SkodaOctavia
SkodaOctavia RS
SkodaOctavia
SkodaOctavia Scout

Octavia с изюмом

Тест-драйв обновленных [Skoda Octavia RS и Skoda Octavia Scout]

Кто первый догадался класть изюм в выпечку неизвестно. Существует московская городская легенда, что этим изобретателем был булочник Филиппов, который случайно подал к столу губернатора Москвы Закревского сдобу с тараканом внутри, а затем, чтобы скрыть свою промашку, на глазах у градоначальника съел насекомое, заявив, что это изюминка.

В сентябре в России появятся сразу две рестайлинговые Octavia "с изюминкой" –
версия RS и полноприводный покоритель грунтовок Scout

Как бы то ни было, лично мне нравится, как сушеные сморщенные виноградины оживляют куличи, кексы и ром-бабы. А в сдобной булочке из школьного детства каждая ягода вообще была праздником, потому что попадалась редко и из-за этого казалась особенно сладкой.

По этой же причине всегда приятно, когда автопроизводитель выводит на рынок новую модификацию уже ставшего привычным автомобиля. В случае со Skoda, в сентябре у российских дилеров появятся сразу две рестайлинговые Octavia "с изюминкой" – версия RS и полноприводный покоритель грунтовок Scout. Мы успели протестировать оба этих автомобиля на дрогах общего и специального пользования в Венгрии.

Демаскировка

Undercover


Сочетание неприметной внешности и отличной динамики "Эр-эс-ки" второго поколения уже давно подметили дорожные полицейские в Великобритании, которые используют такие машины для выслеживания нарушителей скоростного режима.

Octavia RS без цветографических схем и мигалок есть, например, в полиции графства Гэмпшир.

Если продолжать фруктовую аналогию, то версия RS "Октавии" предыдущего поколения была самой настоящей фигой в кармане ее счастливого обладателя, которую тот мог регулярно демонстрировать соседям по транспортному потоку. Особенно, если это была машина c кузовом "универсал".

Кто мог отличить горячую "Октавию" предпоследнего поколения от обычной? Конечно, знатоки замечали иной, чем у "гражданской" версии, обвес и спойлер на задней двери, но большинство водителей вряд ли догадывались, что под капотом этой неприметной с виду машины бьют копытом 200 лошадей. И поэтому очень удивлялись, когда "серая лошадка" вдруг оказывалась победительницей в "светофорных" гонках.

Новая Octavia RS внешне уже не такая. И, в первую очередь, из-за того, что в ходе фейслифтинга сильно "мутировала" базовая модель. По-большому счету, изменились только головная оптика, капот, решетка радиатора и обвес, но этого оказалось достаточно, чтобы обновить экстерьер "Октавии" и привести его в соответствие с новым семейным обликом всех остальных "шкод".

Так что теперь у чешского гольф-класса все по моде – и передние фары со сложным контуром, которые угнездились в новых отверстиях, прорезанных в старых крыльях, и штамповка с ребрами и выпуклыми поверхностями.

В результате, уже от "гражданской" версии ждешь гораздо большего, чем от предыдущего поколения, а "Эр-эс-ка" сразу бросается в глаза из-за хищного бампера и большой и яркой эмблемой с буквами "RS", которая красуется и на багажнике, и на решетке радиатора. Так что теперь замаскироваться под дачника, чтобы потом резко уйти в точку на горизонте, будет непросто даже на универсале.

Инженерные гены

Но хорошо, что несмотря на более актуальную внешность, Octavia RS осталась верной себе и по-прежнему живет в гармонии с окружающим миром, и не важно - приходится ей ездить по треку или по городским улицам. Похоже, инженеры просто решили не участвовать в рестайлинге, чтобы не испортить и без того отлично сбалансированный продукт.

У Octavia RS разгон до "сотни" не зависит
от типа коробки передач
и равен константе – 7,2 секунды

Во-первых, неизменными остались двигатели, которые обеспечивают этому автомобилю отличную динамику в сочетании с экономичностью. Это 200-сильный бензиновый TSI объемом два литра, который разгоняет машину до "сотни" за 7,2 секунды, и такой же по литражу 170-сильный дизельный TDI, проигрывающий бензиновому движку в спринте всего 1,1 секунды. Причем TSI расходует в смешанном режиме на сто километров 7,7 литра топлива, а TDI – всего шесть.

Правда в Россию мотор, работающий на солярке, поставляться не будет – не кататься нам больше на чешском "заряженном" хэтчбеке с дизелем… Зато бензиновую "эр-эс-ку" теперь можно будет купить не только на "ручке", но и с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией DSG. А это отличная новость для большинства потенциальных покупателей Octavia RS, которые хотят ездить на своем автомобиле не только на спринты, но и на работу. Все-таки с "роботом" толкаться по пробкам гораздо комфортнее, чем с "ручкой".

