Человек с другой планеты

Британский гонщик Дженсон Баттон выиграл Гран-при Турции
ING Turkish Grand Prix
Трасса - Istanbul Park
Место - Стамбул, Турция
Дистанция - 58 кругов (309,396 километра)
Рекорд круга - 1:27.579, Дженсон Баттон (Brawn GP, 2009)

Гонщик команды Red Bull Марк Уэббер в интервью после Гран-при Турции назвал лидера чемпионата Дженсона Баттона "человеком с другой планеты". По словам Уэббера, он уже в самом начале гонки понял, что победа потеряна, а выиграет седьмой этап чемпионата мира Баттон, хотя начало для команды Марка было более чем оптимистичным.

Квалификацию выиграл напарник Уэббера по Red Bull Себастьян Феттель, а статистика всех Гран-при Турции (этот этап появился в календаре "Формулы-1" в 2005-м году) говорила о том, что на стамбульской трассе побеждают исключительно обладатели поул-позиции. Однако Феттель почему-то не выглядел слишком довольным - быть может, он понимал, что его поул обусловлен совсем легкой машиной и в гонке его ждет рискованная тактика трех пит-стопов.

На руку Феттелю могли сыграть его соперники из Ferrari, квалифицировавшиеся на шестом и седьмом местах. Болиды "Скудерии" обладали системой KERS, что зачастую помогает сделать рывок на старте и отыграть ряд позиций. Феттель сам уже не раз становился жертвой KERS, оказываясь позади медленных болидов с системой рекуперации, помогавшей оборонять траекторию и лучше разгоняться на выходах из поворотов. Феттель понимал, что ему необходимо было создать комфортный отрыв, в чем помочь ему могли Масса или Райкконен, у которых был шанс "запереть" позади себя Баттона.

На старте же все произошло не так, как того хотел Феттель. Да, он сохранил свое первое место, однако Баттон остался непосредственно позади него. На самого Баттона вначале гонки начал наседать Марк Уэббер, который опередил Баррикелло из-за того, что Рубенс напрочь "проспал" старт.

Пытаясь с самого начала создать отрыв, Себастьян ошибся в одном из поворотов, пропустил точку торможения и слишком широко вышел из виража, задев внешними колесами обочину. Этим воспользовался Баттон, который уже на первом круге гонки захватил лидерство, ломая всю тактику своему сопернику.

Баррикелло в свою очередь попытался отыграться и вернуть упущенные на старте позиции, однако застрял на несколько кругов за Хейкки Ковалайненом. Финн сопротивлялся натиску Рубенса, активно используя систему KERS, но в одном из поворотов Баррикелло ошибся, не рассчитав свою скорость, и столкнулся с Хейкки внутри виража. Баррикелло развернуло поперек трассы, и он пропустил вперед еще пятерых соперников. После этого Рубенс продолжил бороться, отыграл два места, но позже вновь совершил ошибку и врезался в болид Адриана Сутиля. Этой аварии автомобиль Баррикелло не перенес - позже Рубенс был вынужден прекратить гонку и вернуться в боксы со сломанной подвеской.

Тактика Баттона на Гран-при Испании 2009 года
Во время Гран-при Испании 2009 года в Барселоне между пилотами команды Brawn GP - Рубенсом Баррикелло и Дженсоном Баттоном - произошла ситуация, похожая на борьбу Феттеля с Баттоном в Турции. Тогда оба гонщика Росса Брауна шли на тактику трех пит-стопов, но на борту Баттона было меньше топлива. Дженсон проиграл старт своему напарнику и не смог опередить его по ходу первого отрезка дистанции. В этот момент стратеги англичанина приняли решение изменить тактику лидера чемпионата в сторону уменьшения количества дозаправок и на первом пит-стопе залить намного больше топлива, чем планировалось первоначально. Благодаря этому Баттон опередил Баррикелло в момент его второго пит-стопа и смог удержать свое преимущество, когда гонщики совершали финальные дозаправки.

Первые пит-стопы стали во многом ключевым моментом гонки, предопределившим дальнейший исход Гран-при Турции. На 15-м круге на пит-лейн отправился Себастьян Феттель, первым из лидирующей группы. Немец не смог реализовать свой первоначальный план, но команда не изменила его тактику – Феттелю залили топлива лишь на 14 кругов. В результате, именно это решение похоронило все шансы немца на победу в гонке. Баттон продолжил придерживаться стратегии двух дозаправок, получив топлива на 26 кругов, точно также как и все остальные пилоты из лидирующей группы, кроме Феттеля.

Феттель получил доминирующую машину и шел быстрее всех по трассе. Немец догнал Баттона, предпринял несколько атак, но, несмотря на легкий болид, так и не смог опередить Дженсона. Многие специалисты считают, что конструкция заднего диффузора Brawn BGP001 создает слишком большие аэродинамические возмущения позади болида, что серьезно усложняет задачу обгона. Возможно, именно это и помешало Феттелю вернуть лидерство в гонке.

Позже Феттель упустил и второе место, отправившись на второй пит-стоп на 29-м круге, - все остальные гонщики остались на трассе и немец потерял около 30 секунд по отношению ко всему пелотону, при том что всех ждала последняя дозаправка. После финальных остановок Уэббер сохранил свое второе место, а Феттель так и остался на третьем. Вновь имея легкую машину, Феттель атаковал на пределе Red Bull RB5, отыгрывая по нескольку десятых секунды на круге у своего напарника, однако за несколько кругов до финиша в эфире прозвучала фраза с командного мостика Red Bull, адресованная Феттелю: "Экономь машину, не атакуй, ты медленнее Уэббера".

