Ралли Финляндии. Финиш

Ежедневные репортажи с Ралли Финляндии

Финский этап Чемпионата мира по ралли проходит уже в 26-й раз подряд: впервые Ралли Финляндии попало в календарь WRC в 1973 году. Однако сама гонка появилась намного раньше - в 1951 году, когда финские пилоты решили устроить отборочные соревнования перед Ралли Монте-Карло. Эти заезды получили название Jyvaskylan Suurajot, что означало "Гран-При Ювяскюля", а общая дистанция первого ралли в Финляндии составила 1666 километров, которая была разбита на два спецучастка. Всего в этой гонке приняли участие 26 экипажей.

Сейчас Ралли Финляндии считается одной из самых сложных и самых скоростных гонок сезона. Максимальная средняя скорость на одном из скоростных допов этой гонки (130 километров в час) была зафиксирована в 2004 году - этот рекорд поставил Петтер Сольберг. Кроме того, финское ралли знаменито своей трехмерностью и многочисленными трамплинами. На самом известном из них эстонский пилот Маркко Мартин в 2003 году прыгнул на 57 метров - скорость его автомобиля в начале прыжка превышала 170 километров в час.

За 26 лет существования Ралли Финляндии в зачете WRC, 21 раз эту гонку выиграывали финны, и лишь пять раз - представители других стран. В 1989 году на финском этапе победил Микаэль Эрикссон, год спустя финский этап покорился Карлосу Сайнцу, еще через год эти соревнования выиграл француз Дидье Ориоль, а в 2003 году - Маркко Мартин. Наконец, год назад победу на Ралли Финляндии одержал пятикратный чемпион мира Себастьен Леб.

В сезоне 2009 года финская гонка имеет очень большое значение для всех пилотов заводских команд. К тому же, только у Форда сейчас в основном составе два гонщика из Финляндии, которые знают местные дорожки почти наизусть.

Лидеров общего зачета Микко Хирвонена и Себастьена Леба разделяет всего одно очко - а это означает, что борьба за чемпионский титул начинается практически с нуля. Еще один финский пилот - Яри-Матти Латвала - наверняка мечтает выиграть Ралли Финляндии, однако сейчас перед ним стоит другая задача - финишировать в первой тройке и помочь Хирвонену объехать Леба. Правда, точно такая же задача и у второго пилота заводской команды Citroen Дани Сордо, который тоже надеется закончить финский этап на подиуме...

В этой гонке поедет и российский пилот Евгений Новиков, выступающий за юниорскую команду Citroen. Возможность выступить в Финляндии Женя получил фактически в подарок от руководства Citroen за те результаты, которые он демонстировал по ходу текущего сезона.

Четверг

Четверг формально считается первым днем соревнований, однако длинных допов в этот день почти не бывает. Сначала в четверг гонщики выезжают на шейкдаун - тестовый спецучасток, где можно проверить настройки машины перед гонкой, а затем отправляются на суперспешл - короткий доп, который устраивают для развлечения болельщиков. В Финляндии СУ1 проходит на ипподроме в формате парной гонки.


Леб выиграл короткий, 2,6-километровый доп, но привез Хирвонену всего 0,1 секунды. (+ФОТОГАЛЕРЕЯ)

Лучшее время на шейкдауне показал Себастьен Леб, который в очной ставке на 0,9 секунды объехал Микко Хирвонена (третье место). Второй результат достался Дани Сордо - он на 1,4 секунды опередил Латвалу (восьмое место), а четвертый - Себастьену Ожье. Правда Женя Новиков показал точно такое время, но в общем зачете он пока числится на пятом месте. К тому же, одном из поворотов на СУ1 Новиков ошибся и зацепил задним бампером металлический отбойник. К счастью, никаких последствий для автомобиля этот инцидент не имел - повреждения оказались незначительными.

Впервые вступающий в гонке WRC Кими Райкконен (пилот команды Ferrari Формулы-1) показал 20-е время.


Яри-Матти Латвала, после своей ошибки на суперспешле в Польше в самом конце гонки, в Финляндии пока едет аккуратно и не очень быстро. По итогам СУ1, Яри-Матти занимает лишь восьмое место.

В пятницу пилотам WRC предстоит преодолеть девять спецучастков, последним из которых станет еще один проезд по трассе суперспешла.

