Автошколы 21-го века

Начинающих автомобилистов будут учить по-новому

Начинающих автомобилистов будут учить по-новому – с первого июля изменились требования к образовательным учреждениям, занимающимся подготовкой водителей. Минобразования РФ утвердило соответствующий документ еще в декабре прошлого года, однако его вступление в силу было отложено на полгода – чиновники решили дать автошколам побольше времени на ознакомление с новыми порядками.

Основной акцент в новых требованиях сделан на техническом переоборудовании учебных классов и автомобилей, а также площадок, на которых отрабатываются навыки вождения для сдачи первого этапа экзамена на получение прав в ГИБДД.

Инструктор


Согласно новым требованиям, преподавать в автошколе предметы "Основы законодательства в сфере дорожного движения", "Основы организации перевозок", "Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок" и "Основы безопасного управления транспортным средством" может только инструктор, у которого есть права с соответствующей курсу категорией.

То есть инструктор с открытой категорией "Е" не сможет готовить учебную группу к экзаменам на права категории "В".

Реакция есть - машина будет

На первый взгляд, самое интересное новшество, которое благодаря новым требованиям должно появиться во всех классах подготовки будущих водителей - это "аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств".

Правда, под громким названием скрывается не громоздкий медицинский аппарат, а обыкновенный персональный компьютер со специальным программным обеспечением. Которое, по словам чиновников из Минобразования, позволит ученику проверить собственный глазомер, внимательность, реакцию на нестандартные ситуации на дороге и другие "личные качества и особенности", имеющие значение при управлении автомобилем.

Кроме того, аппаратно-программный комплекс умеет также "формировать навыки саморегуляции психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством".

Car video

С первого июля автошколам придется дооборудовать и учебные автомобили – чиновники хотят, чтобы на каждой машине были установлены средства аудио- и видеозаписи, а также устройства, которые непрерывно регистрируют показания приборов машины и действия ученика.

Согласно официальной версии, с помощью этих записей ученик вместе с инструктором сможет после занятия изучить и обсудить свои ошибки. Но есть и другое мнение - что таким образом в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД), который тоже участвовал в подготовке новых требований к автошколам, пытаются за счет автошкол решить собственные финансовые проблемы, возникшие после принятия 23 июня новой методики приема экзаменов "на права".

Согласно этому документу, с ноября 2011 года первый и второй этапы экзамена по вождению должны будут проводиться на машинах, оборудованных средствами аудио- и видеофиксации всего происходящего в салоне автомобиля и вокруг него - чтобы исключить возможность фальсификации результатов экзамена.

Однако у самих гаишников денег на видеокамеры нет – бюджет на закупку оборудования для сдачи экзаменов в 2009 году был сокращен в три раза: с 201 до 62 миллионов рублей. Поэтому если автомобили с видеокамерами в обязательном порядке появятся у всех автошкол, то Госавтоинспекция сможет существенно сэкономить на этой статье расходов.

Кстати, в рамках новой методики приема экзаменов будущему водителю, помимо умения останавливаться и трогаться на подъеме, выполнять параллельную парковку задним ходом, проезжать "змейку", выполнять разворот и заезжать "в гараж", придется также демонстрировать навыки проезда регулируемого перекрестка. Это означает, что автошколы должны будут потратиться еще и на установку учебных светофоров на всех площадках.

Спешим медленно

Однако владельцев автошкол эти траты не пугают. Как рассказала "Ленте.Ру" президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева, установка оборудования для аудио- и видеофиксации на учебный автомобиль сейчас обходится в 90 тысяч рублей. При средней стоимости часа обучения вождению от 700 до 1000 рублей (в Москве) эти затраты для автошкол не кажутся обременительными.

Другое дело - частные инструкторы на личных автомобилях, которых автошколы привлекали на договорной основе. Кто будет оплачивать переоборудование их машин - пока не ясно.

Покупка аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств для нормально функционирующей автошколы - тоже не проблема. Согласно "требованиям", школе достаточно иметь один такой компьютер, а специальное программное обеспечение для него обойдется в 100 тысяч рублей. Еще 75 тысяч рублей будет стоить дооборудование существующей учебной площадки светофорами и знаками.

К тому же, проверка автошкол на соответствие новым требованиям будет проводиться только при продлении старой или получении новой лицензии на образовательную деятельность. Так что окончательный переход к новой системе подготовки водителей завершится лишь к 2014 году, когда закончится действие лицензий, выданных на максимальный пятилетний срок в 2009 году.

А это значит, что в течение ближайших пяти лет практически каждая из работающих сейчас на российском рынке восьми тысяч автошкол затратит на переоборудование учебных классов и автоплощадок в среднем 175 тысяч рублей. Если принять, что в каждой автошколе для обучения вождению используется, в среднем, пять машин, то на установку средств видео- и аудиозаписи школам потребуется еще 450 тысяч рублей. Итого, на удовлетворение требований Минобразования к 2014 году будет потрачено приметно пять миллиардов рублей.

Владельцы автошкол, естественно, возьмут эти деньги из своего единственного источника финансирования - из карманов учеников, которым останется лишь "формировать навыки саморегуляции психоэмоционального состояния" с помощью новеньких "аппаратно-программных комплексов тестирования и развития психофизиологических качеств".