Ва-банк

Восемь команд уйдут из "Формулы-1"

Накануне восьмого этапа Чемпионата мира по гонкам "Формулы-1", который пройдет в ближайший уикенд на британской трассе Сильверстоун, конфликт между участниками первенства и администрацией чемпионата достиг своего апогея. Команды отказались ограничивать собственные бюджеты на следующий сезон и приняли решение покинуть "Формулу-1".

В четверг все члены Ассоциации команд "Формулы-1" (FOTA), в которую входят Ferrai, BMW, Brawn GP, McLaren, Red Bull, Renault Toro Rosso и Toyota, официально заявили об уходе из чемпионата мира и создании альтернативной гоночной серии. Как гласит пресс-релиз, распространенный FOTA, Международная автомобильная федерация не оставила командам другого выбора.

"Команды не могут пойти на компромисс с требованиями FIA, которые противоречат основополагающим ценностям спорта". - говорится в заявлении FOTA. - Поэтому у нас нет другого выбора, кроме как создать собственную серию, которая будет отражать ценности ее участников и их партнеров". В действующем чемпионате, как считают представители ассоциации, "пожелания большинства команд не принимаются во внимание". "Более того, благодаря политике обладателя коммерческих прав на "Формулу-1" (Берни Экклстоуна, - прим. "Ленты.Ру"), конюшни недополучают десятки миллионов долларов. Несмотря на это, а также на отсутствие у FIA желания выработать общее решение, FOTA искренне пыталась добиться компромисса. Однако команды не готовы пойти на уступки, когда дело касается фундаментальных спортивных принципов, и не откажутся от первоначальных условий участия в чемпионате 2010-го года", - заявили представители команд.

Спустя несколько часов федерация отреагировала на решение команд, выпустив собственный пресс-релиз, в котором она обвинила конюшни в нежелании прийти к компромиссу в "интересах спорта". "FIA разочарована, но не удивлена неспособностью FOTA найти общее решение. Очевидно, что некоторые участники FOTA изначально стремились к такому исходу, не участвуя в переговорах с федерацией. Однако совет FIA не может одобрить "финансовую гонку вооружений" в "Формуле-1" и не может позволить ассоциации FOTA диктовать свои условия в чемпионате мира", - говорится в пресс-релизе, распространенном федерацией в пятницу утром.

Кроме того, FIA в очередной раз напомнила командам, что у них еще есть шанс поправить ситуацию - последний срок, когда команды могут подтвердить свое участие в следующем сезоне - это пятница, 19 июня. Окончательный список участников чемпионата мира 2010-го года планируется опубликовать в субботу.

Кто виноват?

Причина "развода" FOTA и FIA - злополучный регламент на следующий сезон, в котором появился пункт о добровольном ограничении бюджетов команд на отметке 40 миллионов фунтов (45 миллионов евро) в обмен на существенные послабления в техтребованиях к подготовке болидов. По мнению команд, это приведет к расколу чемпионата на две "лиги", которые будут выступать на разных машинах, и "убъет" инженерную составляющую современной "Формулы-1", как вершины автоспортивных технологий. Кроме того, команды потребовали подписать новый "Договор согласия", изменяющий распределение доходов от телетрансляций.

Руководитель FIA и пожалуй главное действующее лицо нынешнего скандала Макс Мосли в минувший четверг разослал всем командам новое предложение, в котором он согласился удовлетворить некоторые их требования. В частности, повысить максимальную планку ограниченных бюджетов на 2010 год до 100 миллионов евро (с последующим возвращением к обозначенным ранее 45 миллионам), а также привлечь для аудита расходов команд независимых экспертов. Кроме того, Мосли выразил готовность обсудить новый "Договор согласия" в самое ближайшее время. По мнению большинства специалистов, такие уступки должны были устроить обе стороны, но не устроили.

Заседание ассоциации FOTA

"С момента образования FOTA в сентябре прошлого года все команды работали над тем, чтобы развивать и совершенствовать спортивную составляющую "Формулы-1". В условиях кризиса, к этим задачам добавилась еще одна - по снижению издержек. Поэтому заводские команды разработали собственный комплекс мер по сокращению расходов и оказанию помощи независимым коллективам. Однако FIA и FOM (Fomrmula One Managment - промоутер чемпионата) в ответ на это решили "расколоть" ассоциацию", - говорится в заявлении FOTA.

Здесь стоит напомнить, что до весны текущего года в FOTA входили 10 команд, однако после того, как Williams и Force India (едва ли не самые бедные участники первенства) безоговорочно поддержали новый регламент, предложенный FIA, эти конюшни были исключены из ассоциации.

Что будет?

Программное заявление FOTA о создании новой гоночной серии, на первый взгляд, наполнено оптимизмом. Команды хотят, чтобы их собственный чемпионат учитывал интересы всех его участников, спонсоров и болельщиков. FOTA обещает снизить цены на входные билеты для зрителей, активно поддерживать новые команды и так далее. Однако такой тон скорее подходит для предвыборной брошюры кандидата в президенты, а не для тех, кто решил создать конкурента самым популярным гонкам в мире.

Ведь в заявлении FOTA нет никаких подробностей - не известно пока, кто и как будет разрабатывать регламент новой серии, кто займется организацией самих гонок и где они будут проходить. На данный момент из всех владельцев трасс лишь власти Монте-Карло объявили о том, что не будут проводить гонку "Формулы-1" без участия Ferrari, что, в некотором смысле, свидетельствует о поддержке FOTA. Представители других автодромов пока хранят молчание.

Неясно также, как будет называться этот чемпионат, ведь коммерческие права на бренд "Формула-1" (официально - Formula One World Championship) принадлежат FOM, компании Берни Экклстоуна. Да и сам Экклстоун уже не раз грозил многомиллионными исками командам, отказавшимся от участия в следующем сезоне - в рамках подписанных ранее соглашений, команды Ferrari, Red Bull и Toro Rosso обязаны выступать в "Формуле-1" до 2012-го года. "Поэтому я не воспринимаю угрозы команд всерьез и не думаю, что "Формула-1" изменится столь кардинально после 60 лет своего существования", - заявил он. Команды же настаивают, что такие обязательства они приняли лишь при условии изменения технического регламента в том ключе, который устраивает FOTA, а не FIA.

Да и вообще, как считают некоторые эксперты, вчерашнее заявление FOTA может оказаться блефом - последним шансом "образумить" FIA, и заставить Мосли отказаться от кардинальной перестройки чемпионата. Команды не зря настаивают на том, что нынешняя политика президента федерации противоречит всем принципам честного спорта - ни для кого не секрет, что у национальных автоклубов и автоспортивных федераций, интересы которых, собственно, и должна представлять FIA, уже давно скопились серьезные претензии и к самому Максу Мосли, и к тому, как он ведет дела в последние годы.

И действительно - отставка Мосли может решить все проблемы разом. В его отсутствие у нового регламента не останется главного защитника, а у команд не останется поводов для претензий и ухода из "Формулы". Даешь импичмент?