Строим дороги, дорого

В России появится дорожная госкорпорация

В пятницу, 26 июня, Госдума в третьем чтении приняла законопроект "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Это означает, что в России уже в ближайшее время появится госкорпорация, которая получит право единолично распоряжаться отечественными "инвестиционно-привлекательными" автомобильными дорогами (этот термин взят из пояснительной записки к законопроекту).


Плотность сети автодорог на 1 квадратный километр территории в России и некоторых других странах мира. Данные Федерального дорожного агентства.

"Инвестиционно-привлекательными" – это значит трассами федерального значения, по которым проходят основные грузо- и пассажиропотоки. По подсчетам министра транспорта РФ Игоря Левитина речь идет примерно о 18 тысячах километров дорог, вроде автомагистрали "Москва – Новороссийск" или "Москва – Челябинск". Кроме того, госкомпания сможет заключать концессионные соглашения на постройку и эксплуатацию платных автодорог, привлекать инвестиции и взимать плату за проезд.

Правда если вспомнить, что по сведениям Федерального дорожного агентства на данный момент общая протяженность дорожной сети в России составляет 1 миллион 145 тысяч километров, то новая госкорпорация получит в доверительное управление всего полтора процента отечественных дорог. Зато каких!

Сколько строить в километрах?


Общая протяженность федеральных дорог в России составляет 47 тысяч километров. В 2008 году, по данным Федерального дорожного агентства, в стране было построено 560 километров трасс федерального значения. В этом году планируется построить около тысячи километров.

При этом, на федеральные автомагистрали приходится почти 100 процентов международных автоперевозок и около 40 процентов всех грузовых перевозок автомобильным транспортом внутри страны.

Дорожный "Клондайк"

Как говорится, мал золотник, да дорог. Во-первых, со временем эти магистрали предполагается сделать платными, а во-вторых, только на прилегающих к ним территориях имеет смысл развивать инфраструктурные проекты, которые будут интересны инвесторам. Создание госкомпании "Российские автомобильные дороги", теоретически, должно помочь государству поставить "дорожный" бизнес на ноги.

Это означает, что новая госструктура будет искать инвесторов, приводить в порядок существующие дороги, строить новые, а затем направлять заработанные на платных участках и придорожном бизнесе деньги в казну. Казалось бы, отличная идея, но законопроект о создании "Российских автомобильных дорог" изначально был написан так, что с момента внесения в Госдуму в декабре 2008 года постоянно подвергался резкой критике со стороны самих госчиновников.

Например, в апреле этого года, перед первым чтением проекта, против его рассмотрения в парламенте выступили глава комитета Совета федерации по промышленной политике Валентин Завадников и глава управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Владимир Ефимов.

Как писала газета "Коммерсант", Завадников, ознакомившись проектом закона о создании госкомпании, заявил, что "данная некоммерческая организация будет использована для дальнейшего разрушения государственных институтов и присвоения частными лицами госполномочий".

А Ефимов, общаясь с корреспондентом газеты, заявил, что у ФАС есть сразу четыре серьезных претензии к этому документу. Во-первых, законопроект предполагал, что компания будет совмещать в себе и функции хозяйствующего субъекта и функции госконтроля, что запрещено действующим законодательством.


Распределение автомобильных дорог общего пользования федерального значения по типам покрытия (по состоянию на 01.01.2007). Данные Федерального дорожного агентства.

Во-вторых, ФАС нашла противоречия в положении, которое позволяло госкорпорации распоряжаться придорожными земельными участками, руководствуясь собственным внутренним регламентом, а не Земельным кодексом, как этого требует закон. Наконец, законопроект выводил госкорпорацию из зоны действия закона о госзакупках и позволял ей не только объявлять тендеры, но и самой создавать дочерние компании для участия в них.

Russian Highways

В результате, за последние несколько месяцев документ о дорожной госкорпорации неоднократно редактировался на всех стадиях рассмотрения в Госдуме (всего было внесено 98 поправок) пока его, наконец, не приняли в третьем, последнем чтении.

В итоговой версии закона, к примеру, появилось английское название госкорпорации. Получилось - "Russian Highways" State Company. Однако не устроившее ФАС положение, которое гласит, что "Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Государственной компании является ревизионная комиссия Государственной компании" (то есть, "Автодор" будет проверять себя сам), осталось в законе без изменений.

Закон также определяет, что руководить госкомпанией будут... чиновники. Высшим управляющим органом является наблюдадательный совет, в который войдут семь представителей правительства РФ, двое наблюдателей от Госдумы, двое сенаторов, а еще одного представителя выделит Счетная палата.

Кстати, кроме федеральных дорог наблюдательный совет "Russian Highways" будет распоряжаться еще и крупными финансовыми потоками - до 2015 года правительство РФ в рамках федеральной целевой программы планирует вложить в развитие отечественной сети почти 10 триллионов рублей.

Деньги большие, и хотелось бы верить, что они действительно будут израсходованы на улучшение российских дорог. Однако насколько эффективно появление дорожной госкорпорации повлияет на развитие дорожной сети в России, пока затрудняются предсказать даже эксперты.

Так, вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов в беседе с корреспондентом "Газеты.Ру" не исключил возможность, что вместо финансирования дорожной отрасли (а именно для этого создается новая компания), "Российские автомобильные дороги" могут превратиться в очередной "фильтр" на пути федеральных и частных средств к дорожникам. И тогда корпорация станет очередной "бесполезной или даже вредной командой чиновников".