Долгая дорога в Сочи

"Авто.Лента" приняла участие в автопробеге "Москва-Сочи"

В Сочи, как известно (например, по оскароносному фильму Владимира Меньшова "Москва слезам не верит"), хотя бы один раз в жизни отдыхал каждый советский (российский) гражданин. А если еще не отдыхал, то обязательно туда поедет – игнорировать единственный в России курорт с настоящим субтропическим климатом непросто.


В пробеге Land Rover по маршруту "Москва-Сочи" приняли участие 12 автомобилей,среди которых были Range Rover, Ranger Rover Sport, Land Rover Discovery и Land Rover Freelander.

В этом случае автомобильная поездка на Кавказ может стать хорошей альтернативой путешествию железнодорожным или другим общественным транспортом. Особенно, если не просто перемещаться из точки "А" в точку "Б", а хоть изредка останавливаться и осматривать достопримечательности Среднерусской равнины.

Приняв участие в организованном Land Rover автопробеге "Москва-Сочи" на бензиновом Discovery с V-образной "восьмеркой" мощностью 300 лошадиных сил, "Авто.Лента" обнаружила как минимум две точки на карте России, ради которых стоит хотя бы на время свернуть с трассы "Дон". Да и в окрестностях самого Сочи, благодаря внедорожным способностям автомобилей из Англии, мы обнаружили отличную альтернативу пляжному отдыху и "совковым" шашлычным на набережной.

Задонск

Первую остановку на пути в Сочи стоит совершить за Ельцом - в Задонске. Сейчас этот город расположен в нескольких километрах от федеральной трассы, но раньше через него проходил Кавказский тракт - именно здесь через Дон переправлялись все путешественники, следующие по дороге, соединяющей обе столицы с южными областями. А еще раньше на месте, где сейчас стоит Задонск, татаро-монголы форсировали Дон, который был первой и самой серьезной водной преградой на их пути вглубь Древней Руси.


Справа на фото - собор Владимирской иконы Божьей матери в Задонске, архитектурное решение которого повторяет храм Христа Спасителя в Москве. Слева - монах Рождество-Богородицкого монастыря неподалеку от места, где Богородица прогнала Тамерлана из России во время его сна.

Задонск – это небольшой провинциальный город с красивым Рождество-Богородицким монастырем. Главная достопримечательность монастыря - построенный в 1845—1853 годах архитектором Константином Андреевичем Тоном собор Владимирской иконы Божьей матери. Позднее, приступая к проектированию храма Христа Спасителя в Москве, Тон использовал в качестве основы чертежи своего задонского творения. Но размеры, конечно, пришлось увеличить.

Рядом с монастырем находится артезианский источник, который, по тщательной культивируемой монахами легенде, появился на том самом месте, где Тамерлану во время похода на Западную Европу приснилась Богородица и заставила его повернуть обратно. А еще, кроме знакомства с историческими и архитектурными ценностями, здесь можно перекусить в монастырской трапезной и договориться о ночевке в странноприимном доме.

Тихий Дон

Следующий раз свернуть с М4 стоит почти сразу после въезда в Ростовскую область по указателю на Станицу Вешенская, которая и будет конечно точкой этой "радиалки".


Казаки в Шолоховском районе Ростовской области чаще всего встречаются в этнографических музеях и в виде каменных или бронзовых изваяний, обильно разбросанных по родине автора "Тихого Дона" Михаила Шолохова.

Эти места хорошо известны всему миру... по роману-эпопее Михаила Шолохова "Тихий Дон". Основное действие книги разворачивается на хуторе Татарском (сейчас Калининский), который находится как раз неподалеку от Вешенской. Кроме дома-музея Шолохова здесь есть комплекс "Станичная конюшня", где можно посмотреть на лошадей теперь уже редкой донской породы.

Еще вокруг Вешенской и в самой станице часто встречаются конные и пешие памятники казакам, но само местное население на войнов-земледельцев похоже мало, да и лошадей мы видели только в музее. Зато на Дону сохранилась уникальная природа - хотя бы ради нее стоит свернуть с федеральной трассы.

В принципе, есть отличный вариант – переночевать прямо на берегу Дона, в палатке, добравшись туда наобум по одной из многочисленных грунтовок, отходящих от дороги, ведущей в Вешенскую. Правда, на пути могут встретиться песчаные дюны, и здесь без полного привода и внедрожного клиренса можно засесть надолго. К счастью, нам на "Ленд Роверах" такая перспектива не грозила.


Автомобили Land Rover отлично подходят для изучения Придонья и его природных красот. Система полного привод All Terrain легко справляется и с грязью, и с песчаными дюнами.

