни одного соперника, попав на подиум (четвертый раз в своей карьере) лишь благодаря удачной тактике.

Дуэт Массы и Феттеля, который на протяжении всей гонки выглядел очень "сплоченным", в самом конце дистанции развалился - за несколько кругов до финиша гоночный инженер Фелиппе Роб Смедли сообщил своему подопечному о том, что у него… кончается топливо. В результате, Массе пришлось резко сбросить темп, экономя горючее и пытаясь добраться до финиша "на последних каплях" бензина. Из-за этого бразилец был вынужден пропустить вперед не только Феттеля, но и Фернандо Алонсо, которому он проигрывал по 20 секунд с круга.

Уже после финиша Баррикелло, расстроенный своим вступлением, намекнул на возможное использование "командной тактики", в результате которой бразильца попросту "передвинули" на второе место в пользу лидера общего зачета. И эта идея, в принципе, не лишена смысла - о смене тактики Баттона Рубенсу сообщили лишь после того, как он выехал из боксов, хотя стратеги Баррикелло вполне могли бы изменить план дозаправок, последовав примеру Дженсона.

Однако "Формула-1" - это не только командный вид спорта, но и индивидуальный. И никакого предвзятого отношения к Рубенсу в Brawn GP нет. Скорее наоборот - в этой команде царит настоящий дух соперничества! Поэтому как только Баррикелло своим удачным стартом начал портить стратегию Баттону, гоночный инженер Дженсона поступил ровно так, как должен поступать каждый участник гонок - он рискнул, кардинально сменив тактику пилота ради сохранения шансов на победу. Рискнул и Баттон, согласившись с решением своего инженера, и выиграл четвертую из пяти гонок сезона.

А послегоночные заявления Рубенса о том, что он уйдет из команды в том случае, если узнает об использовании "командной тактики" в пользу Дженсона, мы припишем его повышенной эмоциональности - как гонщику, который только что проиграл гонку.


Результаты Гран-при Испании

Место Гонщик Команда Время
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 1ч 37:19.202
2. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes + 13.056
3. Марк Уэббер Red Bull Renault + 13.924
4. Себастьян Феттель Red Bull Renault + 18.941
5. Фернандо Алонсо Renault + 43.166
6. Фелипе Масса Ferrari + 50.827
7. Ник Хайдфельд BMW Sauber + 52.312
8. Нико Росберг Williams Toyota + 1:05.211
9. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes + 1 круг
10. Тимо Глок Toyota + 1 круг
11. Роберт Кубица BMW Sauber + 1 круг
12. Нельсон Пике-младший Renault + 1 круг
13. Казуки Накаджима Williams Toyota + 1 круг
14. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes + 1 круг
Кими Райкконен Ferrari сход
Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes сход
Ярно Трулли Toyota сход
Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari сход
Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari сход
Адриан Сутиль Force India Mercedes сход

Положение в общем зачете после Гран-при Испании

Место Гонщик Команда Очки
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 41
2. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes 27
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 23
4. Марк Уэббер Red Bull Renault 15,5
5. Ярно Трулли Toyota 14,5
6. Тимо Глок Toyota 12
7. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes 9
8. Фернандо Алонсо Renault 9
9. Ник Хайдфельд BMW Sauber 6
10. Нико Росберг Williams Toyota 4,5
11. Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes 4
12. Фелипе Масса Ferrari 3
13. Кими Райкконен Ferrari 3
14. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 3
15. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari 1
16. Адриан Сутиль Force India Mercedes 0
17. Нельсон Пике-младший Renault 0
18. Роберт Кубица BMW Sauber 0
19. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes 0
20. Казуки Накаджима Williams Toyota 0

Дженсон Баттон увеличил свое преимущество над Баррикелло в общем зачете до 14 очков, в то время как сам Рубенс создал хоть какой-то задел между собой и Феттелем - бразильца и немца теперь разделяют четыре балла. На четвертое место вышел Марк Уэббер, отыгравший сразу две позиции. Лучший же прорыв в общем зачете мы припишем Фелиппе Массе, который поднялся сразу на четыре строчки вверх.


Положение в Кубке конструкторов после Гран-при Испании

Место Команда Очки
1. Brawn Mercedes 68
2. Red Bull Renault 38,5
3. Toyota 26,5
4. McLaren Mercedes 13
5. Renault 9
6. BMW Sauber 6
7. Ferrari 6
8. Williams Toyota 4,5
9. Toro Rosso Ferrari 4
10. Force India Mercedes 0

В Кубке конструкторов преимущество Brawn GP становится все более пугающим. Кардинально положение команд в этом зачете почти не изменилось. Разве что Ferrari смогла опередить Williams и Toro Rosso в борьбе за... седьмое место.