День весны в Индианаполисе

24 мая в США в 93-й раз пройдет самая известная овальная гонка

В воскресенье в США состоится одно из самых значимых событий по меркам американского, да и мирового автоспорта. Речь идет об "Индианаполис 500" – старейшей автогонке в мире, традиционно проходящей в конце мая на автодроме Indianapolis Motor Speedway, построенном ровно сто лет назад. "Индианаполис 500" это не просто соревнования - для американской спортивной общественности это целый праздник с великой историей.

Первая гонка на спидвее в Индианаполисе прошла почти сразу после завершения его постройки – в 1909 году. Однако поначалу местные соревнования не пользовались высокой популярностью – четырехкилометровый овал был гравийным, а потому оказался очень требовательным и к технике, и к навыкам пилотов. За два года на трассе произошел целый ряд крупных аварий, стоивших жизни нескольким пилотам, поэтому в целях повышения безопасности владелец трассы Карл Фишер в 1911 году принял решение уложить на полотне кирпичное покрытие. На мощение трассы ушло более трех миллионов кирпичей, а сам автодром с тех пор получил прозвище "Кирпичница".

В том же 1911 году здесь прошла первая гонка под названием "Индианаполис 500", положившая начало культу "Пятисотки". Цифра "500" здесь обозначает дистанцию, которую за гонку проезжают пилоты – 500 миль (805 километров). Историческую гонку, состоявшуюся 30 мая, выиграл Рэй Хэрроун на автомобиле Marmon "Wasp". Многие наблюдатели и журналисты назвали Хэрроуна "безрассудным человеком", потому что на старт "Инди" он вышел в одиночку - без гоночного механика, который в те годы сидел справа от пилота и следил за состоянием болида. Это сейчас нам кажется невероятным, если во время гонки в "формуле" будет сидеть два человека, а тогда это было в порядке вещей. 30 мая 1911 года является очень значимым днем для всей автомобильной индустрии еще и потому, что тогда на трассу впервые выехал автомобиль с зеркалом заднего вида. Благодаря этому нововведению Хэрроун и смог обойтись без механика, так как сам следил за состоянием машины и положением на треке позади него.

Старт самой первой в истории гонки
"Индианаполис 500" в 1911 году

Жертвы "Кирпичницы"
За всю историю проведения "Индианаполис 500" на этих соревнованиях погибло 14 пилотов во время гонки и 26 - во время квалификаций или свободных заездов; 14 гоночных механиков, которые в начале прошлого века сидели справа от пилота, 4 человека обслуживающего персонала, 7 зрителей на трибунах, а в 1931 году вылетевшим за пределы автодрома колесом был убит 12-летний ребенок, игравший на соседней улице.

Первыми жертвами "Индианаполиса" стали гоночные механики Гарри Холкомб и Клод Келлам. Последний смертельный случай на этой трассе произошел в октябре 2003-го года, когда во время частных тестов разбился пилот Тони Ренна.

Спустя всего два года на гонку обратили внимание крупные европейские автопроизводители. К американским соревнованиям они подготовились предельно тщательно, и потому третий розыгрыш "Пятисотки" в Индианаполисе (в 1913 году) выиграл француз Жюль Гью на автомобиле Peugeot. Последующие три года здесь побеждали только европейцы и только на европейских автомобилях, однако развить свой триумф им помешала Первая мировая война.

"Индианаполис 500" не проводился в течение последующих трех лет, а обескровленная Европа, пострадавшая от военных действий намного сильнее, чем Америка, надолго утратила свои позиции на "Кирпичнице" – в следующий раз европеец выиграет эти соревнования лишь спустя 46 лет.

1944 год многие эксперты считают знаковым для американских гонок на машинах с открытыми колесами (open-wheels) – в этом году трассу в Индианаполисе выкупил Тони Халмэн, дедушка Тони Джорджа – нынешнего владельца "Кирпичницы". Именно Джордж в середине 90-х годов "расколет" американскую "формульную" серию CART на два чемпионата, что сильно ударит по позициям этих гонок во всем мире. Однако мы забежали вперед…


Крупнейшие аварии в истории "Индианаполис 500".

В 50-х годах, после организации в Европе чемпионата "Формулы-1", выездная гонка "Индианаполис 500" была включена в зачет молодого первенства. Однако в то время европейские пилоты почти не ездили гоняться за океан – отношение к Чемпионату мира несколько отличалось от сегодняшнего. Для пилотов из Европы и Америки важнее были победы в конкретных гонках, нежели количество очков по итогам сезона, поэтому многие европейские спортсмены отказывались от поездки в США.

Однако результаты "Инди-500" все равно шли в зачет чемпионата "Формулы-1", даже несмотря на то, что в середине прошлого века в них доминировали исключительно гонщики из Америки. К примеру, на счету американца Билла Вуковича есть две победы в "Формуле-1", хотя он ни разу не был в Европе, зато дважды выигрывал "Индианаполис 500" – в 1953 и 1954 году. Спустя год Вукович погиб, пытаясь покорить "Кирпичницу" в третий раз подряд. А в 1960-м году "Пятисотку" навсегда исключили из календаря "Формулы-1".

