Ралли Греции

Прямой репортаж с Ралли Греции

Ралли Греции, проходящее на материковой части этой страны, всегда считалось одним из самых сложных в чемпионате. И для гонщиков, которым приходится целый день управлять автомобилем в условиях 40-градусной жары, и для техники - каменистые и очень пыльные греческие "допы" не прощают даже незначительных ошибок.

Если в прошлые годы гонка в Греции проходила в окрестностях Афин, со стартом на стадионе, то в этом году организаторы подготовили для участников чемпионата мира новую трассу почти на побережье. Пилот команды Ford Микко Хирвонен за несколько часов до начала гонки сказал, что новый маршрут показался ему интереснее прошлогоднего, однако легче от этого, по его мнению, сама гонка не стала. Самыми сложным он назвал второй день соревнований, особенно доп с говорящим названием Ghymno: Там очень много камней и очень сложное покрытие. Как в воду глядел... Однако, обо всем по порядку.

День первый

Формально, первым днем каждого этапа Чемпионата мира по ралли (WRC) считается четверг - в этот день проходит шейкдаун (тестовый спецучасток) и торжественный старт гонки. Однако время, показанное пилотами на шейкдауне (в Греции быстрейшим оказался россиянин Евгений Новиков), не всегда отражает реальную расстановку сил, а официальная церемония старта проводится, в первую очередь, для болельщиков и вип-персон.

На первый боевой спецучасток пилоты отправляются лишь ранним утром в пятницу. В этом году в первый день Ралли Греции экипажам предстояло проехать шесть спецучастков общей протяженностью 140 километров, однако третий по счету СУ организаторы отменили за неделю до старта - из-за проблем с дорожным покрытием.


Яри-Матти Латвала уже на первом спецучастке привез своим конкурентам почти шесть секунд. (+ФОТОГАЛЕРЕЯ)

Со старта лидерство в гонке захватил Яри-Матти Латвала из заводской команды Ford: уже на первом допе Яри-Матти привез своему партнеру по команде Микко Хирвонену почти шесть секунд. Третьим этот спецучасток закончил Петтер Сольберг, четвертым - Даниэль Сордо (Citroen), а лидер чемпионата Себастьен Леб показал лишь восьмой результат, разом отстав от Латвалы почти на 20 секунд. Евгений Новиков закончил первый доп на шестой позиции.

Второй спецучасток выиграл Сордо, обогнав Латвалу на три секунды, а Леб приехал на финиш допа с четвертым результатом. Новиков, обогнав своих партнеров по молодежной команде Citroen Junior, финишировал с шестым временем, проигрывая по итогам двух первых СУ Лебу всего 0,4 секунды!


Евгений Новиков допустил незначительную ошибку на СУ1, зато третий доп он выиграл вчистую, обогнав Латвалу почти на три секунды!

А следующий спецучасток Женя выиграл с преимуществом почти в три секунды над Латвалой! Это позволило Новикову переместиться в общем зачете на четвертую позицию, опередив Леба и обоих братьев Сольберг. Вторым по итогам трех допов шел Сордо, а следом за ним - Микко Хирвонен.

Однако на пятом СУ Новикову не повезло - он пробил сразу два колеса и потерял из-за этого больше трех минут, откатившись в общей классификации на 13-е место. Лучшее время на этом допе показал его напарник по Citroen Junior и один из главных конкурентов - Себастьен Ожье. Причем он проехал этот 23-километровый спецучасток на четыре секунды быстрее Петтера Сольберга, и на 6,5 секунды быстрее Латвалы. Леб показал лишь шестой результат, поднявшись на четвертую строчку общего зачета.

Перед заключительным спецучастком первого дня Ралли Греции, преимущество Латвалы над преследовавшим его Сордо составляло более 10 секунд. Однако завершить этот день лидером Яри-Матти так и не смог - на 12-м километре допа он ошибся на торможении в одном из поворотов и свалился в канаву. Серьезных повреждений его Focus WRC не получил, однако на то, чтобы вернуться на трассу Латвала потратил более трех минут!


Хирвонен, так надеявшийся сохранить вторую или третью строчку стартовую позицию на субботу, в итоге выиграл последний доп и теперь отправится в гонку первым - расчищать трассу для всех остальных.

