Княжеская гонка

Дженсон Баттон выиграл главную гонку "Формулы-1"
Grand Prix de Monaco 2009
Трасса - Circuit de Monaco
Место - Монте-Карло, Монако
Дистанция - 78 кругов (260,52 километра)
Рекорд круга - 1:14.439, Михаэль Шумахер (Ferrari, 2004)

В предпоследний уик-энд весны карликовое княжество Монако подарило всем любителям автоспорта одно из главных событий гоночного года - Гран-при Монако, которое c 1929 года традиционно считается самым престижным "Большим призом" "Формулы-1". Эта трасса обладает уникальными характеристиками - узость гоночного полотна заставляет пилота быть предельно сконцентрированным на протяжении всей дистанции, а рельсы безопасности, расположенные вплотную к трассе, лишают участников права на малейшую ошибку. В таких условиях поул-позиция делает половину победы, так как обгонять здесь - архисложная задача.

Квалификацию неожиданно выиграл лидер чемпионата Дженсон Баттон. На протяжении всего уик-энда англичанин не демонстрировал высокой скорости, оставаясь в середине первой десятки, но смог "выстрелить" в субботу, даже несмотря на то, что его автомобиль был тяжелее болидов соперников. Удивили пилоты команды Ferrari, использовавшие систему KERS в Монте-Карло, - Райкконен и Масса квалифицировались на второй и пятой позициях, что стало лучшим результатом для "Скудерии" в 2009 году. С другой стороны разочарование постигло Себастьяна Феттеля - главного соперника "Браунов" по ходу текущего сезона. Немец квалифицировался на неплохом четвертом месте, но позже выяснилось, что Себастьян обладал самой легкой машиной и рассчитывал занять первую позицию.

На старте многие ожидали рывка Кими Райкконена со второй позиции. Помочь ему в этом должна была система рекуперации, которой финн воспользоваться не смог. Дело в том, что стартовая прямая в Монако очень короткая и при этом изгибается, а Кими стоял на решетке на внешней траектории. Райкконен не просто не смог побороться с Баттоном, он еще и пропустил вперед Рубенса Баррикелло, после чего оба пилота Росса Брауна начали отрываться от соперников. Райкконен стабильно держался в нескольких секундах от двух белых болидов, но догнать их финну не позволяла скорость его Ferrari.

Шедшие позади пилоты отставали от тройки лидеров еще больше. Себастьян Феттель сохранил четвертую позицию, но поддерживать темп "Браунов" не мог. Немец испытывал проблемы с мягким комплектом покрышек, но помимо этого был вынужден экономить топливо. К этому добавилось еще и то, что Себастьян не нашел оптимальных настроек для болида, который в Монако получил новый "двойной" диффузор, коренным образом изменивший аэродинамику задней части автомобиля.

В результате, за Феттелем собралась целая группа более быстрых гонщиков - Фелипе Масса, Нико Росберг, Хейкки Ковалайнен и Марк Уэббер. Спустя несколько кругов болид Феттеля стал терять управляемость, и Себастьян уже не мог удерживать машину на торможениях, отчаянно защищая свою позицию. В результате, в одном из поворотов Феттель жестко заблокировал Массу, заставив того срезать шикану на выходе из тоннеля, что помогло Фелипе опередить немца. Согласно правилам, бразилец должен был замедлиться, вернув позицию Феттелю, чем смог воспользоваться Нико Росберг, опередивший Фелипе Массу, а чуть позже и самого Феттеля.

Уступив Росбергу, Феттель фактически прекратил борьбу и стал пропускать соперников одного за одним. Сразу после этого лидер Red Bull отправился в боксы за новыми покрышками, но уже на следующем круге, пытаясь отыграться, разбил свой автомобиль и сошел с дистанции. Через несколько кругов подошел черед первой волны дозаправок, во время которой Росберг уступил Массе и пропустил бразильца вперед. Масса вышел на четвертую позицию позади двух "Браунов" и Кими Райкконена. В этот момент гоночный инженер Фелипе Роб Смедли сказал своему подопечному, что гонка еще не потеряна и в данный момент он идет по трассе быстрее лидеров, отыгрывая по 2-3 секунды на круге. Это позволило бразильцу нивелировать отставание, возникшее во время борьбы с Феттелем, однако за победу Масса побороться так и не смог.

После пит-стопов лидеры, узнав о скорости Массы, взвинтили темп и продолжали удерживать комфортное преимущество. Против Массы сыграл также и тот факт, что все гонщики в первой пятерке избрали одинаковую тактику, из-за чего бразилец не смог отыграть позиции на пит-стопах. Участники контролировали по радио положение своих соперников, поэтому обгонов в Монте-Карло в этот день уже не было.