К тому же в "боевом" режиме DSG держит обороты двигателя и подтыкает пониженные передачи ничуть не хуже заправского автогонщика. По крайней мере, на гоночной трассе Euroring, на которой проходил один из этапов тест-драйва, коробка "думала" явно быстрее, чем я, и не только помогала тормозить перед апексом, но и выжимала из мотора максимум "лошадей" и Ньютон-метров на выходе из поворота.


В ходе рестайлинга базовой "Октавии" в комплектации этого автомобиля появился двухзонный климат-контроль Climatronic, который оборудован датчиком, контролирующим качество воздуха на входе. "Эр-эс-ку" и "Скаут" тоже можно будет купить с этой опцией. Кроме того, "заряженную" Octavia теперь можно заказать с салоном RS Supreme, который целиком обтянут кожей и кожзамом - без тканевых вставок.

А "табун" под капотом на венгерском "Евроринге" хотелось пустить в полный опор – Octavia RS крутых виражей не боится. Опущенная на 13 миллиметров по сравнению с "гражданской" версией подвеска переварит гоночные амбиции практически любого любителя, отрабатывая повороты с минимальными кренами. Сбалансированные настройки шасси обеспечивают почти нейтральную поворачиваемость, а туговатый, но информативный руль держит машину на траектории в ежовых рукавицах.

Правда, для настоящего спорта подвеска "эр-эс-ки" все-таки мягковата, но это справедливая плата за комфортную езду, которую "горячая" Octavia обеспечивает за пределами гоночного трэка - на шоссе и дорогах общего пользования. И это как раз тот удачный компромисс, который разработчики смогли найти еще в процессе работы над версией RS предыдущего поколения, и который они сохранили в новом автомобиле.

Чешский пионер

Шасси второй "вкусной" новинки "Шкоды" – Octavia Scout – подверглось рестайлингу по тому же принципу: "не навреди".

На "Скауте" не страшно покорять ни дремучий венгерский лес,
ни чистое поле

Новый капот и фары? Пожалуйста! Но настройки подвески и рулевое управление - не тронь. Ведь именно благодаря им "Скаут" и во втором поколении рулится, держит прямую и проходит повороты как обычный универсал, несмотря на то, что его клиренс по сравнению с обычной "Октавией" увеличен почти на четыре сантиметра - до 179 миллиметров.

Рассчитанные на вседорожную эксплуатацию амортизаторы и пружины позволяют кузову ощутимо кренится в поворотах, но при этом не допускают вертикальных колебаний кузова. К тому же, "Скаут" не только уверено чертит кривые по асфальту, но и старательно разглаживает все неровности дорожного покрытия – информация о ямах, кочках и колдобинах доходит до водителя через демпфирующие элементы подвески и кузова в виде едва слышного "бум".

Колесная база у Octavia среди одноклассников не самая большая. Например, у Ford Focus "жилого" пространства формально больше на шесть сантиметров. Но зато у "Шкоды" самый большой в классе багажник – целых 560 литров. А у "Скаута" при сложенных сиденьях его объем возрастает до 1655 литров.

А вот в подкапотном пространстве специалисты "Шкоды" все-таки покопались. Они заменили несколько устаревший двухлитровый атмосферник мощностью 150 лошадиных сил на 160-сильный турбомотор объемом 1,8 литров, с которым Octavia Scout стала заметно динамичнее.

Причем если и к старому двигателю, который развивал 200 Ньютон-метров уже при 3500 тысячах оборотах в минуту, подходил эпитет "эластичный", то новый относится к передаточному числу включенной передачи еще терпимее. Благодаря турбине, TSI выходит на крутящий момент в 250 Ньютон метров уже при 1500 тысячах оборотов в минуту и остается на этой "полке" до 4200.


К сожалению в Россию не будет поставляться дизельный "Скаут". Жаль. Его экономичный двухлитровый TDI развивает мощность в 140 лошадиных сил и обеспечивает 320 Ньютон-метров крутящего момента при 1750 оборотах в минуту. Средний расход топлива на "сотню" при движении по трассе равен 5,4 литра, в смешаном режиме - 6,4 литра.

Кроме него в линейке двигателей "Скаута" есть еще и дизель - двухлитровый мотор мощностью 140 лошадиных сил, который перешел на рестайлинговую модель по наследству от предыдущего поколения. Но он поставляться в Россию не будет. А жаль – "Скаут" отлично приспособлен для дальних поездок, и ему не помешал бы экономичный дизельный двигатель, который расходует на "сотню" в смешанном режиме 6,4 литра солярки.

