Несистемная стабилизация

Спрос на автомобили в России остается неизменным третий месяц подряд

В апреле российский рынок новых автомобилей рухнул более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - продажи упали на 53 процента. За месяц, как сообщает Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в нашей стране было продано 135 тысяч 733 автомобиля, а годом ранее - почти 300 тысяч. По результатам первых четырех месяцев 2009 года спрос на новые машины упал на 44 процента, а ведь в первом квартале эта цифра составляла всего 40 процентов. Коллапс?

Стимуляция
В условиях кризиса автопроизводители по-разному пытаются стимулировать спрос на свои автомобили. Большинство из них предлагает скидки на машины прошлого года, которые могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей, или "бесплатные" пакеты опций на приличную сумму.

Но одними лишь скидками покупателей не заманишь, поэтому у многих компаний есть собственные кредитные программы с очень выгодными условиями. Кто-то предлагает беспроцентную ссуду, но лишь на очень короткий (до года) срок, а кто-то - субсидирует часть процентной ставки по кредитам, уменьшая ее фактический размер в 2-3 раза.

Большинство экспертов в один голос заявляют, что да - российский авторынок катится под откос, причем с ускорением. Если в январе спад составил 33 процента, а в феврале - 38 процентов, то в марте продажи упали на 47 процентов, и вот теперь - на 53 процента. Но не стоит забывать, что эти цифры отражают динамику продаж по сравнению с 2008-м годом - годом, когда отечественный автомобильный рынок рос невероятными темпами.

Для примера, давайте посмотрим на прошлогоднюю статистику: по данным АЕБ, за апрель 2008 года продажи новых автомобилей иностранных марок в России выросли на 40 процентов, а за первые четыре месяца прошлого года рост составил 49 процентов. А в марте динамика была еще более впечатляющей - плюс 44 процента за месяц и плюс 54 процента за первый квартал! Расцвету российского рынка способствовали невысокие цены на импортируемые машины (благодаря стабильным курсам валют), общий рост благосостояния наших соотечественников и более чем доступные автокредиты.

Неудивительно, что в условиях кризиса, когда цены на машины уже увеличились на 15-20 процентов, а ставки по автокредитам выросли в 3-5 раз, спрос на новые автомобили резко снизился. К тому же, если изучить статистику за последние три месяца, то можно заметить, что на рынке наметилась некоторая стабилизация уровня спроса: в феврале, марте и апреле продажи держались на уровне 135 тысяч автомобилей в месяц. И это неплохо.

Неизвестно правда, как долго продлится эта стабильность - ведь, как справедливо отмечают эксперты, сейчас большинство автопроизводителей продают в России машины прошлого модельного года по старым, относительно низким ценам. Запасов прошлогодних машин, по некоторым оценкам, хватит примерно до июня - после этого иномарки будут ввозиться по новым ценам и с учетом новых таможенных ставок, что повлечет за собой их удорожание еще на 10-15 процентов.

Марки

Определенная стабилизация наблюдается и по статистике продаж отдельных марок - в апреле (по сравнению с предыдущим месяцем) продажи упали только у трех компаний, входящих в первую десятку рейтинга - у Chevrolet, Ford и Nissan (-4 и по -24 процента у двух последних, соответственно). При этом активизировался спрос на автомобили Lada и Daewoo (плюс 13 процентов), а продажи машин марки Toyota увеличились почти на четверть.

Спрос на автомобили Mitsubishi Motors
в апреле вырос в три раза

Однако абсолютным лидером по росту продаж оказалась другая японская марка - Mitsubishi Motors. По сравнению с мартом спрос на японские машины в апреле вырос почти в три раза: как считают специалисты, это связано с выгодными спецпредложениями и скидками, предлагаемыми дилерами Mitsubishi Motors. Зато у Мазды, которая месяц назад занимала десятое место в рейтинге продаж, ситуация прямо противоположная - в апреле (по сравнению с мартом) продажи упали на 61 процент, отбросив марку на 13-е место.

В плюсе по итогам апреля остались всего четыре марки - Volkswagen, Citroen, Hummer и Seat, а самый резкий спад продаж в этом месяце был зафиксирован у Hyundai, Mazda, Subaru и Suzuki (у всех -71 процент по сравнению с прошлым годом), а также у китайцев и американцев - спрос на машины Jeep и Dodge упал почти в 10 раз.

