С чистой совестью

10 июля завершилась процедура банкротства General Motors

В пятницу, 10 июля, завершилась процедура банкротства концерна General Motors. Руководству компании и администрации президента США Барака Обамы удалось "провернуть" этот процесс в рекордные сроки – рассмотрение дела GM длилось всего 40 дней, в то время как Chrysler - еще одной автокомпании, не сумевшей пережить нынешний кризис, для этого потребовалось 42 дня.

Таким образом, в ходе крупнейшего за всю историю США банкротства старый и неповоротливый гигант, который с 1931 до 2007 года являлся крупнейшим автопроизводителем в мире, уступил место новой, "мобильной и гибкой" General Motors Company. По крайней мере, именно так представляет результаты судебного разбирательства официальный пресс-релиз, опубликованный на сайте старой General Motors. Компании, которая уже фактически не существует.


В "новом GM" надеются, что этот автомобиль поможет компании вернуть былую славу. Chevrolet Camaro уже производится на заводе в GM в канадском городе Ошава.

Но поводов для радости у руководства "новой GM", а также у представителей администрации президента США Барака Обамы, которые руководили реструктуризацией автоконцерна, пока не много. Чтобы выжить, компании пришлось оставить на плаву всего четыре марки из восьми - Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. Остальные, со временем, будут проданы или ликвидированы. А такие меры, в свою очередь, требуют сократить число североамериканских заводов GM с 47 до 34 штук и закрыть 40 процентов дилерских центров на территории США.

Естественно, при таком серьезном сокращении производства не обошлось и без "человеческих потерь". Так, до конца 2009 года работы лишится почти треть персонала, занятого на предприятиях GM в США – из 91 тысячи работников будет уволено 27 тысяч человек. И это только те, кто работал непосредственно на General Motors. А если учесть кадровые сокращения на предприятиях смежников, то цифра грядущих увольнений в автомобильной отрасли США может вырасти в несколько раз.

К тому же, General Motors Company придется пойти и на масштабное сокращение руководства. Из 1300 менеджеров и топ-менеджеров в ближайшее время напишут заявление об увольнении или уходе на пенсию более 400 человек. До этого момента к таким радикальным мерам по отношению к руководящему персоналу в GM еще не прибегали.

Натуральный обмен

Исполнительный директор компании Фритц Хэндерсон (Fritz Henderson), назначенный на этот пост незадолго до банкротства, сохранит свое место и в новой компании. Однако теперь он будет руководить не частной, а скорее государственной корпорацией - доля Казначейства США в новой компании составляет 60 процентов. Администрация президента фактически национализировала GM, когда стало понятно, что компания самостоятельно решить свои проблемы не может.


Еще одна надежда GM, которая должна появиться на североамериканском рынке до конца года. В General Motors уверены, что Buick LaCrosse, появившись на рынке, станет активно конкурировать с седанами Lexus.

Взамен государство "простило" 10,6 миллиарда долларов долга из выданных в начале года в качестве субсидий 19,4 миллиарда долларов, и безвозмездно предоставило еще 30,1 миллиарда долларов для финансирования процедуры банкротства и возобновление работы после завершения всех формальностей.

Одни убытки


Серьезные финансовые проблемы у основанной в 1908 году Вильямом Дюрантом автомобильной компании начались задолго до финансового кризиса 2008 года. Так, первый раз General Motors оказалась на грани банкротства в 1991 году, потеряв около 4,5 миллиарда долларов из падения продаж автомобилей на североамериканском рынке.

Снижение расходов и смена руководства позволили автоконцерну восстановить прибыльность к концу девяностых годов прошлого века, но в 2005 году компания опять объявила об убытках в размере 10 миллиардов долларов. Спустя еще два года потери GM достигли отметки в 38 миллиардов долларов.

Кроме того, GM пришлось расплатиться "натурой", то есть своими акциями, и с другими крупными кредиторами. Почти 18 процентов General Motors Company получил профсоюзный трастовый фонд, гарантирующий соцобеспечение работникам и пенсионерам GM, перед которым у компании до банкротства скопилась задолженность в 20 миллиардов долларов.

Еще около 12 процентов акций досталось канадцам, которые за последние полгода оказали автоконцерну финансовую помощь в размере 9,5 миллиарда долларов.

Оставшиеся 10 процентов акций останутся в распоряжении "старой GM", которая, кстати, так больше не называется. Новое название General Motors теперь - Motors Liquidation Company, и ей в ходе реструктуризации достались по наследству большая часть долгов и весь "неликвид", включая 16 остановленных еще до банкротства заводов и несколько подлежащих рекультивации заводских площадок.

Оптимизация продаж

Естественно, Motors Liquidation Company долго не просуществует. На ее ликвидацию выделено 1,75 миллиарда долларов и через несколько лет она исчезнет - после того, как рассчитается по долгам. А вот General Motors Company придется возвращаться на мировой авторынок и работать в условиях, которые поставили на грань выживания весь североамериканский автопром – из-за растущих цен на нефть и финансового кризиса на сегодняшний день продажи американских производителей на домашнем рынке упали до показателей начала 80-х годов прошлого века.


В 2009 году GMC Terrain сменит в модельном ряду автоконцерна Pontiac Torrent. "Понтиаки" GM больше выпускать не будет.

Обновление модельного ряда


Руководство General Motors Company рассчитывает, что продажи концерна пойдут вверх после появления на рынке моделей 2009-2010 года.

Так, до конца года в Северной Америке начнутся продажи нового спорткара Chevrolet Camaro. Кроме того, в 2009 году будут запущены Chevrolet Equinox, Cadillac SRX, Buick LaCrosse, Cadillac CTS Sport Wagon и GMC Terrain.

На 2010 год руководство GM запланировало вывод на рынок моделей Chevrolet Cruze and Cadillac CTS Coupe, а также "гибрида" Chevrolet Volt.

Несмотря на предстоящие трудности, в General Motors Corporation в будущее смотрят с оптимизмом. По крайней мере, на словах. Так, 77-летний экс-глава департамента дизайна GM Боб Лутц, вернувшийся в компанию сразу после завершения процедуры банкротства на место вице-президента "новой GM", уверен, что его работодатель снова сможет занять одно из лидирующих мест на рынке: "Сейчас главная причина для покупки автомобилей GM заключается не в том, что они сделаны в Америке, на заводах GM, или в том, что мы завершили процедуру банкротства. Главное – за последние пять лет мы полностью обновили наш модельный ряд, и я могу сказать, что сейчас мы делаем лучшие автомобили и пикапы за всю историю General Motors".

Однако многие североамериканские эксперты не верят, что существующий модельный ряд GM конкурентоспособен и может приносить доход. "Банкротство не изменило машины, которые продают дилеры General Motors, а ведь именно за счет них компания зарабатывает деньги", - заявил в интервью агентству Bloomberg президент консалтинговой фирмы Maryann Keller & Associates Мэриан Келлер.

Правда, Келлер ошибся в формулировке - не зарабатывает, а теряет. Ведь только за последние пять лет - те самые, про которые говорил Лутц, североамериканский автогигант потерял около 88 миллиардов долларов.