Доехать, заехать, выехать

В четвертом поколении


При необходимости передать крутящий момент на заднюю ось, многодисковое сцепление полного привода Haldex второго поколения (на предыдущем "Скауте") включалось в полуавтоматическом режиме: при разнице вращения колес передней и задней оси начинал работать механический гидронасос, который замыкал диски муфты. Электроника здесь использовалась только для контроля за давлением в системе.

Создавая четвертое поколение "Хальдекса", разработчики отказались от такой сложной схемы, и теперь фрикционные диски сжимаются только за счет электрического насоса высокого давления, которым управляет электроника. Таким образом увеличилась скорость подключения заднего привода, а также появилась возможность заранее "предблокировать" муфту при начале движения на скользких покрытиях.

Работая над новым поколением Octavia Scout, разработчики не забыли и про его внедорожное предназначение. Теперь повышенную проходимость этому автомобилю обеспечивает полный привод Haldex последнего, четвертого поколения. На тесте "Авто.Ленты" уже был "Скаут" с "Хальдексом" второго поколения, и мы остались очень довольны проходимостью чешского универсала.

Новый полный привод, к сожалению, по-настоящему протестировать не удалось, хотя мы старались: сворачивали на все попадавшиеся нам по пути проселочные дороги. Как и следовало ожидать, благодаря некрашеному бамперу и установленной снизу защите, ездить по колдобинам и пропускать между колес большие кочки, было не страшно, а большой клиренс благополучно уберег нас от напастей. Но… под Будапештом в тот день было сухо, и даже заехав в лес, мы не смогли найти раскисшую колею или хотя бы достойную лужу.

Но если судить по тому, что все различия между вторыми и четвертым поколением "Хальдекса" сводятся к тому, что новая муфта стала проще и быстрее, то даже если бы мы нашли скользкую дорогу, "Скаут" бы нас не подвел.

Octavia Sport

В общем, к обеим новым "шкодам" придраться сложно. Правда, пока не известны российские цены ни на RS, ни на Scout. Но эти модификации будут производиться в Калуге, поэтому вряд ли нас ожидают неприятные сюрпризы.

По крайней мере, обыкновенная "Октавия" российской сборки стоит, по нынешним временам, относительно недорого – топовая версия Combi Elegance 1,8 TSI c "роботом" DSG, полным электропакетом, раздельным климат-контролем, ABS и всевозможными подушками безопасности можно купить за 889 тысяч рублей.

Однако распробовав "Эр-эс-ку" и "Скаута", я задался вопросом: почему руководство чешского автоконцерна не позволяет более гибко менять компоновку различных версий "Октавии"? Например, горячей Octavia RS явно не хватает полного привода "Хальдекс", а на Octavia Scout можно было бы ставить не только топовый TSI объемом 1,8 литра, но и 1,4-литровый мощностью 120 лошадиных сил – для тех, кто любит ездить спокойно и экономить бензин. Легкой "Октавии" этого мотора хватило бы и для полноприводной версии.

Кроме того, Scout вполне можно было комплектовать не только шестиступенчатой "механикой", но и роботами DSG. Я понимаю, что на "Скауты" устанавливается только "ручка" в первую очередь потому, что по статистике большую часть этих автомобилей продают в немецких, австрийских, французских, итальянских и швейцарских Альпах, а там "автоматы" не любят. Но без роботизированной коробки передач завоевать покупателя на равнине, например, у нас в России, будет сложно.


На Octavia RS продолжают ставить шестиступенчатую коробку DSG, хотя "гражданская" модификация уже получила семиступенчатый "робот". Но это не дискриминация горячей версии - просто семиступенчатая роботизированная трансмиссия с "сухими" сцеплениями рассчитана на меньший крутящий момент.

Да и обычная 160-сильная "Октавия" со спортивной подвеской от RS стала бы гораздо "горячее" - в такой комплектации ее можно было бы продавать как промежуточную версию Sport...

Выкладки маркетологов, которые точно знают какие комплектации, где и когда будут лучше продаваться, безусловно важны. Но хочется, чтобы "Шкода" была чуточку гибче. Особенно в кризис.


Технические характеристики Skoda Octavia RS

Длина, мм4597
Ширина, мм1769
Высота, мм1447
Колесная база, мм2578
Снаряженная масса, кг1470
Объем двигателя, см31984
Мощность, лошадиных сил/об-мин200/5100-6000
Крутящий момент, Нм/об-мин280/1700-5000
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с7,2
Максимальная скорость, километров в час240
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км7,7


Технические характеристики Skoda Octavia Scout

Длина, мм4584
Ширина, мм1784
Высота, мм1533
Колесная база, мм2578
Снаряженная масса, кг1545
Объем двигателя, см31798
Мощность, лошадиных сил/об-мин160/4500-6200
Крутящий момент, Нм/об-мин250/1500-4200
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с8,4
Максимальная скорость, километров в час211
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км7,8