Продажи новых автомобилей в России за январь-апрель 2009 года (по данным АЕБ)

Марки янв.-апр. 09 янв.-апр. 2008 проц. апр.09 апр.08 проц. март.09 апр / март 09 проц.
Lada 122 856 212 217 -42% 34 136 67 440 -49% 30 266 13 %
Chevrolet 39 255 82 206 -52% 8987 23 708 -62% 9387 -4 %
Ford 38 705 59 700 -35% 8749 18 201 -52% 11 507 -24 %
Nissan 29 970 49 475 -39% 7043 12 222 -52% 9312 -24 %
Hyundai 27 615 65 458 -58% 6224 21 404 -71% 6252 0 %
Toyota 26 233 52 735 -50% 6877 16 910 -59% 5507 25 %
Renault 21 846 35 352 -38% 6835 11 049 -38% 6293 9 %
Kia 19 407 31 962 -39% 5697 10 861 -48% 5399 6 %
Daewoo 18 196 33 093 -45% 6504 9152 -29% 5764 13 %
ГАЗ 18 055 45 956 -61% 4934 13 658 -64% 5172 -5 %
Opel 15 56 33 749 -54% 3361 10 270 -65% 3890 -14 %
Mazda 15 032 23 505 -35% 1856 6411 -71% 4768 -61 %
Volkswagen 14 746 11 209 32% 3811 3702 3% 4066 -6 %
Skoda 13 596 14 231 -4% 3770 5149 -27% 3220 17 %
Peugeot 12 276 12 410 -1% 2295 4007 -43% 2864 -20 %
Honda 11 370 22 148 -49% 2152 6703 -68% 1850 16 %
Mitsubishi 11 278 32 746 -66% 4060 11 450 -65% 1689 140 %
УАЗ 8351 17 905 -53% 2631 5886 -55% 2071 27 %
Suzuki 5628 14 039 -60% 1221 4149 -71% 1301 -6 %
BMW 5536 5630 -2% 1525 1621 -6% 1607 -5 %
FIAT 5128 7107 -28% 1213 2592 -53% 1310 -7 %
Audi 4753 5510 -14% 1451 1630 -11% 1501 -3 %
Citroen 4255 3045 40% 1061 1045 2% 1026 3 %
Land Rover 3926 6529 -40% 895 1917 -53% 1415 -37 %
Subaru 3548 6232 -43% 558 1936 -71% 650 -14 %
Mercedes-Benz 3362 5013 -33% 1002 1625 -38% 803 25 %
Volvo 3355 6257 -46% 614 2019 -70% 1089 -44 %
ИЖ (вкл. ВАЗ 2104) 3192 8744 -63% 1026 3116 -67% 770 33 %
SsangYong 2605 4377 -40% 542 1377 -61% 694 -22 %
Infiniti 2460 1976 24% 583 874 -33% 614 -5 %
Lexus 2033 4525 -55% 573 1820 -69% 287 100 %
Volkswagen коммерческие автомобили 1947 2634 -26% 541 880 -39% 626 -14 %
Geely 1741 - - 826 - - 360 129 %
Chery 1271 7262 -82% 314 1901 -83% 304 3 %
Great Wall 1104 3576 -69% 271 969 -72% 268 1 %
Lifan 856 1082 -21% 238 420 -43% 178 34 %
BYD 703 1547 -55% 97 627 -85% 191 -49 %
Cadillac 693 537 29% 221 229 -3% 265 -17 %
Mercedes-Benz коммерческие автомобили 573 901 -36% 138 171 -19% 136 1 %
Hummer 485 268 81% 176 77 129% 153 15 %
Porsche 430 651 -34% 131 261 -50% 105 25 %
Jaguar 429 460 -7% 63 175 -64% 161 -61 %
SEAT 421 351 20% 129 119 8% 112 15 %
Mini 229 380 -40% 56 178 -69% 77 -27 %
Dodge 210 1299 -84% 24 361 -93% 47 -49 %
Jeep 181 1043 -83% 20 248 -92% 22 -9 %
IKCO 143 876 -84% 35 195 -82% 23 52 %
SAAB 133 375 -65% 33 126 -74% 42 -21 %
Chrysler 90 541 -83% 20 135 -85% 19 5 %
Alfa Romeo 49 118 -58% 12 44 -73% 10 20 %
Isuzu 24 - - 2 - - 3 -33 %
ВСЕГО 525786 938942 -44% 135733 291020 -53% 135446 0 %


Модели

Первая пятерка по продажам отдельных моделей не меняется уже третий месяц подряд - в нее по-прежнему входят четыре модели Волжского автозавода (Priora, Samara, классика и Kalina), а также Ford Focus, занимающий четвертую позицию. Но только у Фокуса в апреле был отмечен спад продаж, причем сразу на 25 процентов. Зато спрос на вазовскую продукцию по сравнению с мартом вырос на 10-25 процентов (за исключением классики).

За пределами первой пятерки вновь произошли перестановки: Mazda3 (-75 процентов по сравнению с мартом) откатилась с 9-го на 12-е место, а Toyota Camry - с 10-го на 16-е. Зато вплотную к первой десятке подобрались Daewoo Nexia и Matiz из Узбекистана, спрос на которые в апреле вырос на 20 и 5 процентов соответственно.