Феттель не был медленнее Уэббера, но команда рассудила, что рисковать вторым и третьим местом для Red Bull в общем зачете сейчас неуместно, особенно на фоне провала Баррикелло, который не сможет принести очки Россу Брауну. В Турции Red Bull отыграли четыре очка у Brawn GP в Кубке конструкторов, но финал седьмого этапа стал еще одним гвоздем в гроб интриги борьбы за чемпионский титул в личном зачете. После шестой победы в семи гонках Дженсон Баттон оторвался от ближайшего соперника – между прочим, своего напарника Рубенса Баррикелло – на 26 очков. Это значит, что Баттон сохранит лидерство в генеральной классификации вплоть до 26 июля (Гран-при Венгрии), даже если не выйдет на старт ближайших гонок. Если вспомнить предложение FIA определять чемпиона "Формулы-1" количеством побед, то счет был бы разгромным – 6:1 в пользу Баттона относительно Феттеля и 6:0 в пользу Баттона относительно всех остальных вместе взятых.

Четвертую позицию смог занять Ярно Трулли, чья команда Toyota вполне реабилитировалась за провал в Монако. Тимо Глок тоже финишировал в очковой зоне, что принесло "Тойоте" уже четвертый финиш обеими машинами в первой восьмерке. По этому показателю Toyota занимает второе место, уступая лишь Brawn GP.

Пятым гонку закончил Нико Росберг, который с самого старта ни разу не покинул очковой зоны и не опускался ниже седьмой позиции. Шестым финишировал Фелипе Масса на Ferrari, что является прогрессом по сравнению с первыми Гран-при сезона, но регулярно бороться за более высокие места "Скудерия" пока не в состоянии. Роберт Кубица закончил гонку седьмым и набрал первые очки в текущем сезоне. Интересно отметить, что BMW набирала очки в этом сезоне только в Гран-при Малайзии, где карты всех участников были смешаны ураганом, Гран-при Испании и Гран-при Турции. Причем в двух последних гонках оба пилота баварской конюшни не использовали систему KERS, на которую баварцы делали ставку в межсезонье.

Уэббер, Баттон и Феттель на подиуме Гран-при Турции

Ну а что до Баттона, то он повторил достижение Джима Кларка 1965 года и Михаэля Шумахера пятилетней давности: в свое время эти пилоты выиграли шесть гонок в семи стартовых этапах, после чего оформили чемпионские титулы. И если в этом сезоне расстановка сил не изменится, то Дженсон Баттон может выиграть чемпионат уже этим летом.

А пока нам остается лишь ждать 21 июня, когда пройдет восьмой раунд борьбы Дженсона со всем остальным пелотоном – Гран-при Великобритании на трассе "Сильверстоун". Год назад здесь выиграл Льюис Хэмилтон, первый британский чемпион с 1996 года. Для Дженсона будет очень важно повторить достижение своего молодого коллеги - ведь теперь он претендует на статус главного английского гонщика 2009 года.


Результаты Гран-при Турции

Место Гонщик Команда Время
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 1ч 26:24.848
2. Марк Уэббер Red Bull Renault +6.714
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault +7.461
4. Ярно Трулли Toyota +27.843
5. Нико Росберг Williams Toyota +31.539
6. Фелипе Масса Ferrari +39.996
7. Роберт Кубица BMW Sauber +46.247
8. Тимо Глок Toyota +46.959
9. Кими Райкконен Ferrari +50.246
10. Фернандо Алонсо Renault +1:02.420
11. Ник Хайдфельд BMW Sauber +1:04.327
12. Казуки Накаджима Williams Toyota +1:06.376
13. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes +1:20.454
14. Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes +1 круг
15. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari +1 круг
16. Нельсон Пике-младший Renault +1 круг
17. Адриан Сутиль Force India Mercedes +1 круг
18. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari +1 круг
Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes сход
Джанкарло Физикелла Force India Mercedes сход


Положение в общем зачете после седьмого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Дженсон Баттон Brawn Mercedes 61
2. Рубенс Баррикелло Brawn Mercedes 35
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 29
4. Марк Уэббер Red Bull Renault 27,5
5. Ярно Трулли Toyota 19,5
6. Тимо Глок Toyota 13
7. Нико Росберг Williams Toyota 11,5
8. Фелипе Масса Ferrari 11
9. Фернандо Алонсо Renault 11
10. Кими Райкконен Ferrari 9
11. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes 9
12. Ник Хайдфельд BMW Sauber 6
13. Хейкки Ковалайнен McLaren Mercedes 4
14. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 3
15. Роберт Кубица BMW Sauber 2
16. Себастьен Бурдэ Toro Rosso Ferrari 2
17. Джанкарло Физикелла Force India Mercedes 0
18. Адриан Сутиль Force India Mercedes 0
19. Нельсон Пике-младший Renault 0
20. Казуки Накаджима Williams Toyota 0


Положение в Кубке конструкторов после седьмого этапа

Место Команда Очки
1. Brawn Mercedes 96
2. Red Bull Renault 56,5
3. Toyota 32,5
4. Ferrari 20
5. McLaren Mercedes 13
6. Williams Toyota 11,5
7. Renault 11
8. BMW Sauber 8
9. Toro Rosso Ferrari 5
10. Force India Mercedes 0