Таким образом, команда Brawn GP в составе Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло выиграла третий дубль в сезоне и второй подряд. Для Баттона этот триумф стал пятым в шести гонках текущего чемпионата. В общем зачете преимущество Баттона над Баррикелло выросло до 16 очков, а это значит, что следующий Гран-при - в Турции - он закончит лидером первенства, так как даже математических шансов опередить англичанина ни у кого нет. Еще более разгромным выглядит Кубок конструкторов, в котором конюшня Brawn GP набрала в два раза больше очков, чем ближайший преследователь Red Bull - 86 очков против 42,5.

На блестящем третьем месте финишировал Кими Райкконен, который принес Ferrari первый в этом сезоне подиум, что говорит о постепенном выходе "Скудерии" из кризиса. Успех Райкконена поддержал Фелипе Масса, финишировавший четвертым. Марк Уэббер, несмотря на отсутствие Феттеля, смог набрать еще несколько очков в копилку Red Bull, а Нико Росберг доказал, что может ездить быстро не только в свободных заездах - немец второй раз подряд закончил уик-энд в очковой зоне.

Неудача постигла действующего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона, который мало того, что ошибся в квалификации, не выйдя из первого сегмента, но еще и саму гонку провел очень блекло, будучи тенью самого себя. Заезд Хэмилтон начал с полным баком, но эта тактика не принесла англичанину успеха, потому что он не смог опередить почти никого из соперников, теряя время относительно лидеров. Закономерным итогом для лидера McLaren в этой гонке стало 12-е место в круге позади Баттона. Однако было бы несправедливым обвинять только Льюиса в таком исходе, так как будь в его распоряжении более конкурентоспособная техника, он провел бы гонку в ином ключе.

Следующий этап чемпионата мира состоится в Турции 7 июня, но не стоит считать, что там Баттон выиграет столь же легко, ведь все соперники Росса Брауна и Дженсона Баттона готовят обновления своих болидов и все говорит за то, что англичанам придется в Стамбуле гораздо труднее, чем в Монако.


Результаты Гран-при Монако

Место Гонщик Команда Время
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 1ч 40:44.282
2. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes + 7.666
3. Кими Райкконен Ferrari + 13.442
4. Фелипе Масса Ferrari + 15.110
5. Марк Уэббер Red Bull Renault + 15.730
6. Нико Росберг Williams Toyota + 33.586
7. Фернандо Алонсо Renault + 37.839
8. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari + 1:03.142
9. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes + 1:05.040
10. Тимо Глок Toyota + 1 круг
11. Ник Хайдфельд BMW Sauber + 1 круг
12. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes + 1 круг
13. Ярно Трулли Toyota + 1 круг
14. Адриан Сутиль Force India Mercedes + 1 круг
15. Казуки Накаджима Williams Toyota сход
16. Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes сход
17. Роберт Кубица BMW Sauber сход
18. Себастьян Феттель Red Bull Renault сход
19. Нельсон Пике-младший Renault сход
20. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari сход


Положение в общем зачете после шестого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 51
2. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes 35
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 23
4. Марк Уэббер Red Bull Renault 19,5
5. Ярно Трулли Toyota 14,5
6. Тимо Глок Toyota 12
7. Фернандо Алонсо Renault 11
8. Кими Райкконен Ferrari 9
9. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes 9
10. Фелипе Масса Ferrari 8
11. Нико Росберг Williams Toyota 7,5
12. Ник Хайдфельд BMW Sauber 6
13. Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes 4
14. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 3
15. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari 2
16. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes 0
17. Адриан Сутиль Force India Mercedes 0
18. Нельсон Пике-младший Renault 0
19. Роберт Кубица BMW Sauber 0
20. Казуки Накаджима Williams Toyota 0

Баттон и Баррикелло оторвались от ближайших преследователей настолько, что у них нет даже математических шансов потеснить Дженсона и Рубенса с первых позиций на следующем этапе "Формулы-1". Успех Кими Райкконена в Монако позволил финну подняться на седьмую строчку и включиться в борьбу в первой десятке общего зачета.


Положение в Кубке конструкторов после шестого этапа

Место Команда Очки
1. Brawn Mercedes 86
2. Red Bull Renault 42,5
3. Toyota 26,5
4. Ferrari 17
5. McLaren Mercedes 13
6. Renault 11
7. Williams Toyota 7,5
8. BMW Sauber 6
9. Toro Rosso Ferrari 5
10. Force India Mercedes 0

Благодаря третьему и четвертом местах Райкконена и Массы в Монте-Карло, Ferrari разом переместилась на четвертую позицию Кубка конструкторов, опередив целый ряд соперников. Преимущество же Brawn GP в общем зачете принимает буквально пугающие масштабы.