Пятница

Первый по-настоящему боевой день Ралли Финляндии начался с 22-километрового спецучастка Юкоярви-1, который выиграл лидер команды BP Ford Микко Хирвонен - он проехал доп на 2,9 секунды быстрее Себастьена Леба. Это отличное начало - не все получилось так, как хотелось, но в целом я доволен, - заявил после финиша Хирвонен.


В субботу перед Хирвоненом будут стоять две задачи - не допускать ошибок и не пропустить вперед Леба. (+ФОТОГАЛЕРЕЯ)

Это был непростой спецучасток, но мы сделали все что могли. Теперь попробуем войти в тот же ритм, в котором едет Микко - посмотрим, что получится, - прокомментировал первый доп Себастьен Леб. Однако сразу войти в ритм Хирвонена у француза не получилось - третий СУ вновь выиграл Микко, а Леб отстал от него еще на семь секунд, показав лишь шестой результат на этом спецучастке.

Пятикратный чемпион мира отыгрался на следующем, четвертом допе, проехав 13-километровую дистанцию быстрее Хирвонена на 2,6 секунды, а затем выиграл и следующий спецучасток, опередив финна на 2,9 секунды. Третье место после пятого СУ занимал Дани Сордо, а четвертое - Яри-Матти Латвала.

Именно дуэль Леба и Хирвонена стала главным украшением всей пятницы. Лидеры заводских команд рубились по-серьезному: Себастьен в этот день выиграл пять из девяти допов, а на оставшихся четырех спеучастках лучшее время показал Хирвонен. После шестого СУ Микко довел свой отрыв до пяти с небольшим секунд, а на следующем допе увеличил его до 7,6 секунд. Но затем Себастьен вновь взвинтил темп и отыграл у финна половину своего отставания - перед вечерним суперспешлом Хирвонен опережал Леба всего на четыре секунды.


Себастьен Леб по итогам дня отстал от Микко всего на три с небольшим секунды.

Вечернюю гонку на ипподроме в Киллери, как и заезд состоявшийся накануне, выиграл француз, опередивший Микко на 0,7 секунды. Несмотря ни на что, это был отличный день для меня, - заявил Хирвонен вечером в пятинцу. - Я, правда, спросил у Себа сегодня утром - не хочет ли он сделать мне подарок на день рождения (Хирвонену в пятницу исполнилось 29 лет, - примечание Ленты.Ру). Например, в виде минутного отставания. А вместо этого я едва сохранил 4-секундное лидерство над ним. Значит, завтра нас ждет напряженная борьба.

Непростой получился старт гонки. Если в прошлом году я быстро вошел в нужный ритм (в 2008 году Леб победил на Ралли Финляндия, - примечание Ленты.Ру), то в этом гонка оказалась чуть сложнее. К тому же, я не сразу нашел оптимальные настройки для машины, - прокомментировал свое второе место пятикратный чемпион мира. - В прошлом году я был впереди, а теперь выступаю в роли догоняющего. Что ж, это значит, что нас ждет хорошая борьба.

Третье и четвертое место по итогам пятницы удержали Дани Сордо и Яри-Матти Латвала соответственно. Латвала, комментируя свой не самый высокий результат, заявил, что старается ехать максимально аккуратно. К тому же, мы допускали несколько мелких ошибок по ходудопов. Завтра, я наедюсь, мы сможем прибавить, - добавил финн.


Петтер Сольберг ехал очень быстро, но очень недолго - на СУ4 он был вынужден сойти с дистанции.

Но если первая четверка оставалась неизменной на протяжении всей пятницы, то на местах, начиная с пятого, перестановки происходили после каждого спецучастка. Сначала россиянин Евгений Новиков вылетел с трассы на восьмом километре первого пятничного допа и разбил свой автомобиль. Как заявил его штурман Дэйл Москатт, причиной аварии стала ошибка в стенограмме - по его словам, Женя то ли неправильно понял, то ли не расслышал направление поворота и высокой скорости вылетел с трассы. В результате, Новиков был вынужден сойти с дистанции и воспользоваться системой SuperRally для того, чтобы вернуться в гонку в субботу.


В пятницу Женя Новиков успел проехать по дистанции Ралли Финляндии всего восемь километров.

