Левое ОСАГО для правого руля

Правительство предложило повысить ОСАГО для праворульных автомобилей

В среду, 27 мая, стало известно, что в российском правительстве зреют планы по повышению тарифов ОСАГО для праворульных автомобилей. Об этом заявил вице-премьер Игорь Шувалов во время своего выступления после заседания правительственной комиссии по техническому урегулированию, на котором шла речь о судьбе автомобилей с правым рулем в России.

"Сегодня отмечалось, и эксперты отстаивают эту точку зрения, что автомобили с правым рулем при нашей системе дорожного движения являются более опасными источниками ДТП", - прокомментировал необходимость увеличения страховых тарифов для этой категории автомобилей вице-премьер.

Тарифы на обязательное страхование праворульных автомобилей повысить будет не сложно – необходимо лишь утвердить постановлением правительства особый повышающий коэффициент, использующийся при расчете страховой премии по ОСАГО для всех машин с правым рулем.

Статистическая ошибка

Однако защитники праворульных иномарок, и в первую очередь подержанных "японок", не считают, что эти автомобили представляют повышенную опасность на дорогах.

"Ни у кого - ни у правительства, ни у гаишников нет статистики, согласно которой "японки" чаще попадают в аварии, или что эти аварии приводят к более тяжелым последствиям, чем в случае с автомобилями с левым рулем, - уверен лидер общественного движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. – Наоборот, статистка ДТП по Приморью лучше, чем в среднем по России".

Действительно, российская Госавтоинспекция при сборе данных об аварийности не выделяет в отдельные категории автомобили с правым или левым рулем. Поэтому на основании данных ГИБДД нельзя утверждать, что в масштабах всей страны праворульные автомобили оказываются опаснее, чем машины с левым рулем.

Наоборот, согласно опубликованной на сайте ГАИ России общероссийской статистке ДТП, за первые четыре месяца 2009 года количество аварий с тяжелыми последствиями в Дальневосточном округе, где "японки" составляют около 80 процентов автопарка, ниже, чем в Центральном, Южном и Северо-Западном округах.

В Российском союзе автостраховщиков, куда стекаются данные о большинстве аварий, происходящих на российских дорогах (эта организация регулирует работу всех страховых компаний, осуществляющих продажу полисов ОСАГО на территории России), тоже нет данных по количеству ДТП с участием праворульных автомобилей. "Мы не ведем статистику по причинам аварий, по маркам и моделям автомобилей, а также по производителям", - заявил "Авто.Ленте" начальник управления методологии страхования РСА Владимир Козлов.

Так что достоверность экспертных оценок, на которые ссылается Шувалов, можно поставить под сомнение. Тем более, что их выкладки опровергает и мировой опыт. В Западной Европе, а также в США и Канаде страховщики продают полисы на праворульные автомобили пусть и неохотно, но, тем не менее, повышенных тарифов на них не устанавливают. А в Великобритании "левый руль" страхуется по тем же расценкам, что и правый.

Недостойный конкурент

По мнению Лысакова, любое ужесточение правил ввоза и эксплуатации автомобилей с правым рулем всегда направлено в первую очередь на лоббирование интересов "АвтоВАЗа", с продукцией которого конкурируют подержанные "японки".

Предложения об ограничении ввоза и эксплуатации праворульных иномарок в последние годы регулярно обсуждались в Госдуме и правительстве, но только сейчас они начали воплощаться в жизнь. Так, в январе 2009 года вступили в силу новые таможенные пошлины на подержанные автомобили, из-за которых импорт старых "японок" в Россию через Дальний Восток практически прекратился.


Фото РИА "PrimaMedia"

Кроме того, на прошлой неделе стало известно, что уже готов и находится на утверждении в Минпромторге новый технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств", в котором прописан запрет на ввоз в Россию автомобилей с правым рулем: "расположение органов управления выпускаемых в обращение транспортных средств должно соответствовать условиям правостороннего движения, установленного в РФ". Правда, этот пункт планируется ввести в действие отдельным постановлением правительства, однако сроки вступления в силу этих ограничений пока не называются.

Перестраховка

Попилим


После повышения таможенных пошлин сначала на ввоз автомобильных кузовов (до 5000 евро), а затем и пошлин на подержанные иномарки, в Приморье появилась новая "серая" схема ввоза "японок" на территорию России.

Теперь праворульные автомобили провозятся через таможню в разобранном виде и с распиленным кузовом, как металлолом. Затем на территории России кузов сваривают, и автомобиль-"конструктор" собирают обратно.

Не стоит забывать и про то, что повышение тарифов ОСАГО на праворульные автомобили выгодно не только российским автогигантам, но и самим страховщикам. Ведь речь идет о громадных суммах – по данным информационного агентства "Автостат", сейчас в нашей стране зарегистрировано 2,26 миллиона автомобилей с правым рулем, что составляет около пяти процентов от всего автопарка России. Это значит, что повышение страховых тарифов для праворульных машин хотя бы на 100 рублей повлечет за собой рост страховых сборов на 200 миллионов рублей в год.

В итоге получается, что существуют как минимум две заинтересованные стороны (автопром и страховщики), которым выгодно повышение страховых тарифов на автомобили с правым рулем. Насколько сильно они повлияли на появление в умах чиновников очередной "праворульной" инициативы - сказать сложно.

Зато не сложно предсказать, что против новых повышающих коэффициентов обязательно выступят автомобилисты на Дальнем Востоке и в Сибири, где праворульные машины являются основным средством передвижения. По крайней мере, в Приморье все инициативы государства по ограничению ввоза и эксплуатации "японок" всегда встречают акциями протеста, и сдаваться "без боя" местное население явно не собирается.