В поисках дна

Российский авторынок сократился в два раза

Последний месяц весны для российского рынка новых автомобилей, как и предполагали эксперты, оказался самым провальным с начала 2009 года - в мае продажи упали на 58 процентов. То есть, больше чем в два раза по сравнению с маем прошлого года. Причем у многих марок, участвующих в рейтинге Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), спад продаж превысил средние показатели по рынку - некоторые компании продали за месяц в 3-4 раза меньше машин, чем годом ранее.

Дешевые деньги
Серьезный удар по продажам иномарок в России, помимо роста курсов валют и таможенных пошлин, нанесли банки – процентные ставки по автокредитам за последние 6-8 месяцев выросли с 7-10 до 25-30 процентов.

Бороться со сложившейся ситуацией на рынке автопроизводители пытаются по-разному. Кто-то предлагает собственные финансовые программы с беспроцентной рассрочкой или минимальной процентной ставкой – так поступают те компании, у которых есть собственные финансовые подразделения. Другие ищут партнеров среди российских и зарубежных банков, компенсируя часть процентной ставки по кредиту за счет скидки на машину.

И эти программы уже приносят свои плоды – по словам представителей компании Ford, в мае в кредит продавался каждый пятый автомобиль этой марки, тогда как еще в марте данный показатель был меньше ровно в два раза.

Но, как мы уже отмечали в предыдущих обзорах российского авторынка, падение спроса на новые автомобили в России относительно весны прошлого года - процесс закономерный и легко объяснимый. Дешевые кредиты и стабильная экономическая ситуация год назад заставили многих россиян задуматься о покупке машины и воплотить свои мечты о новой иномарке или свежей Ладе в жизнь. Поэтому смущает другое - если в марте-апреле продажи держались примерно на одном уровне (135 тысяч машин), а по сравнению с началом года даже немного выросли, то в мае (по сравнению с апрелем) спрос упал сразу на 12 процентов - до 119 тысяч автомобилей.

Но, по мнению специалистов, и у этого факта есть очень простое объяснение: у автопроизводителей и дилеров почти закончились запасы прошлогодних машин, ввезенных по старым ценам и старым пошлинам. А покупать автомобили 2009 модельного года, которые подорожали на 15-20 процентов, в отсутствие доступных кредитов россияне пока не торопятся. Но означает ли это, что российский рынок уже достиг своего дна?

Однозначно ответить на этот вопрос пока не берется никто. К примеру, президент и управляющий директор российского офиса Ford Найджел Брэкенбери (Nigel Brackenbury) считает, что это самое дно уже совсем близко. Однако он не исключает, что в июне продажи могут вновь сократиться.

Аналитик ВТБ капитал Елена Сахнова, как http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/06/09/199615target=_blank>пишет газета Ведомости, также считает, что рынок практически достиг минимальных показателей и теперь спрос на новые автомобили на некоторое время зафиксируется на уровне 120 тысяч машин в месяц. А некоторого оживления можно будет ожидать в июле, считает совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев.

Марки

Большинство марок, участвующих в рейтинге АЕБ, оказались в минусе как по итогам мая, так и по итогам первых пяти месяцев 2009 года. В последнем месяце весны положительную динамику продаж продемонстрировали всего две марки - Citroen и Hummer, однако и у той и у другой компании слишком маленькие объемы реализации, чтобы оказать существенное влияние на рынок в целом.

По итогам пяти месяцев в плюсе остались шесть марок - Volkswagen, Citroen, Infiniti, Cadillac, Hummer и Seat. Зато у всех остальных спад продаж составил от 30 до 90 процентов! Спрос на автомобили Volvo, к примеру, упал в 10 раз, а на автомобили Hyundai - почти в пять раз.

Из первой десятки рейтинга АЕБ лучше всех себя чувствует компания Renault - по итогам мая спрос на французские автомобили сократился всего на 29 процентов (спасибо российскому Логану?), а по итогам пяти месяцев - на 36 процентов. Марка Kia, которая поставила себе в этом году амбициозную задачу пробиться в топ-5 среди иностранных брендов в России, пока занимает лишь девятую позицию. Однако спад продаж у южнокорейской компании уже меньше, чем у лидеров рейтинга - 35 процентов в мае и 38 процентов с начала года.

Среди лидеров рейтинга лучше всего себя чувствует
французская марка Renault

Для сравнения, спрос на автомобили Chevrolet упал вдвое (и в мае, и за пять месяцев), а у Форда в мае продажи сократились почти в три раза и на 43 процента с начала года. Правда, у АвтоВАЗа ситуация еще хуже - в мае было продано всего 28 тысяч машин (в апреле, для сравнения, 34 тысячи), а с начала года спад продаж составил 45 процентов.