Эта ошибка отбросила финна на 13-ю позицию в общем зачете, а последний спецучасток в итоге выиграл Микко Хирвонен. Я очень удивился, узнав, что я выиграл этотдоп- это не входило в мои планы, - заявил после финиша лидер команды Ford. Я не хотел в субботу ехать первым и расчищать трассу для всех остальных - надеялся отправиться в гонку со второго-третьего места. Однако сначала Яри-Матти сошел, а затем Дани Сордо под конец дистанции резко сбросил темп и пропустил меня вперед. Завтра, похоже, будет тяжелый день, - добавил Хирвонен.

Я хотел лишь упрочить свое лидерство над Сордо и поэтому ехал в полную силу. Однако в одной из тесныхшпилекя переборщил со скоростью и вылетел с трассы, - оправдывался вечером первого дня Латвала. - Там не оказалось зрителей и на то, чтобы вернуться на трассу я потратил слишком много времени. Но это моя ошибка - ошибка пилота. И еще - я очень подвел Микко. По его словам, он, конечно, сделает все возможное чтобы набрать очки для команды. Однако атаковать на пределе я, наверное, не смогу - покрышки будут стираться слишком быстро, - добавил он.

Я не хочу загадывать вперед. Да, наша стартовая позиция в субботу выглядит неплохой, однако Ралли Греции - это длинная гонка. Для начала надо финишировать, - заявил после финальногодопаСебастьен Леб. - Надеюсь завтра побороться.


В конце дня Сордо тактически переиграл Хирвонена - на последних километрах заключительного спецучастка он резко сбросил темп, проехав дистанцию почти на 13 секунд медленнее Микко. Зато в субботу Дани отправится на трассу вторым.

Сегодняшний день оказался похожим на американские горки - то вверх, то вниз. Мы угадали с настройками автомобиля, а утренниедопыбыли просто отличными. Правда, я допустил ошибку на первом спецучастке, зато четвертый получился просто фантастическим, - рассказал о первом дне Ралли Греции Евгений Новиков. - На пятомдопея атаковал слишком сильно и в одном из поворотов пробил обе задние покрышки.

В субботу экипажам предстоит проехать шесть спецучастков общей протяженностью 135 километров.

Заметки на полях - 1

Машины ознакомления. По правилам, экипажи не могут использовать для ознакомления с трассой свои боевые автомобили - они должны прописывать трассу на стандартных машинах с минимальным набором разрешенных доработок. То есть, на автомобилях группы N или аналогичных моделях.

Однако ни у Форда, ни у Ситроена нет собственных N-групповых машин, да и вообще полноприводных моделей, которые можно было бы задействовать для ознакомления с трассой. Поэтому пилоты команды Ford прописывают маршрут на переделанных полноприводных турбоседанах Volvo S60 R (с новой подвеской), а пилоты Citroen используют для этих целей Mitsubishi Lancer Evolution (на фото слева внизу).

Петтер Сольберг, выступающий в этом сезоне на Citroen Xsara WRC, знакомится с трассами на хэтчбеке Subaru Impreza (на фото справа в середине), а один из пилотов группы N использует для прописи старенькую Импрезу.

На вопрос, почему пилоты Ford до сих пор используют машины Volvo, а не полноприводную Кугу, например, шеф заводской команды Малькольм Уилсон ответил, что в Куге слишком высокая посадка, а пилоту необходимо прописывать доп примерно на той же высоте, что и в боевой машине. Да и переходить на новую модель для команды пока слишком дорогое удовольствие.

День второй

Вечером в пятницу в своем интервью официальному сайту чемпионата мира - WRC.com - руководитель команды Ford Малькольм Уилсон уже не стеснялся в выражениях, рассказывая об ошибке Латвалы: Его выступление сломало стратегию всей команде. Он испортил гонку не только себе - он испортил ее и Микко, которому теперь придется стартовать первым и расчищать дорогу остальным, - заявил Уилсон.


Микко Хирвонену пришлось расчищать дорогу для остальных пилотов, однако по итогам дня он сохранил первое место в общем зачете. (+ФОТОГАЛЕРЕЯ второго дня гонки)

Да и настроение Хирвонена накануне субботы тоже было не очень оптимистичным: Завтрашний день - деньСитроенов. Они смогут сделать с нами все что захотят. Однако нервничал Микко зря - воспользоваться своим преимуществом пилоты двойного шеврона так и не смогли…

Двигаясь по грязной трассе первого субботнего спецучастка Микко Хирвонен разом проиграл Латвале почти 10 секунд, а его главный преследователь Дани Сордо сократил свое отставание до мизерных 1,8 секунды. Однако главный сюрприз преподнес всем пятикратный чемпион мира Себастьен Леб - он слишком сильно срезал один из поворотов и налетел на большой камень. Подскочив, машина Леба вылетела с трассы на высокой скорости и перевернулась пять или шесть раз. Ни Леб, ни его штурман, не получили никаких трамв, однако автомобиль ремонту уже не подлежал - у него оказался поврежден каркас безопасности.