Петтер Сольберг также не смог завершить первый день из-за прокола колеса на четвертом СУ. После прыжка с трамплина у нас лопнуло колесо. Я попытался было добраться до финиша, до которого оставалось совсем немного, на пробитой покрышке, но вылетел с трассы, - заявил норвежец. Теперь Сольберг-младший также будет вынужден воспользоваться системой СуперРалли для возвращения в гонку.

Его брат Хеннинг по итогам дня занял шестое место, пропустив вперед Матти Рантанена на Ford Focus WRC команды Munchi's Ford.


Раутенбаху повезло - если бы скорость на выходе из поворота была чуть выше, то финская гонка для него закончилась бы в середине шестого допа.

Еще один пилот - гонщик юниорской команды Citroen Конрад Раутенбах, также чуть было не уложил свою машину на крышу в одном из поворотов на СУ-6. Буквально чудом автомобиль удержался на двух колесах и не перевернулся. Конрад закончил пятницу на 11-м месте, пропустив вперед своих конкурентов - Себастьена Ожье и Мэтью Уилсона.


Несмотря на отсутствие раллийного опыта Райкконен едет в том же темпе, что и лидеры группы N4.

Наконец, любимец всех финнов Кими Райкконен сумел проехать всю дистанцию в пятницу без серьезных ошибок и пока занимает 17-е место в общем зачете.

В субботу пилотам предстоит проехать почти 167 километров скоростных спецучастков - это почти половина общей дистанции гонки. Кроме того, в этот день на трассе суперспешла пройдут также соревнования по ралли-спринту, в которых примет участие Маркус Гронхольм.

Суббота

Несмотря на минимальный - трехсекундный отрыв от лидера Ралли Финляндии Микко Хирвонена перед стартом третьего дня соревнований, навязать борьбу своему противнику Леб так и не смог. Микко, для которого эта гонка считается домашней во всех смыслах этого слова - он родился и вырос неподалеку от города Ювяскуля, где находится штаб-квартира ралли, выиграл первые пять субботних спецучастков, опережая Себастьена на 2-3 секунды на каждом допе.


В этом году догнать Хирвонена на его домашнем ралли не могут ни Леб, ни Латвала. (+ФОТОГАЛЕРЕЯ). Фото Grzegorz Roslon с сайта eWRC.cz

В итоге, к середине дня Хирвонен довел свое преимущество над Лебом до 26 секунд. Правда у Себастьена было оправдание - на СУ15 он пробил колесо и потерял на этом больше 13 секунд. Мне не повезло - мало того, что я и так отставал, так еще и проколол колесо. Приходится сильно рисковать, пытаясь догнать Микко, однако он все равно едет быстрее. Похоже, игра закончилась, - заявил француз.

И оказался прав. В субботу Леб не выиграл ни одного спецучастка, тогда как Хирвонен показал лучшее время на СУ17, выиграв таким образом шесть из девяти субботних допов. К вечеру третьего дня разрыв между Микко и Себастьеном увеличился до внушительных 32 секунд, отыграть которые за 47 километров воскресных спецучастков у Леба вряд ли получится.


Латвала выиграл два спецучастка в субботу и сумел опередить своего главного конкурента Дани Сордо.

Но главным героем субботы на Ралли Финляндии стал Яри-Матти Латвала, который в ночь с пятницы на субботу… отравился за ужином. Латвала чувствовал себя настолько плохо, что вернувшись на дневной сервисный парк он еле вылез из машины и, покачиваясь, скрылся от болельщиков в фордовском моторхоуме. Несмотря на это, Яри-Матти на каждом спецучастке финишировал в первой пятерке, а после обеда, когда его состояние улучшилось, и вовсе выиграл два допа и сумел опередить своего конкурента из команды Citroen Дани Сордо. К вечеру третьего дня соревнований финн оторвался от Сордо на 10 секунд.

Россиянин Евгений Новиков, вернувшийся в гонку по системе Супер Ралли, вновь ошибся на первом же утреннем допе, потеряв больше минуты. На следующем спецучастке Женя показал девятое время, на СУ13 он стал десятым, однако на 11-м допе Новиков на полном ходу вылетел с трассы. Гонка для россиянина оказалась законченной.