Продажи новых автомобилей в России за январь-май 2009 года (по данным АЕБ)

Марки янв.-май. 09 янв.-май. 2008 проц. май.09 май.08 проц. апр.09 май / апрель 09 проц.
Lada 151019 273752 -45% 28163 61535 -54% 34 136 -17 %
Chevrolet 49518 103735 -52% 10263 51529 -52% 8987 14 %
Ford 44503 78396 -43% 5798 18696 -69% 8749 -34 %
Nissan 35399 62958 -44% 5429 13483 -60% 7043 -23 %
Toyota 32622 70447 -54% 6389 17712 -64% 6877 -7 %
Hyundai 32080 84745 -62% 4465 19287 -77% 6224 -28 %
Renault 29445 46094 -36% 7599 10742 -29% 6835 11 %
Kia 25350 41123 -38% 5943 9161 -35% 5697 4 %
Daewoo 23464 42669 -45% 5268 9576 -45% 6504 -19 %
ГАЗ 22837 58016 -61% 4782 12060 -60% 4934 -3 %
Opel 18575 43628 -57% 3069 9879 -69% 3361 -9 %
Volkswagen 18175 15551 17% 3429 4342 -21% 3811 -10 %
Mazda 17293 30906 -44% 2261 7401 -69% 1856 22 %
Skoda 16833 19236 -12% 3237 5005 -35% 3770 -14 %
Mitsubishi 15292 46652 -67% 4014 13906 -71% 4060 -1 %
Peugeot 14270 16305 -12% 1994 3895 -49% 2295 -13 %
Honda 13322 28786 -54% 1952 6638 -71% 2152 -9 %
УАЗ 10566 22996 -54% 2215 5091 -56% 2631 -16 %
Suzuki 6911 18080 -62% 1283 4041 -68% 1221 5 %
BMW 6639 7160 -7% 1103 1530 -28% 1525 -28 %
FIAT 6116 9332 -34% 988 2225 -56% 1213 -19 %
Audi 6006 6992 -14% 1253 1482 -15% 1451 -14 %
Citroen 5572 3962 41% 1317 917 44% 1061 24 %
Land Rover 4444 8481 -48% 518 1952 -73% 895 -42 %
Mercedes-Benz 4170 6714 -38% 808 1701 -52% 1002 -19 %
Subaru 4104 8034 -49% 556 1802 -69% 558 0 %
Иж (вкл. ВАЗ 2104) 3868 11197 -65% 676 2453 -72% 1026 -34 %
Volvo 3592 8864 -59% 237 2607 -91% 614 -61 %
SsangYong 2975 5462 -46% 370 1085 -66% 542 -32 %
Geely 2812 - - 1071 - - 826 30 %
Infiniti 2781 2669 4% 321 693 -54% 583 -45 %
Lexus 2758 6067 -55% 725 1542 -53% 573 27 %
Volkswagen Ком. авт. 2357 3639 -35% 410 1005 -59% 541 -24 %
Chery 1491 8730 -83% 220 1468 -85% 314 -30 %
Great Wall 1309 4512 -71% 205 936 -78% 271 -24 %
Lifan 1105 1500 -26% 249 418 -40% 238 5 %
Cadillac 823 752 9% 130 215 -40% 221 -41 %
BYD 761 2265 -66% 58 718 -92% 97 -40 %
Mercedes-Benz ком. авт. 626 1018 -39% 53 117 -55% 138 -62 %
Hummer 614 329 87% 129 61 111% 176 -27 %
SEAT 510 460 11% 89 109 -18% 129 -31 %
Porsche 510 942 -46% 80 291 -73% 131 -39 %
Jaguar 497 650 -24% 68 190 -64% 63 8 %
Mini 275 435 -37% 46 55 -16% 56 -18 %
Dodge 237 1878 -87% 27 579 -95% 24 13 %
Jeep 199 1294 -85% 18 251 -93% 20 -10 %
Saab 170 499 -66% 37 124 -70% 33 12 %
IKCO 163 1106 -85% 20 230 -91% 35 -43 %
Chrysler 115 682 -83% 25 141 -82% 20 25 %
Alfa Romeo 57 142 -60% 8 24 -67% 12 -33 %
Isuzu 32 0 - 8 0 - 2 300 %
Всего 645 162 121 9842 -47% 119 376 280 900 -58% 135 733 -12 %

Модели

В первой десятке самых продаваемых автомобилей в России существенных изменений не произошло, если не считать рокировки на 7-8 местах - Daewoo Nexia и по итогам мая и по итогам пяти месяцев обогнала Chevrolet Lanos. Зато ниже десятого места произошли более существенные перестановки. К примеру, Chevrolet Niva перепрыгнула с 16-го на 12-е место и теперь носит титул самого продаваемого внедорожника в России. А на 13-м месте расположилась Lada 4x4 (Нива), которая сумела обогнать популярную в прошлом малолитражку Hyundai Getz.

Недавний рестайлинг пошел Шеви Ниве на пользу
- теперь это самый продаваемый
внедорожник в России

Mazda3 откатилась с 11-го на 15-е место - спрос на эту модель в мае (по сравнению с прошлым годом) упал почти в семь раз. Однако если сравнивать с апрелем, то спрос на Мазду3 увеличился на 14 процентов. В плюсе, по сравнению с апрелем, остались также самые доступные по цене участники рейтинга: Renault Logan (+18 процентов), Chevrolet Lacetti, Lanos и Aveo (+24 процента, +9 и +19 процентов соответственно).