Себастьен Леб на первом же спецучастке второго дня ралли вылетел с трассы и перевернулся. Продолжить гонку Леб уже не смог.

На третьем субботнем допе второй пилот заводской команды Ситроен Дани Сордо также был вынужден сойти с дистанции - он, как и Себастьен, не заметил камень, находившийся на траектории, и сломал подвеску своей машины. На этот же булыжник спустя несколько минут налетел и Хенинг Сольберг, выступающий на Ford Focus WRC, а на последнем спецучастке второго дня соревнований подвеску сломал и его брат Петтер, доковылявший до финиша допа с торчащим из капота передним амортизатором.


Евгений Новиков выиграл три из шести субботних спецучастков, оказавшись по итогам дня на четвертой позиции в общем зачете.

Самым же результативным по итогам субботы стал российский пилот Евгений Новиков - он выиграл три спецучастка из шести, причем самый сложный и самый убойны из них Женя проехал быстрее остальных дважды за этот день. В результате, после схода нескольких экипажей из первой десятки, Новиков к концу субботы переместился на четвертую позицию, пропустив вперед только заводских пилотов Форда и Себастьена Ожье, который по итогам этого дня оказался на втором месте! Третьим стал Латвала, для которого прыжок с 11-го места в призовую тройку стал настоящим подарком.


После ошибки, допушенной в пятницу, Яри-Матти вряд ли расчитывал на подарок судьбы в виде третьего места.

После своей пятничной ошибки я и не рассчитывал на такой исход дня, - признался в субботу вечером Яри-Матти Латвала. - Третье место - отличный результат! Завтра я не буду атаковать Ожье. Главное для меня - доехать до финиша.

Первую восьмерку по итогам субботы замкнули Конрад Раутенбах (Citroen Junior), Федерико Виллагра (Munchi's Ford), Халид Аль Кассими (BP Ford) и Насер Аль Аттия (Barwa), выступающий на N-групповой Импрезе.

В воскресенье экипажам предстояло преодолеть всего пять спецучастков, два из которых были самыми длинными в этой гонке - протяженность каждого из них составляет 33 километра.

Заметки на полях - 2

Сервис. Сервисный парк - это отдельная категория развлечения для зрителей. Все работы по обслуживанию и ремонту автомобиля происходят у всех на виду - зрители стоят за ограждением всего в паре-тройке метров от зоны механиков.

И посмотреть действительно есть на что - за то время, пока машина находится в сервисном парке (от 20 до 40 минут, в зависимости от отведенного на ремонт время), механики успевают поменять оторванные бамперы или пороги кузова, поменять защиту днища на свежую (у боевых автомобилей защита закрывает днище практически целиком и состоит из двух частей - закрывающей переднюю и заднюю часть машины), и даже поменять подвеску. Передние и задние стойки снимаются целиком с приводами, поворотными кулаками и тормозными дисками и попросту меняются на свежие - так быстрее и надежнее.

Кроме того, перед выездом из сервисного парка всю машину продувают сжатым воздухом, убирая пыль из салона и моторного отсека, а затем протирают моющим составом - раллийный автомобиль должен быть чистым.

Кстати, за соблюдением времени, отведенного на ремонт, и количеством механиков, обслуживающих машину, следит маршал FIA. Возле каждого автомобиля может находиться не более шести человек, а остальные им помогают - подносят нужные детали, относят сломанные и так далее.

День третий

Настроения, царившие среди пилотов первой тройки общего зачета утром в воскресенье, говорили о том, что никакой борьбы среди них уже не будет. Действительно, всех такой результат устраивал - Микко опережал Ожье на одну минуту и 40 секунд, а тот имел почти минутный гандикап перед Латвалой. Яри-Матти, безусловно, хотел бы финишировать вторым, сделав дубль для своей команды, однако после тех внушений, которые ему сделал Уилсон за предыдущие два дня, говорить об этом вслух он не решался. Хотя в душе, наверное, надеялся на проблемы у Ожье. Как и Евгений Новиков, который в этом случае получал шанс подняться на подиум - впервые в своей карьере в WRC.


