Переломный момент

Себастьен Леб потерял лидерство в WRC

Восьмой этап Чемпионата мира по ралли, который в эти выходные прошел в Польше, стал переломным для текущего сезона - впервые с начала года Себастьен Леб потерял лидерство в общем зачете WRC. А Микко Хирвонен одержал вторую подряд победу, что позволило финну подняться на первую строчку генеральной классификации. Однако, как показала гонка в Польше, не все ладно в королевстве Малькольма Уилсона, директора команды BP Ford.

Ралли Польши
Ралли Польши впервые прошло в 1921 году (в рамках WRC - в 1973).
Покрытие - гравий.
Зачеты - WRC и J-WRC.
Сайт гонки - www.rajdpolski.pl
Предыдущий победитель - Михал Бебенек.

Начало гонки получилось очень динамичным - после трех спецучастков Микко Хирвонен опережал Себастьена Леба всего на три десятых секунды, а шедшие за ними Яри-Матти Латвала и Дани Сордо уверенно держались в десяти секундах позади лидера. Пятое место занимал Евгений Новиков, который вновь оказался впереди своих более опытных партнеров по Citroen Junior - Себастьена Ожье и Конрада Раутенбаха.

Гром среди ясного неба прогремел на четвертом "допе", причем сразу для двух представителей "Ситроена". Себастьен Леб не заметил присыпанный песком пень на обочине и разбил свой C4 WRC. Позже выяснилось, что этот пенек не был прописан в стенограмме ни у кого из пилотов, однако "приложился" к нему только Леб. В итоге, француз не смог продолжить борьбу, а это означало, что на субботние спецучастки пятикратный чемпион выйдет с отставанием от лидеров почти в 20 минут.

Неприятность постигла и Евгения Новикова. После проезда одного из трамплинов его автомобиль неудачно приземлился на обочину, что привело к разрушению правой подвески и к окончанию борьбы за очки. Однако Женя вернулся в гонку и, несмотря на огромное отставание от лидеров, атаковал всю оставшуюся дистанцию в высочайшем темпе.

В отсутствие главного соперника в борьбе за победу Хирвонен и Латвала уверенно закончили день на первом и втором местах, а их ближайший преследователь - Дани Сордо на втором "Ситроене" заводской команды - к этому моменту проигрывал им уже более 30 секунд.

Несмотря на большое отставание,
Евгений Новиков атаковал до самого финиша

Во второй день гонки "Ситроены" пошли в атаку - Леб и Сордо выиграли пять из шести спецучастков второго дня. Только за первые три "допа" Сордо удалось отыграть у Хирвонена более десяти секунд, однако к концу дня Хирвонен и Латвала вновь взвинтили темп и смогли восстановить свое преимущество до комфортного. Все шло к тому, что подопечные Малькольма Уилсона отпразднуют второй по ходу этого сезона двойной успех - предыдущий "дубль" гонщики BP Ford Abu Dhabi сделали на Ралли Сардинии, когда Латвала одержал первую в этом году победу, а Хирвонен финишировал вторым.

Во второй день гонки Дани Сордо был единственным,
кто на равных боролся с парой лидирующих "Фордов"

Заключительный день гонки проходил по достаточно предсказуемому сценарию - пилоты "Форда" выступали "на доезд", аккуратно охраняя свои позиции. Борьбу вели лишь пилоты Citroen, пытавшиеся набрать в этой гонке хоть какие-то очки в командную копилку. Себастьен Леб выиграл несколько воскресных спецучастков и в результате смог пробиться в очковую зону, обогнав под конец дистанции Раутенбаха с Новиковым. Хотя без командной тактики здесь, скорее всего, не обошлось - сначала Женя на 16-м "допе" неожиданно проиграл Лебу почти две минуты, а затем Раутенбах, который всю гонку проехал очень аккуратно, на предпоследнем "допе" уступил Лебу почти 13 (!) минут. В результате, Себастьен закончил гонку на восьмом месте, заработав одно очко в свою копилку и заявив, что на фоне его аварии в первый день ралли, этот результат можно считать небывалым успехом.

Однако настоящий "аттракцион невиданной щедрости" в этот момент решил устроить Яри-Матти Латвала. До финиша ралли финну, опережавшему Сордо на 53 секунды, оставалось преодолеть всего лишь 2,5-километровый "суперспешл", а Малькольму Уилсону - открыть бутылку шампанского, которую он уже держал в руках в честь дубля своей команды. Однако за несколько поворотов до окончания гонки Яри-Матти задел бочку с песком, стоявшую внутри поворота вместо конуса, и отлетел во внешний отбойник. Удар был не сильный, однако от контакта с ограждением у Focus RS Латвалы сломалось рулевое управление, поэтому преодолеть оставшиеся до финиша чуть ли не сантиметры, невезучий Яри-Матти попросту не смог.

