Расстегай!

Депутаты предложили снизить штраф за непристегнутый ремень безопасности

В Госдуму внесен законопроект, снижающий действующий штраф за непристегнутый ремень безопасности и езду без шлема на мотоцикле с 500 рублей до 100-200 рублей. Более того, автор документа - депутат Госдумы Юрий Напсо - предлагает вообще отменить наказание за это административное правонарушение, если автомобилист или мотоциклист едет по населенному пункту и не превышает скоростной лимит в 60 километров в час.

На фоне регулярных ужесточений административного кодекса для водителей подобная инициатива выглядит свежо и необычно – все-таки депутаты, в кои-то веки, предлагают снизить и отменить штрафы, а не повысить их.

Но стоит ли смягчать наказание за отказ от самого эффективного средства пассивной безопасности, как это предлагает сделать Напсо? Тем более что, как показывает статистика, пока это единственный способ заставить российских водителей пристегиваться.

Ремень без общественной безопасности

Сам автор законопроекта считает, что 500 рублей за непристегнутый ремень - это много, потому что за более серьезные с точки зрения общественной безопасности проступки в КоАП предусмотрено более мягкое наказание. Например, как поясняет Юрий Напсо, за управление неисправным транспортным средством, превышение разрешенной скорости на 10-20 километров в час, несоблюдение правил проезда перекрестков и правил движения по автомагистрали установлен минимальный штраф в размере 100 рублей.

В тоже время, как говорится в пояснительной записке к предлагаемому закону: "Не использование водителями и пассажирами ремней безопасности не обладает признаком общественной опасности и не создает опасность наступления крайне негативных для общества последствий". То есть, из-за непристегнутого ремня страдают только те, кто отказался пристегиваться, поэтому и наказывать их особо не стоит.

Стоит отметить, что доводы депутат Госдумы, который входит в состав парламентского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, не новы. Такими же лозунгами пользуются правозащитники на Западе, которые борются с обязательным использованием ремней безопасности с момента появления соответствующих законов в 60-х годах прошлого века. Они, кстати, даже добились некоторых успехов.

Например, в американском штате Нью-Гэмпшир водители старше 18 лет вообще не обязаны пристегиваться, а в ряде других штатов за отказ от использования ремня безопасности оштрафуют, только если это правонарушение было зафиксировано при совершении другого, более серьезного нарушения ПДД.

Но, в отличие от своих западных коллег, российский депутат в декларируемой борьбе за справедливость отказался идти до конца и требовать полной отмены штрафов по статье 12.6 КоАП "Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов".

Тихоход

Законопроект Юрия Напсо отменяет штраф за непристегнутый ремень или ненадетый шлем для автомобилистов или мотоциклистов, которые двигаются по населенному пункту со скоростью, не превышающей 60 километров в час, исключительно по "медицинским" соображениям.

Главный аргумент депутата, приводимый в пояснительной записке к законопроекту, звучит так: "Не использование водителями ремней безопасности при скорости транспортного средства до 60 км/час не обладает признаком опасности для водителя и, как правило, не становится причиной дорожно-транспортных происшествий".

Досье
Депутат от фракции ЛДПР и заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Напсо является автором еще нескольких "автомобильных" законопроектов. Например, в апреле прошлого года он предложил установить административную ответственность за курение за рулем - на том основании, что табак можно приравнять к одурманивающим веществам наравне с наркотиками и алкоголем.

Кроме того, в соавторстве с другими депутатами Юрий Напсо предложил заменить административный арест на денежный штраф для водителей, пойманных за рулем после того, как у них отобрали права, а также для автомобилистов, скрывшихся с места аварии.

Почему депутат пришел к такому выводу - непонятно. Ведь существует множество авторитетных исследований, которые утверждают, что серьезную травму непристегнутый водитель или пассажир могут получить и на небольшой скорости, а использование ремня безопасности действительно позволяет эффективно бороться с травматизмом.

Например, при столкновении автомобиля с препятствием на скорости 50 километров в час непристегнутый человек ударяется о пластиковые или железные детали салона, лобовое стекло или других пассажиров с такой же силой, как при падении на землю с третьего этажа. При этом у него нет времени сгруппироваться, потому что с момента аварии до удара проходят доли секунды.

Цена вопроса

В законопроекте депутата Юрия Напсо есть еще много спорных моментов и нестыковок. Например положение, позволяющее не пристегиваться на скорости до 60 километров в час, вступает в противоречие с пунктом 2.1.2. Правил дорожного движения, в котором прописана обязанность водителей пристегиваться самим и пристегивать пассажиров.

Или пункт, в котором штраф в 300-500 рублей устанавливается только для водителей, перевозящих детей в возрасте до 12 лет без специальных удерживающих устройств. Выходит, депутат сильнее всего заботиться именно об этой категории несовершеннолетних, а остальных - детей в возрасте от 13 до 16 лет, например, - приравнивает к взрослым.

Но самый главный аргумент против такой инициативы – это данные статистики дорожно-транспортных происшествий и кадры краш-тестов, которые наглядно демонстрируют, что происходит с непристегнутым человеком в салоне машины при столкновении.

На Западе сторонники законов, требующих от водителей использовать ремни безопасности, доказывают необходимость этой меры тем, что в случае аварии на медицинское обслуживание непристегнутых водителей и пассажиров тратится гораздо большее денег. И таким образом нарушаются права налогоплательщиков, которые пристегиваются. Но Юрий Напсо об этом, наверное, не подумал.