На фотографии хорошо видна вмятина на капоте машины Ожье, оставшаяся после столкновения с коровой. (+ФОТОГАЛЕРЕЯ)

Мечты финна и россиянина едва не осуществились на втором воскресном допе - 33-километровом Aghii Theodori. На шестом километре этого спецучастка Ожье врезался в корову, вышедшую на дорогу перед его машиной. Удар был не очень сильным - автомобиль смог продолжить гонку, однако здесь Себасьен потерял по отношению к Латвале почти семь секунд. А могло быть и еще больше - на старте допа у Латвалы забарахлила система быстрого старта, и он потерял на этом восемь секунд.

Однако Женя Новиков в этот момент уже не боролся даже за третье место - на первом спецучастке у его машины сломался привод и начались проблемы с дифференциалами системы полного привода. Потеряв на этом больше трех минут Новиков откатился сначала на седьмую позицию в общем зачете, а после второго допа, где он из-за продолжающихся технических проблем отстал от лидера еще на четыре минуты, очутился на девятой позиции. Уже вне очковой зоны.


У Евгения Новикова на первом же воскресном допе начались проблемы с техникой, отбросившие его из очковой зоны.

Третий доп был отменен из-за соображений безопасности (посмотреть на гонку приехало слишком много людей), а последний спецучасток никаких изменений в расклад сил в первой пятерке уже не принес - Микко Хирвонен финишировал первым, вторым стал Ожье, а третьим - Яри-Матти Латвала. Почти дубль для Форда и максимальное количество очков в зачет производителей. Ситроен в этой гонке набрал всего четыре очка благодаря 12-у месту Дани Сордо.

Это фантастика! Я ехал максимально аккуратно и чисто - ни разу не пробил колесо, не совершил никаких ошибок, - заявил после финиша Хирвонен. - И это значит, что мы теперь еще можем побороться за чемпионский титул с Лебом и Ситроеном. Действительно, после Ралли Греции Микко отстает от Себастьена всего на семь очков, а в зачете производителей Ford проигрывает Ситроену 15 очков. К тому же, впереди две гравийные гонки - в Польше и Финляндии, домашнем этапе для Хирвонена и Латвалы. Правда год назад финскую гонку выиграл Леб, однако теперь Микко обещает дать бой французу.


Хирвонен выиграл первую гонку, начиная с Ралли Японии 2008 года.

Это был великолепный уикенд! Мы ехали почти безошибочно и берегли машину. Это лучший результат в сезоне - я счастлив!, - заявил Ожье, воодушевленный своим вторым местом на Ралли Греции.

Очень хороший результат. Мы набрали очки для команды и теперь у нас появились шансы побороться за победу в чемпионате. Но в следующих гонках мы должны ехать еще лучше, - так прокомментировал свое третье место Яри-Матти Латвала. По его словам, он был очень расстроен своей ошибкой, допущенной в первый день гонки. Однако такие ошибки, по мнению Яри-Матти, это тоже опыт, который он получает в гонках.

Микко Хирвонен сделал все, что от него зависело, и выиграл эту гонку. Он провел великолепный уикенд в столь сложных для него условиях. Яри-Матти, несмотря на ненужную ошибку в пятницу, сумел сохранить высокий темп и финишировал третьим - это отличный результат для нашей команды, - заявил на пресс-конференции руководитель команды Ford Малькольм Уилсон.

Победа в Греции стала для Форда десятым выигранным Ралли Акрополис в своей истории, 70-й победой в этапах чемпионата мира.

Заметки на полях - 3

Шины. Количество шин, предоставляемых участникам зачета WRC на каждою гонку, ограничено - за каждую смену покрышек команда может поставить своим пилотам по шесть новых колес (включая две запаски), однако максимальное число комплектов колес определяется для каждой гонки исходя из количества визитов экипажа в сервисную зону.

Поэтому на ралли со сложным дорожным покрытием - например, в Греции, где дороги засыпаны острыми камнями, - пилотам приходится старательно экономить покрышки, которые на длинных допах стираются буквально до корда. А умение найти баланс между скоростью и оптимальным износом шин является одним из важнейших качеств успешного раллийного гонщика.

В Греции от чрезмерного износа покрышек пострадал, к примеру, Евгений Новиков, который потерял почти три минуты в первый день соревнований из-за стертых задних колес. Проблемы с проколами и повышенным износом шин испытывали большинство пилотов, выступавших в этой гонке, и лишь победитель Ралли Греции Микко Хирвонен проехал все три дня без единого прокола.