А любители менее экстремального отдыха, при необходимости, могут переночевать в более цивилизованных условиях в самой Вешенской. Сюда регулярно приезжают туристы, поэтому в станице много пансионатов и частных гостиниц.

Трасса

Федеральная трасса M4 "Дон" сейчас активно реконструируется - деньги на строительство появились благодаря сочинской Олимпиаде 2014 года. Прогресс уже заметен, но в Ростовской области все равно придется несколько часов потолкаться в пробках.


По статистике ДОБДД за первые четыре месяца 2009 года количество аварий в Липецкой и Воронежской области по сравнению с прошлым годом снизилось больше чем на 10 процентов. В Краснодарском крае число ДТП за этот же период уменьшилось на 0,2 процента, а в Ростовской области, где произошла эта авария, наоборот - увеличилось на 0,4 процента.

Кстати, теперь уже точно известно, что самый сложный участок трассы – серпантин от Джубги до Сочи (объехать который невозможно) - перестраиваться не будет. Так что, видимо, в ближайшие пару десятков лет всем автомобильным путешественникам придется, как и раньше, закладывать на эти 150 километров как минимум четыре часа пути.

Гаишников на трассе, как обычно, много. А по количеству засад по-прежнему лидируют Ростовская и Краснодарская области. Правда, в последние годы техническое оснащение здешней ГИБДД сильно шагнуло вперед, и теперь автомобилистов ловят на скорость не с помощью "фенов" (приборов без возможности фото- или видеофиксации нарушения), а с помощью специальных камер, которые передают информацию о нарушении скоростного режима вместе с фотографией нарушителя на ноутбук сидящего в патрульной машине гаишника.

Сочи

Вообще, я сторонник активного летнего отдыха, ну или хотя бы богатой экскурсионной программы. Поэтому отпуск в Сочи меня привлекает не сильно. Однако благодаря "лендроверовскому" пробегу, я обнаружил для себя совсем другую сторону курорта, в которой нет убогих советских санаториев, набережной с дорогим и невкусным общепитом, и душных, забитых народом галечных пляжей.


Если приехать в Сочи на настоящем внедорожнике, то можно совместить отдых на Черном море с отличным джип-сафари в горах.

Оказывается, если свернуть с трассы "Сочи-Адлер" в сторону Хосты и не въезжая в сам поселок поехать по разбитому серпантину в горы, то уже через полчаса можно оказаться в живописных предгорьях Большого кавказского хребта. Где мало туристов, зато можно встретить почти диких свиней, которых местные жители отправляют на все лето пастись на природу, и настоящих буйволов.

Кроме того, здесь можно устроить настоящее джип-сафари по дорогам, которые пролегают и по глинистым горным склонам, и по выходам скальной породы, и по руслам горных речек. А задником для этого приключения будет служить буйная субтропическая природа и отличные панорамные виды на окружающие горы.

Итоги пробега

Несмотря на то, что появления в продаже нового Discovery - четвертого поколения - осталось ждать недолго, за полторы тысячи километров нам показалась, что и нынешние автомобили сохраняют и моральную, и техническую "молодость". Комфортный салон, шасси, которое отлично справляется и с асфальтовой дорогой, и с настоящим бездорожьем, а также актуальный, несмотря на солидный возраст, дизайн не позволяют нам раньше времени "списать" легендарный "Диско".


После появления в продаже четвертого "Диско", третий, скорее всего, будет продаваться с существенными скидками. И этой возможностью, как мне кажется, стоит воспользоваться.

Правда, мы тоже столкнулись с тем самым английским качеством сборки, на которое так часто жалуются владельцы этих внедорожников. Под Сочи, на бензоколонке, когда мы уже оплатили бензин, оказалась, что лючок бензобака заклинило. За нами, по закону подлости, успела образоваться солидная очередь, и нетерпеливые сочинцы на повышенных тонах начали требовать, чтобы мы убрали машину от колонки. Справиться с лючком получилось только с двадцатой попытки, пощелкав центральным замком "Диско".

Зато бензин наш внедорожник расходовал достаточно экономно. Конечно, если так можно сказать о машине с двигателем объемом 4,4 литра. Бортовой компьютер показывал, что средний расход за всю дорогу не превышал 14 литров на "сотню", а на дорогу от Москвы до Сочи мы потратили около шести тысяч рублей.


Land Rover провел пробег "Москва-Сочи" в рамках сочинского форума "Спортивные звезды". Поэтому нам удалось увидеть "вживую" многих известных спортсменов и бывших олимпийцев - Александра Карелина, Владислава Третьяка, Александра Тихонова, Галину Горохову и Светлану Гладышеву.

А Сочи… Ради шашлыков и пляжей я бы сюда не поехал. А вот покататься по горам на Land Rover - с удовольствием.