Lada 4x4 стала самым продаваемым
внедорожником в России

Самым продаваемым внедорожником в России по итогам первых четырех месяцев 2009 года стала тольяттинская Lada 4x4 (бывшая Нива), которая сумела обогнать свою более современную соседку Chevrolet Niva, собирающуюся на СП GM-АвтоВАЗ. Однако именно Шеви Нива в апреле стала лидером по росту продаж - спрос на эту модель увеличился более чем в два раза, что, скорее всего, обусловлено появлением у дилеров рестайлинговой модели. Российских любителей внедорожников не смутило даже увеличение цены на этот автомобиль.

Еще одно изменение в топ-25 самых продаваемых моделей: рейтинг покинул хэтчбек Peugeot 308, уступив свое место Mitsubishi Lancer X.

25 самых продаваемых моделей в России за январь-апрель 2009 года (по данным АЕБ)

Место Марка-модель янв.-апр. 09 янв.-апр. 08 проц. апр. 09 апр. 08 проц. март. 09 апр / март 09, проц.
1 Lada Priora 33 299 33 927 -2% 9322 11 067 -16% 8369 11 %
2 Lada Samara 32 915 56 612 -42% 9466 17 472 -46% 8002 18 %
3 Lada 2105/2107 25 373 59 618 -57% 6211 20 591 -40% 6454 -4 %
4 Ford Focus 23 167 27 577 -16% 5425 9061 -40% 7096 -24 %
5 Lada Kalina 21 115 30 613 -31% 5907 9670 -39% 4742 25 %
6 Renault Logan 14 464 26 422 -45% 4796 8344 -43% 4177 15 %
7 Chevrolet Lacetti 11 495 28 531 -60% 2703 8581 -69% 2547 6 %
8 Chevrolet Lanos 10 132 17 235 -41% 1933 5627 -66% 3079 -37 %
9 Daewoo Nexia 9589 16 426 -42% 3577 4311 -17% 2971 20 %
10 Daewoo Matiz 8607 16 667 -48% 2927 4841 -40% 2793 5 %
11 Mazda3 8528 13 927 -39% 595 4164 -86% 2402 -75 %
12 Opel Astra (вкл. Astra Cabrio) 8193 13 864 -40% 2246 4573 -51% 2243 0 %
13 Hyundai Getz 7942 13 758 -42% 2112 4001 -47% 1936 9 %
14 Lada 4x4 7632 7456 2% 2572 2452 5% 2043 26 %
15 Toyota Camry 7533 6606 14% 1065 2510 -58% 1151 -7 %
16 Chevrolet Niva 7479 16 455 -55% 1893 4566 -59% 1203 57 %
17 Hyundai Tucson 6029 5375 12% 1128 1803 -37% 1286 -12 %
18 Kia Spectra 6021 13 072 -54% 1062 4366 -76% 1293 -18 %
19 Kia Cee'd 5813 7594 -23% 2059 2674 -23% 1912 8 %
20 Nissan Qashqai 5554 8245 -33% 1336 524 155% 1397 -4 %
21 Chevrolet Aveo 5460 10 493 -48% 1382 2302 -40% 1295 7 %
22 Nissan Almera 5219 10 535 -50% 1271 2688 -53% 1662 -24 %
23 Mitsubishi Lancer X 5034 19 523 -74% 1998 5815 -66% _ %
24 Skoda Octavia 5034 7759 -35% 1131 2971 -82% 1285 -12 %
25 Nissan New X-Trail 5006 8111 -38% 1089 2666 -59% 1781 -39 %


Перспективы

С нашими выводами о некоторой стабилизации российского автомобильного рынка согласен и вице-председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России Мартин Ян. Снижение показателей российского автомобильного рынка постепенно стабилизируется, и мы, как Комитет Автопроизводителей, считаем финансирование ключевым фактором для дальнейшего развития и поддержания продаж, - заявил Ян, комментируя апрельскую статистику продаж.

О финансировании руководитель Комитета автопроизводителей АЕБ вспомнил неспроста - в Германии, где уже несколько месяцев действует правительственная программа по стимуляции продаж новых автомобилей, спрос на машины продолжает расти третий месяц подряд. Причем в марте рост составил 40 процентов, а в апреле - чуть меньше 20 процентов.

В России сейчас действует программа льготного автокредитования на покупку недорогих машин отечественного производства, реализация которой началась в прошлом месяце. На первый взгляд, положительного влияния на рынок эта программа пока не оказала - спрос на новые машины по-прежнему падает. Однако если посмотреть на список автомобилей, попадающих под действие льготных кредитов, и на динамику изменения продаж в апреле-марте, то окажется, что спрос на все машины из правительственного перечня (за исключением классики) вырос на 10-15 процентов!

Быть может, именно поэтому Минпромторг решил распространить действие этой программы на более дорогие модели - как пишет http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1168559&NodesID=4target=_blank>Коммерсант, чиновники уже ведут соответствующие переговоры с Минфином и автопроизводителями, а решение по этому вопросу может быть принято в течение двух недель.