Возвращение чемпиона

Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при Венгрии
ING Magyar Nagydig 2009

Трасса - Hungaroring
Место - Будапешт, Венгрия
Дистанция - 70 кругов (306,63 километра)
Рекорд круга - 1:19.071, Михаэль Шумахер (Ferrari, 2004)

Действующий чемпион мира Формулы-1 Льюис Хэмилтон, который в 2009 году еще ни разу не поднимался на подиум и который к середине сезона занимал лишь 11-е место в общем зачете с 9-ю очками, в Венгрии наглядно показал, что и McLaren, и его самого еще рано записывать в аутсайдеры. Льюис не просто выиграл Гран-при Венгрии - он ехал настолько быстро и безошибочно, что конкурировать с ним не могли ни победители предыдущей гонки из Red Bull, ни лидеры общего зачета из Brawn GP. Но чем обусловлено чудесное воскрешение Маков?

Опытом команды, новой аэродинамикой и… КЕРСом. Да-да, именно система рекуперации кинетической энергии (KERS), от которой (якобы из-за ее неэффективности) к середине сезона отказались все команды, за исключением McLaren, помогала Хэмилтону и Ковалайнену демонстрировать столь высокий темп на скоростных секторах Гран-при Венгрии. К тому же, команда наконец-то довела до ума новое аэродинамическое решение задней части болида, опробованное на машине Хэмилтона еще на предыдущей гонке в Германии.

Свою скорость болиды McLaren продемонстрировали уже во время свободных заездов в пятницу, когда Хэмилтон и Ковалайнен заняли верхние строчки протоколов. Да и субботнюю квалификацию Хэмилтон начал очень бодро - в первой сессии Льюис показал лучшее время, а во второй проехал чуть хуже Марка Уэббера из Red Bull, заняв вторую строчку.

А вот третью квалификационную сессию пришлось отложить из-за серьезной аварии, в которую попал пилот Ferrari Фелипе Масса. На последней минуте заезда в шлем бразильца попала валявшаяся на трассе металлическая деталь подвески (как потом выяснилось, это была деталь от болида Brawn GP Рубенса Баррикелло) - удар оказался настолько сильным, что Масса на время потерял сознание и на высокой скорости улетел в отбойник из покрышек. После аварии Фелипе не смог даже самостоятельно покинуть болид, поэтому прибывшие на место аварии медики отправили Массу сначала в местный медицинский центр, а затем переправили его вертолетом в госпиталь.

Позже стало известно, что бразилец получил порезы лица и сотрясение мозга, однако исследования, проведенные уже в госпитале, показали, что серьезных травм у Фелипе нет. К утру в понедельник Масса пришел в сознание (до этого момента врачи держали его в состоянии искусственной комы), а его здоровью, по заверению специалистов, уже ничего не угрожает.

Между тем, авария с участием Массы заставила специалистов вновь задуматься о безопасности пилотов, выступающих в соревнованиях на машинах с открытым кокпитом. Ведь буквально за неделю до Гран-при Венгрии смертельные травмы в аналогичном инциденте получил 18-летний пилот Формулы-2 Генри Сартис, в шлем которого угодило колесо, отлетевшее от другого болида, а теперь точно такая же авария произошла в Формуле-1. Некоторые эксперты сразу после аварии Фелипе потребовали от FIA пересмотреть требования безопасности, однако Росс Браун, владелец команды Brawn GP, призвал чиновников не принимать поспешных решений.

Безусловно, необходимо тщательно проанализировать инциденты, произошедшие в этот и в прошлый уик-энды, однако нужно использовать взвешенный подход к безопасности пилотов. Конечно, можно придумать дополнительные элементы защиты кокпита, однако они не должны затруднять эвакуацию гонщиков, - заявил Браун. - Я поддерживаю необходимость принятия оперативных мер, но при этом нам нужна уверенность, что мы не сделаем ничего, что осложнит ситуацию.

