Государственные моторы

В General Motors началась процедура банкротства

Понедельник, 1 июня 2009 года, в США можно было бы объявить днем траура и приспустить флаги на государственных учреждениях. Утром этого дня в суд Манхэттена было подано прошение о начале процедуры банкротства компании General Motors – самой крупной из "Большой тройки" североамериканских автопроизводителей.

Правда, банкротство GM нельзя назвать сенсацией. В то, что автоконцерн удастся спасти без экстренных мер, не верило даже "антикризисное" руководство, которое появилось в General Motors по требованию президентской администрации этой весной.


Hummer H2

Так, еще полтора месяца назад новый исполнительный директор компании Фритц Хэндерсон (Fritz Henderson), сменивший в марте руководившего GM c 2000 года Рика Вагонера (Rick Wagoner), заявил, что считает банкротство наиболее вероятным исходом борьбы за выживание компании.

Однако в падение авто-империи, которая в течение 77 лет была крупнейшим производителем автомобилей во всем мире, до конца не верилось.

Декрет о национализации

Падение империи


Для многих поколений американцев компания General Motors являлась символом превосходства североамериканского автопрома над производителями автомобилей из других стран. Так, в 70-е годы прошлого века каждый вторая продававшаяся в США машина была сделана на заводе GM.

Однако последние три десятилетия популярность автомобилей GM в Штатах постоянно падала, и хуже всего дела компании шли в последние десять лет. Так, с 2000 года стоимость одной акции автоконцерна упала с 93 долларов до 75 центов. А с 2004 года убытки GM составили 88 миллиардов долларов.

О том, как президентская администрация собирается банкротить автоконцерн, в общем виде стало известно более месяца назад. Как и предполагал озвученный еще тогда план чиновников, вчера компания GM подала прошение о защите от кредиторов согласно 11-ой статье Кодекса о банкротстве, предусматривающей не просто немедленное урегулирование всех обязательств компании, а реструктуризацию бизнеса, которая в дальнейшем должна помочь расплатиться с кредиторами.

Для этого советники Обамы решили поделить все активы General Motors на "плохие" и "хорошие", а затем последние объединить в новую компанию и освободить ее от требований кредиторов. Это объяснялось тем, что участие в суде всех активов приведет к полному замораживанию производства, а это в свою очередь может нанести непоправимый вред бизнесу, и тогда GM уже вообще никогда ни с кем расплатиться не сможет.

Однако после появления в североамериканской прессе конкретного плана президентской администрации, в котором подробно прописаны действия по спасению GM, стало понятно, что речь идет не о реструктуризации, а о национализации General Motors.

Согласно этому документу, после завершения процедуры банкротства доля государства в акционерном капитале обновленной компании, которую в заокеанской прессе уже называют Governmental Motors, должна составить 60 процентов.

Взамен Казначейство США простит 10,6 миллиарда долларов из уже выданных в начале года кредитов на общую сумму в 19,4 миллиарда долларов и безвозмездно даст компании еще 30,1 миллиарда долларов.

Оставшиеся 40 процентов акций компании поделят между собой правительство Канады, держатели облигаций и трастовый фонд, в который перейдут все обязательства General Motors по социальному обеспечению пенсионеров и работников компании.

Канадцы взамен на финансовую поддержку в размере 9,5 миллиарда долларов получат около 12 процентов акций нового GM, держатели облигаций, которым автоконцерн сейчас должен 27 миллиардов долларов – 10 процентов акций, и фонд, обеспечивающий соцзащиту персонала General Motors - 17,5 процента акций.

А ты купи GM

Российский Opel


Владельцем немецкого актива General Motors – компании Opel – станет канадская Magna и российский Сбербанк. Эта договоренность была достигнута в субботу, в предпоследний день перед началом процедуры банкротства GM.

Сразу после заключение предварительного соглашения 100 процентов акций Opel были переданы в созданный специально для этого траст, которым управляют представители GM и правительства Германии, защитив таким образом немецкого автопроизводителя от требований кредиторов GM.

Как заявил представитель Magna, сделка с GM будет завершена уже через четыре-пять недель. В результате 35 процентов акций Opel получит Сбербанк, еще 35 процентов останется у General Motors, и 20 процентов выкупит Magna.

После этого индустриальным партнером Magna может стать Горьковский автомобильных завод. Предполагается, что он может предоставить для сборки Opel конвейер, на котором сейчас собирается Volga Siber.

Однако, по мнению представителей администрации Обамы, 60-процентный пакет акций государства в новом GM вовсе не означает национализации компании. Так в понедельник секретарь Казначейства США Тимоти Гейтнер (Timothy Geithner) заявил в интервью корреспонденту информационного агентства Bloomberg, что государство хочет не только свести к минимуму участие в управлении новой компанией, но и как можно быстрее продать эти активы.

Правда, для этого необходимо, чтобы обновленный GM снова встал на ноги. А это в сегодняшних условиях будет сложно сделать даже реструктуризированной компании. Ведь сейчас главная проблема, от которой страдают все мировые автопроизводители - вызванное кризисом падение спроса на машины, которое не зависит от эффективности производства.

Тем более что авторынок США уже сильно пострадал от кризиса. Так, ожидается, что в этом году ежемесячные продажи легковых машин в Штатах вряд ли поднимутся выше 10 миллионов единиц, тогда как в прошлом году этот показатель превышал 14 миллионов.

К тому же, как известно, банкротством хорошую вещь не назовут, и начавшийся судебный процесс автоматически уменьшит доверие покупателей к марке, что уже в ближайшее время плохо скажется на продажах Generals Motors.

У администрации Обамы, конечно, есть рецепт, который должен помочь новому GM справиться с негативной конъюнктурой. В ходе реструктуризации автоконцерн избавится от таких брендов, как Pontiac, Saturn и Hummer, а также сократит годовое производство автомобилей с 16 миллионов до 10.

Однако эти меры могут вызвать серьезный конфликт с профсоюзами, так как повлекут за собой закрытие производства и масштабные сокращения работников. Уже известно, что будут ликвидированы как минимум 11 заводов компании и заморожены еще три, а работу потеряют 21 тысяча человек, то есть 30 процентов работающих в США по контракту сотрудников сегодняшнего GM.

Ближайшее светлое будущее

Пока что для GM важнее всего как можно быстрее пройти через процедуру банкротства. Только в этом случае удастся избежать потерь, связанных с остановкой производства и ухудшением имиджа компании.


Saturn Sky

Чиновники прекрасно это понимают и уже заключили с большинством кредиторов предварительные договоренности, но вероятность, что у такой большой компании, как General Motors, все-таки найдется несколько упрямых партнеров, сохраняется. Правда, советники Обамы, всего за месяц обанкротившие Chrysler, уже успели доказать, что умеют убеждать даже самых несговорчивых.

Если реструктуризация пройдет как задумано, то уже к концу лета GM снова станет полноценным игроком мирового авторынка. К тому же, кроме традиционных брендов Cadillac, Chevrolet, Buick и GMC, автоконцерн начнет выпускать новый компактный автомобиль, который по планам президентской администрации должен быстро завоевать внутренний рынок.

А еще во главе этой компании будут стоять менеджеры, назначенные на руководящие должности главным акционером – правительством США, которое раньше автомобили никогда не выпускало и не продавало. Видимо, поэтому ряд экспертов называют данный проект администрации Обамы "самой большой национальной лотерей".