Таким образом, Латвала упустил восемь очков для своей команды в зачет производителей, потерял второе место и пропустил соперников "Форда" - Дани Сордо, Себастьена Леба и Конрада Раутенбаха - на одну позицию вверх, позволив им набрать дополнительные очки. Кроме того, авария Яри-Матти привела в состояние тихого (а может быть и не очень) бешенства его непосредственного начальника - Малькольма Уилсона.

После гонки Латвала назвал этот инцидент самой большой ошибкой в своей жизни. Уилсон, подавив в себе все негативные эмоции, на послегоночной пресс-конференции заявил, что на следующем этапе Латвала, безусловно, продолжит выступление за "Форд", и что руководитель команды должен верить в своих гонщиков. Однако следующая гонка пройдет в Финляндии, на родине Латвалы и выгонять из команды действительно быстрого пилота накануне его домашнего этапа - маркетинговое самоубийство для любого руководителя. Неизвестно, правда, как сложится дальнейшая карьера Латвалы, ведь на "Ралли 1000 озер" ему придется не просто выступить хорошо, ему необходимо выступить безукоризненно.

Ну а что касается Хирвонена, то он отметил свое возвращение на первую позицию общего зачета WRC, которую он потерял почти год назад - 17 августа 2008-го года на Ралли Германии. Тогда Леб переломил инициативу прошлого сезона в свою пользу, а чуть позже выиграл пятый титул подряд. Однако теперь в более выгодной позиции находится Хирвонен - все восемь гонок 2009 года он провел безукоризненно, а Леб допускал очень серьезные ошибки в трех последних ралли.

Вторая подряд победа Хирвонена вернула его
на первое место в общем зачете

К тому же, следующий этап пройдет в Финляндии, практически дома у Микко. С 1993-го года здесь побеждали только финские гонщики, за исключением всего двух сезонов - в 2003-м году здесь первенствовал эстонец Маркко Мартин, а в прошлом году триумфом отметился Себастьен Леб. Сам Хирвонен в Ювяскюля еще не побеждал, а это значит что у него будет дополнительный стимул довести свою победную серию до "хет-трика".


Результаты Ралли Польши

Место Гонщик Команда Автомобиль Время
1. Микко Хирвонен BP Ford Abu Dhabi World Rally Team Ford Focus RS WRC 08 3ч 07:27.5
2. Дани Сордо Citroen Total World Rally Team Citroen C4 WRC +1:10.3
3. Хеннинг Сольберг Stobart VK M-Sport Ford Rally Team Ford Focus RS WRC 08 +2:05.7
4. Петтер Сольберг Petter Solberg World Rally Team Citroen Xsara WRC +2:24.3
5. Мэттью Уилсон Stobart VK M-Sport Ford Rally Team Ford Focus RS WRC 08 +4:17.5
6. Кшиштоф Головчич Stobart VK M-Sport Ford Rally Team Ford Focus RS WRC 08 +4:33.9
7. Себастьен Леб Citroen Total World Rally Team Citroen C4 WRC +19:15.1
8. Конрад Раутенбах Citroen Junior Team Citroen C4 WRC +19:20.6
9. Евгений Новиков Citroen Junior Team Citroen C4 WRC +19:26.2
10. Михал Бебенек Bebenek Michal Mitsubishi Lancer Evo IX +23:08.7



Общий зачет после восьмого этапа

Место Гонщик Очки
1. Микко Хирвонен 58
2. Себастьен Леб 57
3. Даниэль Сордо 39
4. Хеннинг Сольберг 27
5. Яри-Матти Латвала 25
6. Петтер Сольберг 25
7. Мэттью Уилсон 19
8. Федерико Виллагра 14
9. Себастьен Ожье 13
10. Конрад Раутенбах 8
11. Мадс Остберг 7
12. Халид Аль-Кассими 6
13. Евгений Новиков 4
14. Крис Аткинсон 4
15. Кшиштоф Головчич 3
16. Нассер Аль-Аттия 1
17. Урмо Аава 1
18. Ламброс Атанассулас 1


Командный зачет после восьмого этапа

Место Гонщик Очки
1. Citroen Total World Rally Team 106
2. BP Ford Abu Dhabi World Rally Team 89
3. Stobart VK M-Sport Ford Rally Team 60
4. Citroen Junior Rally Team 29
5. Munchi's Ford World Rally Team 18