Автофотосъемка

Учимся фотографировать автомобили

Сделать красивую фотографию автомобиля - задача нетривиальная. Снимать машины ничуть не проще, чем фотографировать людей или делать репортажи со спортивных мероприятий. Автофотографу приходится учитывать погодные условия, особенности дизайна каждой машины - рельеф кузова, форму и расположение выштамповок, "имидж" автомобиля и еще множество других факторов.

Для того чтобы повысить уровень "автофото" среди российских журналистов, компания Mazda решила провести для них мастер-класс по съемке автомобилей на примере новой Mazda3. Тренинг проводил Сергей Крестов, который сейчас готовит большинство "пресс-фотографий" для российского офиса "Мазды". Среди его работ - снимки с презентации кроссовера CX-9 в Узбекистане и фотосессия концепт-кара Mazda Kazamai на заводе "ЗИЛ". Обучение было разделено на две части - теорию и практику.

Техника

В первой части Сергей рассказывал о том, чем лучше всего снимать автомобили. Причем, по его мнению, качественный объектив намного важнее самого фотоаппарата, ведь от него напрямую зависит резкость фотографии и рисунок размытия заднего плана (так называемое "бокэ"). Стоит помнить и о штативе, без которого не обходится ни одна статичная фотография автомобиля, особенно при недостаточном освещении. А если вам захотелось снять машину в яркий солнечный день или наоборот, ночью, то придется задуматься об искусственном свете: пара дополнительных вспышек позволит подсветить борта автомобиля и подчеркнуть изгибы штампованных деталей.


Mazda3 + фотогалерея

Место съемки

В Москве все "красивые" точки для автофотосессий давно известны и уже примелькались в отечественных СМИ - чаще всего машины снимают на "Ходынке", рядом с комплексом "Москва-Сити", на набережных или рядом с современными офисными центрами. Но, как советует Сергей, не стоит ограничивать свою фантазию. Хорошие кадры можно получить и на заброшенных промзонах - например, на полуразрушенном заводе "АЗЛК", где "Лента.ру" недавно снимала Jeep Cherokee. А можно выбираться за город - поискать места, где еще никто не бывал с фотоаппаратом и машиной, или отправиться за сотни километров в другой город.

Допустим, место выбрали - теперь необходимо обдумать ракурс, в котором вы будете фотографировать машину, и найти правильную точку съемки. Главный совет, который дают фотографы начинающим - помнить о "многоплановости" фотографии. На снимке должен быть передний, средний и задний планы. Но зацикливаться на "идеальности" вашего кадра не стоит - ведь правила для того и придумали, чтобы их нарушать. Кроме того, нужно не забывать о свете на снимке, ведь фотография - это светопись и относиться к ней нужно внимательно.


Бэкстейдж мастер-класса + фотогалерея

Свет

Проще всего сфотографировать машину в солнечный день - вокруг будет много света и снимок получится светлым и резким. Однако результат может не устроить вас из-за резких теней и пересвеченных бликов на кузове. Причина в том, что солнце - это точечный источник света и осветить объект оно может только с одной стороны. К тому же, в середине дня оно находится прямо над головой, из-за чего машина оказывается освещена жестким и слишком "скучным" светом - объекты на фотографии, включая автомобиль, теряют объем и становятся "плоскими".

Поэтому "киношники" и опытные фотографы любят снимать при закатном свете или рано утром, когда свет более мягкий и рассеянный. К тому же, вечерний свет направлен почти вдоль земли, в результате чего объем появляется не только у автомобиля, но и у каждой травинки, дерева, у каждого изгиба ландшафта…

Еще один "плюс" вечерней или утренней съемки - более теплые цвета фотографии, которые человеческий мозг воспринимает лучше, чем холодные. К автомобильной фотографии это также относится, однако если вы выберете ракурс, при котором солнце будет светить на машину вскользь или сзади, то второй борт автомобиля, вероятнее всего, останется в тени. Тут-то как раз и пригодятся дополнительные вспышки.

Для рекламной фотографии машины чаще всего снимают в студии с десятками источников света и рассеивателями, но подробнее об этом мы поговорим в практической части статьи.