Из-за аварии Массы начало финальной квалификационной сессии было отложено на 20 минут, а после того, как заезды возобновились, вышел из строя комплекс телеметрии. Поэтому итоговые результаты квалификации стали известны лишь спустя некоторое время после финиша последнего пилота: лучшее время оказалось у Фернандо Алонсо (первый поул испанца с 2007 года!), чуть хуже проехал Себастьян Феттель (Red Bull), а вторую линию стартового поля разделили Марк Уэббер и Льюис Хэмилтон. Но если у Алонсо была самая легкая машина во всем пелотоне (первая остановка в боксах для испанца была запланирована на 10-12 круге), то остальные пилоты из первой пятерки вышли на старт на более тяжелых машинах.

Расчет Алонсо был простым - за счет первой стартовой позиции и более легкой машины быстро оторваться от своих преследователей и создать необходимый задел в 8-10 секунд к первому пит-стопу. Не получилось.

Старт опытный испанец, конечно, выиграл, счастливо избежав ожесточенной борьбы, развернувшейся позади него за вторую позицию. Льюис Хэмилтон, за счет использования системы KERS, сумел было прорваться с четвертой позиции на вторую, обогнав Уэббера и Феттеля, который чуть замешкался после того, как погасли красные сигналы светофора. Но еще лучше старт удался Кими Райкконену, который сумел выстрелить с седьмой позиции и к первому повороту оказался уже в одной группе с лидерами. Правда, прорываясь вперед, Кими сначала задел болид Феттеля, а затем едва не врезался в Хэмилтона, которому пришлось сначала резко вильнуть в сторону, уклоняясь от болида Ferrari, а затем пропустить вперед Уэббера, промахнувшись с началом торможения. В итоге, в первый поворот пилоты вошли в следующем порядке - Алонсо, Уэббер, Хэмилтон и Райкконен.

После первых двух-трех кругов стало понятно, что самый быстрый болид в лидирующей группе - у Хэмилтона. На третьем круге Льюис уперся в Уэббера, но уже на следующем легко обошел его в одном из скоростных поворотов. Алонсо к этому моменту оторвался от своих преследователей на три секунды, но увеличить преимущество так и не смог: Хэмилтон начал нагонять его с пугающей скоростью, отыгрывая по полсекунды с круга. Однако атаковать своего бывшего партнера по команде Льюис, похоже, не собирался - сократив разрыв до секунды с небольшим, действующий чемпион мира чуть сбросил темп и решил не рисковать, дожидаясь скорого пит-стопа Алонсо.

Испанец отправился в боксы на 12-м круге, а вернулся в гонку лишь десятым! И то ненадолго - механики, менявшие покрышки Алонсо, плохо закрутили гайку на правом переднем колесе болида и к середине 13-го круга оно (колесо) попросту отвалилось. Доковыляв до питлейна, Фернандо получил новый комплект покрышек и вновь вернулся на трассу, но спустя всего три круга был вынужден прекратить гонку - из-за езды на трех колесах у его машины начались проблемы с подвеской.

Зато Хэмилтон, оставшись наедине с пустой трассой, бросился в отрыв и начал один за другим штамповать быстрейшие круги. На 20-м круге его преследователи - Уэббер и Райкконен - одновременно отправились в боксы, где едва не устроили аварию. Механики Red Bull немного замешкались на пит-стопе и выпустили Уэббера с дозаправки как раз в тот момент, когда мимо него проезжал Кими: рванувший с места Марк едва не врезался в болид Ferrari и был вынужден пропустить своего конкурента вперед.

Хэмилтон заехал в боксы на следующем круге и вернулся в гонку лидером, опередив даже тех пилотов, кто еще не успел провести свой первый пит-стоп. Ну а дальше Льюис поехал как и положено настоящему чемпиону - достаточно быстро, чтобы не подпустить к себе Райкконена на расстояние атаки, но и не слишком агрессивно, не допуская излишнего износа покрышек.