Победитель двух этапов "Формулы-1" и
двух гонок "Индианаполис 500" Билл Вукович

В 1961 году владельцы трассы приняли революционное решение: кирпичное покрытие решили заасфальтировать, оставив лишь один ярд (около метра) кирпичей вдоль линии "старт-финиш", который впоследствии дал новое имя автодрому – Brickyard ("Кирпичный ярд"). Владельцы прибегли к этим мерам из-за того, что кирпичная кладка была изрядно разрушена автомобилями, чья скорость росла год от года, а вылетавшие из под колес камни представляли большую опасность для участников и зрителей.

Факты об "Инди-500"
  • Наибольшее количество побед в "Инди-500" имеют на своем счету легендарные Эй-Джей Фойт, Эл Анзер-старший и Рик Мирз. Они выиграли по четыре "Пятисотки", при этом с 1977 по 1992 годы Фойт, Анзер и Мирз одновременно гонялись друг против друга.
  • Из действующих пилотов чаще всех здесь выигрывал Хелио Кастроневеш - дважды. Стоит отметить, что победа Хелио в 2001 году была одержана в дебютной для бразильца гонке.
  • Начиная с 2005 года тот, кто выигрывал "Инди-500", впоследствии брал и чемпионский титул IndyCar Series.
  • Самый плотный финиш в истории "Пятисотки" произошел в 1992 году, когда победителя гонки Эла Анзера-младшего и пришедшего вторым Скотта Гудьира разделили 0,043 секунды (по неофициальным данным – 0,033).
  • Рекорд круга Indianapolis Motor Speedway принадлежит голландцу Ари Люйендайку. В 1996 году он проехал квалификационный круг "Инди-500" со средней скоростью 237,498 миль в час (382,216 километра в час).
  • В составе команды Chip Ganassi Racing в это воскресенье выступят победители двух последних "Инди-500" - Дарио Франкитти (победил в 2007 году) и триумфатор прошлого сезона Скотт Диксон.
  • С этого момента европейцы вновь начали серьезно относиться к этой гонке и регулярно совершали вояжи на другой континент, чтобы побороться за один из самых значимых трофеев в автоспорте. К слову, некоторым это удавалось - здесь побеждали Джим Кларк и Грэм Хилл, уже ставшие к тому моменту звездами "Формулы-1". Среди других заслуженных пилотов чемпионата мира "Кирпичницу" в 1969 году смог покорить Марио Андретти, который спустя девять лет станет чемпионом "Королевских гонок". Вообще, есть лишь пять гонщиков, которые становились чемпионами "Формулы-1" и выигрывали "Инди-500": помимо упомянутой троицы, подобного успеха добились Эмерсон Фиттипальди и Жак Вильнев. До начала своей карьеры в "Больших призах" в Индианаполисе побеждал Хуан-Пабло Монтойя. Причем триумф ждал колумбийца уже в первом его выступлении на "Кирпичнице" в 2000 году.

    Успех Монтойи в Индиане наглядно демонстрирует значение "Пятисотки" для всего автоспортивного мира. В 2000-м году Монтойя выступал в параллельном первенстве – ChampCar – в рамках которого гонки на "Индианаполисе" не проходили с 1996 года. Дело в том, что в середине 90-х годов Тони Джорджу пришла в голову мысль о том, что американские open-wheels должны быть полностью американскими - выступать в них должны американские гонщики на американских машинах и по овальным трассам. Эта сомнительная теория привела к существованию двух "формульных" чемпионатов в США, что спровоцировало кризис в мире заокенаских гонок на автомобилях с открытыми колесами. Чтобы опровергнуть мнение об исключительно американском происхождении соревнований на овалах, достаточно вспомнить исторические спидвеи в немецком Афусе и итальянской Монце.

    В любом случае, Джордж откололся от CART и организовал свой собственный чемпионат – IndyCar Series – который проходил под эгидой Indy Racing League. При этом, будучи владельцем "Индианаполиса", Тони Джордж забрал "Пятисотку" себе, запретив проводить в Индианаполисе соревнования CART. Несмотря на это, многие команды и гонщики из других первенств считали честью выставить свои машины в "Инди-500", даже если для этого приходилось покупать болид всего лишь на одну гонку. Таким образом, "Индианаполис 500" стал местом встречи сильнейших "оупен-уилеров" всего мира, за исключением действующих пилотов "Формулы-1", потому что параллельно с "Инди-500" традиционно проходит Гран-при Монако чемпионата мира.


    Борьба Сэма Хорниша-младшего и Марио Андретти за победу в "Индианаполис 500" 2006 года за два круга до финиша.

    Однако стоит вспомнить, что гонщики "Формулы-1" тоже одно время выступали на "Брикъярде" - именно на этой трассе проходил этап чемпионата мира с 2000 по 2007 год. Конечно, та гонка не имеет ничего общего с "Инди-500", да и выступали здесь пилоты чемпионата мира по альтернативной конфигурации трассы, которая затрагивала лишь четверть овала и один бэнкинг, в то время как остальная часть полотна проходила по специальным дорожкам, проложенным по "инфилду" "Индианаполиса". Но главное, что болиды чемпионата мира все-таки проезжали по тому самому "кирпичному ярду", что сохранился в штате Индиана с далекого 1911 года.