Композиция

В принципе, в автомобильной фотографии действуют все те же общепризнанные правила композиции, что и при обычной фотосъемке - это правило золотого сечения, правило третей, "диагонали". Освоив их, можно приступать к экспериментам, дав волю своей фантазии в вопросе компоновки кадра. Стоит, правда, всегда помнить о том, что ваш снимок не должен быть очень "тесным" - вокруг машины лучше оставлять немного свободного пространства, "воздуха". Особенно это важно при съемке автомобиля в движении - ему же нужно куда-то "ехать".

Чтобы передать движение, машины снимают на более длинных выдержках, чем обычно - 1/80, 1/60 секунды и так далее. Желательно также, чтобы автомобиль ехал на некотором удалении от вас, тогда будет проще "вести" машину с помощью телеобъектива, а на выходе получатся красивые снимки, на которых автомобиль получается четким, а фон "смазан".

Некоторые автомобильные фотографы обзаводятся также специальными конструкциями для съемки машин в движении - так называемыми "ригами". Фактически, это длинная палка, которая прикрепляется на крышу или под днище автомобиля, а камера устанавливается на ее дальнем конце. Примеры таких снимков - в недавней фотосессии "Ленты.ру" для тест-драйва Seat Leon Cupra.

Практика

Второй частью мастер-класса было практическое занятие - в огромной студии, где обычно снимают сцены для кинофильмов. В течение двух часов мы колдовали с фотоаппаратом, меняя объективы, придумывая схемы освещения автомобиля Mazda3 и таская с одного на другое место студийные вспышки. Темой нашей фотосессии были спецэффекты - эксперименты с цветными фильтрами для источников света, дым-машиной и так далее. А самым сложным, но и самым интересным, оказался процесс поиска такой схемы освещения, при которой каждая грань сложной формы кузова новой "Мазды" заиграла бы своим бликом.

Разбор полетов

Классический для съемки автомобилей ракурс "три четверти". Две вспышки с синими фильтрами освещают фон сзади машины, еще пара источников направлены в стены по бокам от машины так, чтобы отраженный свет попадал на переднюю часть автомобиля и на заднюю часть правого борта. Одна вспышка направлена в наклонный потолок для того, чтобы осветить ее капот и правый борт. Наконец, еще два источника со специальными рассеивателями (стрипбоксами) светят в ее правый борт для создания бликов. Фон - черный.

Классический пример фотографии для каталога. Ракурс поменялся, а освещение осталось почти таким же, как в первом примере. Не использовались лишь стрипбоксы, дающие блики, фильтры на вспышках и темный фон.

Все то же самое, что на предыдущем снимке, но с эффектным бликом на борту машины (от стрипбоксов) и подсвеченным синим фоном.

Здесь сильно занижена точка съемки, а схема освещения осталась той же - со стрипбоксами. Сзади машины появился ассистент, который пускал дым из специального устройства вокруг машины и под нее. На вспышках сзади установлены красный и синий фильтры, а фон вновь закрыт черной тканью.

Используя ту же схему освещения, мы нашли такую точку съемки, при которой рельефные объекты - например, эта радиаторная решетка, подсвечиваются "контровым" (встречным) светом. Но самое главное в этом снимке - стрипбокс, который Сергей держал на расстоянии полуметра от поверхности машины. Благодаря его рассеянному свету тени получились очень мягкими, а фотография (на наш вкус) - интересной.

Для съемки салона использовался единственный стрипбокс - он разместился сверху и светил через лобовое стекло в салон. Равномерный рассеянный свет хорошо обозначил рельеф передней панели, а благодаря мягким теням фотография приобрела нужный объем.

Сейчас вылетит птичка

Быть может после прочтения этой статьи вам захочется пойти в магазин и присмотреть себе среди сотен отечественных и иностранных изданий, лежащих на полках, несколько книг по фотографии. А может, собрав все свои "фотографические" идеи "в кучу", вы решите сразу приступить к съемке. В любом случае, главное одно - нужно больше экспериментировать, делать фотографии с разными ракурсами, композицией, светом, эффектами... И тогда вы начнете "видеть" кадр, то есть заранее знать, какую фотографию вы хотите получить и что необходимо для этого сделать.