Нельзя не отметить появление в топ-25 самых продаваемых автомобилей еще одной модели марки Toyota помимо Camry - седана Corolla, который вытеснил из рейтинга кроссовер Nissan X-Trail.

25 самых продаваемых моделей в России за январь-май 2009 года (по данным АЕБ)

Место Марка-модель янв.-май. 09 янв.-май. 08 проц. май. 09 май. 08 проц. апр. 09 май / апрель 09, проц.
1 Lada Priora 40834 45160 -10% 7535 11233 -33% 9322 -19 %
2 Lada Samara 39966 73953 -46% 7051 17341 -59% 9466 -26 %
3 Lada 2105/2107 31241 77109 -59% 5868 17491 -66% 6211 -6 %
4 Ford Focus 26585 36935 -28% 3418 9358 -63% 5425 -37 %
5 Lada Kalina 26412 39186 -33% 5297 8573 -38% 5907 -10 %
6 Renault Logan 20121 34161 -41% 5657 7739 -27% 4796 18 %
7 Chevrolet Lacetti 14858 36054 -59% 3363 7523 -55% 2703 24 %
8 Daewoo Nexia 12541 20968 -40% 2952 4542 -35% 3577 -17 %
9 Chevrolet Lanos 12233 22008 -44% 2101 4773 -46% 1933 9 %
10 Daewoo Matiz 10923 21701 -50% 2316 5034 -54% 2927 -21 %
11 Opel Astra (вкл. Astra Cabrio) 10040 17860 -44% 1847 4176 -56% 2246 -18 %
12 Chevrolet Niva 9856 20806 -53% 2377 4351 -45% 1893 26 %
13 Lada 4x4 9526 9472 1% 1894 2016 -6% 2572 -26 %
14 Hyundai Getz 9416 17624 -47% 1474 3866 -62% 2112 -30 %
15 Mazda3 9205 18573 -50% 677 4646 -85% 595 14 %
16 Toyota Camry 8494 9570 -11% 961 2964 -68% 1065 -10 %
17 Kia Cee'd 7767 10226 -24% 1954 2632 -26% 2059 -5 %
18 Chevrolet Aveo 7109 13170 -46% 1649 2677 -38% 1382 19 %
19 Mitsubishi Lancer X 6937 27562 -75% 1903 8039 -76% 1998 -5 %
20 Hyundai Tucson 6779 7462 -9% 750 2087 -64% 1128 -34 %
21 Toyota Corolla 6596 19682 -66% 1665 5407 -69% нд _ %
22 Nissan Qashqai 6592 11447 -42% 1038 3202 -68% 1336 -22 %
23 Kia Spectra 6489 16875 -62% 468 3803 -88% 1062 -56 %
24 Skoda Octavia 6087 10884 -44% 1053 3125 -66% 1131 -7 %
25 Nissan Almera 6080 12315 -51% 861 1780 -52% 1271 -32 %

Перспективы

Месяц назад, делая прогнозы о стабилизации российского автомобильного рынка, мы, похоже, немного поспешили. Да и не только мы - председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России Мартин Ян еще в начале мая заявил, что снижение показателей российского автомобильного рынка постепенно стабилизируется.

Теперь же Мартин Ян говорит о том, что в стагнации рынка виновата правительственная программа поддержки автопроизводителей, которая до сих пор не смогла остановить падение продаж и изменить тренд к лучшему. Мы в Комитете автопроизводителей АЕБ считаем, что необходимо увеличить объем выделенных средств, допустить к участию все автомобили российского производства, как можно быстрее увеличить ценовой порог с 350 тысяч до 600 тысяч рублей и допустить большее количество банков к участию в программе, - заявил он.

Говоря о расширении ценовых рамок льготного автокредита, субсидируемого правительством, Мартин Ян имеет ввиду предложение Минпромторга, в котором содержатся пункты и об увеличении максимальной цены автомобилей, участвующих в этой программе, и о привлечении к реализации этой программы новых банков, чей собственный капитал на конец апреля составлял не меньше 70 миллиардов рублей.

Однако глава российского офиса компании Ford еще два месяца назад выдвинул более радикальное предложение - распространить действие программы на все автомобили российского производства, без ограничения их стоимости. Похожей идеи придерживается и Федеральная антимонопольная служба, которая предлагает ввести единые условия предоставления льготных автокредитов для всех автопроизводителей. Таким условием может быть, например, наличие обязательного производства полного цикла в России или определенный уровень его локализации. Соответствующее предложение ФАС уже направила в адрес правительства России.

Однако существенного влияния на российский рынок правительственная программа льготного автокредитования пока не оказывает и вряд ли окажет в будущем. Дело в том, что выделяемых на ее финансирование средств хватит максимум на покупку 150 тысяч машин. Исходя из последних прогнозов по продажам (1,4 миллиона автомобилей в 2009 году), это максимум десять процентов от рынка - капля в море, если учесть почти двукратное падение продаж по сравнению с 2008 годом, когда в России было реализовано около трех миллионов машин.