    Победитель "Инди-500" 2007-го года
    Дарио Франкитти пересекает Brickyard

    Победа на "Индианаполисе" считается престижной не только из-за богатой истории, но и из-за характера самих соревнований, ведь "Индианаполис 500" является самой длинной гонкой в календаре IndyCar Series. Углы наклона бэнкингов в поворотах отличаются друг от друга, а это значит, что в каждом вираже гонщику приходится менять манеру прохождения, при этом, выбрать однозначно лучшую траекторию здесь невозможно.

    Стартовая решетка "Инди-500" 2009 года
    1. Хелио Кастроневеш (Team Penske)
    2. Райан Бриско (Team Penske)
    3. Дарио Франкитти (Chip Ganassi Racing)
    4. Грэм Рейхол (Newman/Haas/Lanigan Racing)
    5. Скотт Диксон (Chip Ganassi Racing)
    6. Тони Канаан (Andretti Green Racing)
    7. Марио Мораеш (KV Racing Technology)
    8. Марко Андретти (Andretti Green Racing)
    9. Уилл Пауэр (Team Penske)
    10. Даника Патрик (Andretti Green Racing)
    11. Алекс Ллойд (Sam Schmidt Motorsport)
    12. Рафаэль Матош (Luczo-Dragon Racing)
    13. Пол Трейси (KV Racing Technology)
    14. Витор Мейра (A. J. Foyt Enterprises)
    15. Джастин Уилсон (Dale Coyne Racing)
    16. Хидеки Муто (Andretti Green Racing)
    17. Эд Карпентер (Vision Racing)
    18. Дэн Уэлдон (Panther Racing)
    19. Эй-Джей Фойт IV (A. J. Foyt Enterprises)
    20. Скотт Шарп (Panther Racing)
    21. Сара Фишер (Sarah Fisher Racing)
    22. Дэйви Хэмилтон (Dreyer & Reinbold Racing)
    23. Роберт Доорнбос (Newman/Haas/Lanigan Racing)
    24. Таунсенд Белл (KV Racing Technology)
    25. Ориоль Сервия (Rahal Letterman Racing)
    26. Томас Шектер (Dale Coyne Racing)
    27. Майк Конуэй (Dreyer & Reinbold Racing)
    28. Эрнесто Визо (HVM Racing)
    29. Райан Хантер-Рэй (Vision Racing)
    30. Джон Андретти (Dreyer & Reinbold Racing)
    31. Милка Дуно (Dreyer & Reinbold Racing)
    32. Нельсон Филипп (HVM Racing)
    33. Алекс Тальяни (Conquest Racing)

    О сложности этой трассы и требовательности к гонщику говорит тот факт, что один из победителей "Инди-500" Хуан-Пабло Монтойя, выступая здесь в гонках NASCAR Sprint Cup в 2007 году на принципиально другой технике, занял второе место из 43-х участников. Это свидетельствует о том, что на первый план на "Кирпичнице" выходят знание гонщиком трассы, его чутье при подборе регулировок, умение ориентироваться в большом потоке машин, тактика, взаимопонимание с гоночным инженером и множество других важных факторов. Для подготовки к этой гонке лига IRL дает участникам целый месяц, не проводя других соревнований. Ширина "Индианаполиса" позволяет пилотам стартовать в три ряда и бороться по ходу гонки бок о бок, что повышает ответственность пилота и "споттера", подсказывающего своему гонщику положение его болида относительно соперников.

    Эта гонка собирает наибольшее количество участников среди всех open-wheel-соревнований IndyCar – 33 автомобиля на стартовом поле. При этом заявляется на этот этап куда большее количество претендентов, но стартовое поле ограничено. Некоторые пилоты ищут бюджет лишь на одну гонку – "Индианаполис-500". Это касается даже бывших гонщиков, закончивших регулярные выступления. Таких, как Скотт Шарп, что в воскресенье будет стартовать с 20-го места.

    А вот бывший чемпион IndyCar Бадди Лазьер в этом году не смог пройти сито отборочных заездов из-за высочайшего уровня конкуренции на "Индианаполисе". Таким образом, Лазьер лишил себя возможности 200 раз пересечь тот самый Brickyard, который видел больше, чем кто-либо из интересующихся или занимающихся автоспортом – по этому ярду проезжали самые быстрые машины "Формулы-1", NASCAR, IndyCar, мотоциклы MotoGP и многие другие. Эти самые кирпичи "Брикъярда" пережили две мировые войны, великую депрессию 1929 года и преодолевают сейчас глобальный экономический кризис для того, чтобы 33 быстрейших гонщика западного полушария 24 мая в 93-й раз вышли на старт величайшего open-wheel-соревнования в истории организованного автоспорта и услышали самые известные гоночные слова: "Start your engines".