Себастьен Феттель, который никак не мог набрать высокую скорость и начать прорыв в лидирующую группу, на 26-м круге начал жаловаться на нестабильное поведение своего болида и спустя круг заехал в боксы для замены носового обтекателя, поврежденного в результате столкновения с Райкконеном еще на старте. А еще через пару кругов Феттель был вынужден прекратить гонку.

Самым последним - аж на 33-м круге - на свой первый питстоп заехал Рубенс Барриккелло, отправившийся в гонку практически с полными баками. Такая тактика позволила ему пересидеть на трассе нескольких конкурентов, однако серьезного преимущества бразильцу она не принесла - в итоге Рубенсу все равно пришлось посещать боксы еще раз, а финишировал он лишь 10-ым.

Вторая волна дозаправок прошла относительно спокойно. Лишь у Кими Райкконена из-за проблем с коробкой передач питстоп длился чуть дольше, чем у других - 11,5 секунды, против 8,5 секунды у Хэмилтона, который заехал в боксы на круг позже. Из-за этой заминки наметившееся было противостояние Феррари и МакЛарена так и не вошло в активную фазу - на пустой трассе Льюис стремительно начал отрываться от Кими и к 61-у кругу (за девять кругов до финиша) увеличил свое преимущество до 17 секунд, доведя гонку до победного финиша. Эта победа для Хэмилтона стала первой с Гран-при Китая 2008 года!

Марк Уэббер, который за девять кругов до финиша проигрывал Райкконену почти семь секунд, бросился было вдогонку за финном, сократив за два круга до конца гонки свое отставание до трех секунд, однако приблизиться к Кими на расстояние атаки он так и не успел и завершил гонку на третьем месте.

Четвертое место на венгерском этапе Формулы-1 досталось Нико Росбергу, который провел отличную гонку, не допустив ни единой ошибки и сумев удержать за собой Хейкки Ковалайнена на более быстрой машине.

Серьезная борьба на последних кругах гонки разгорелась за последнее, восьмое место в очковой зоне между Трулли, Накаджимой и Баррикелло. Однако до финиша никаких перестановок в этой группе не произошло - Рубенс так и не сумел обогнать японца из Williams, а тот, в свою очередь, ничего не смог противопоставить оборонительным навыкам Ярно Трулли из Toyota.

Лидер текущего сезона Дженсон Баттон закончил Гран-при Венгрии седьмым, набрав два очка - всю гонку лидер Brawn GP не мог найти свой темп, а по ходу второй половины дистанции жаловался на плохую работу покрышек и недостаточную поворачиваемость. Правда, в личном зачете его позиции пока ничего не угрожает - занимающий второй место Марк Уэббер (который за счет третьего места в Венгрии сумел обогнать по очкам Себастьяна Феттеля) отстает от него на восемнадцать с половиной очков.

Третье место в общем зачете сейчас удерживает Феттель, по-прежнему опережающий Баррикелло на три очка, а Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен сумели улучшить свои позиции, переместившись на 8 и 9 место соответственно. Правда, побороться за чемпионский титул они вряд ли сумеют: Льюис отстает от Баттона на 51 очко, а Райкконен - на 52. Зато успешное выступление Кими в Венгрии позволило команде Ferrari опередить Тойоту в борьбе за третье место в Кубке Конструкторов, а McLaren поднялась на пятое место, оттеснив на одну позицию вниз команду Williams.

Следующая гонка состоится в конце августа в Валенсии - это будет Гран-при Европы, домашняя гонка для Фернандо Алонсо. Однако на стартовой решетке испанца мы, скорее всего, не увидим - судьи Гран-при Венгрии наказали команду Renault за инцидент с оторвавшимся колесом и отстранили ее пилотов от участия в следующей гонке.

P.S.

Год назад испанскую гонку выиграл Фелипе Масса - хочется надеяться, что за месяц он успеет восстановиться после полученных травм и мы вновь увидим его за рулем болида Ferrari, живого и здорового. Выздоравливай, Фелипе!