В субботу Новиков проехал три допа в субботу, а на четвертом вылетел в деревья. Фото Grzegorz Roslon с сайта eWRC.cz

На том же допе был вынужден сойти Петтер Сольберг, на машине которого сначала начались проблемы с мотором, а затем, после наезда на крупный камень, сломалась подвеска. Его старший брат Хеннинг сошел еще раньше - на 12-м спецучастке из-за поломки переднего привода.

Действующий пилот Формулы-1 Кими Райкконен к середине дня поднялся с 17-го на 15-е место в общем зачете и на третье - в зачете группы N, однако на СУ16 на его машины начались проблемы с мотором. Мотор потерял мощность. Кроме того, после одного из трамплинов у нас, похоже, вышла из строя передняя подвеска - амортизаторы работают не так эффективно, - заявил финский пилот.

Несмотря на это, Кими держался в лидирующей группе в своем зачете до конца дня. Однако на финальном субботнем спецучастке длиной почти 30 километров, Райкконен ошибся в повороте и перевернулся. Никаких травм ни пилот, ни его штурман не получили. Болельщики помогли финну вернуть машину на трассу, однако повреждения оказались слишком серьезными для того, чтобы продолжить гонку.

По словам штурмана Кими Кая Линдстрема, авария произошла из-за того, что Райкконен попытался немного взвинтить темп, чтобы компенсировать потерю времени из-за проблем с мотором, однако в одном из крутых поворотов он немного переборщил со скоростью.


Себастьен Ожье пока едет стабильнее Новикова - субботу он закончил на шестом месте, тогда как Женя сошел из-за собственной ошибки.

Себастьен Ожье, еще один пилот юниорской команды Citroen, закончил субботу на шестом месте, отставая от выступающего на прошлогоднем Ford Focus WRC Матти Рантанена всего на 18 секунд. Молодой француз выиграл предпоследний субботний доп и имеет все шансы побороться за пятую позицию в воскресенье.

Воскресенье. Финиш

В последний день Ралли Финляндии Хирвонену, имевшему 32-секундное преимущество над Лебом, необходим было лишь не допускать серьезных ошибок и доехать до финиша - отыграть такой отрыв на 47 километрах воскресных допов было не под силу даже пятикратном чемпиону мира. К тому же, рисковать на скоростных финских дорогах было невыгодно и самому Себастьену - второе место это лучше, чем ничего.

Результаты первого воскресного спецучастка оказались наглядным подтверждением этих выводов - лучшее время показал Латвала; Хирвонен финишировал с шестым результатом, проиграв своему партнеру по команде больше шести секунд, а Леб приехал вообще девятым. Однако следующий доп выиграл Леб, разом отыграв у Микко девять с половиной секунд. Но на следующем прохождении того же спецучастка Хирвонен немного увеличил темп и проехал 15-километровую дистанцию всего на три десятых секунды медленнее француза.


Микко Хирвонен впервые в своей карьере выиграл главную гонку для каждого финского пилота - Ралли Финляндии.

Заключительный спецучасток, длиной всего 6,5 километра, уже ничего не решал - Микко Хирвонен проиграл Лебу всего 0,5 секунды, зато выиграл Ралли Финляндии. Впервые в своей карьере!

Это была невероятная гонка! Я с детства смотрел все Ралли Финляндии, а вот теперь я его выиграл, - заявил после финиша пилот команды BP Ford. - Все прошло именно так, как мы рассчитывали. Я постоянно ощущал давление со стороны Леба, но все же я доволен собой и своим результатом. Это фантастика!.


Себастьен Леб победил в Финляндии год назад, однако теперь он не смог поддержать темп, заданный Хирвоненом.

У нас с Микко получилась отличная борьба. Мне приходилось ехать очень рискованно, однако Хирвонен был все равно быстрее. Ну а прокол покрышки в субботу поставил крест на наших шансах на победу, - сообщил журналистам Себастьен Леб. - К тому же, потеря всего двух очков - это намного лучше, чем потеря десяти, как это было на предыдущих двух гонках.

Яри-Матти Латвала в воскресенье выиграл три спецучастка и финишировал третьим, опередив Дани Сордо на почти на 16 секунд. Я еще никогда так не боролся за третью позицию. Это было нелегко - в пятницу я испытывал серьезное давление из-за своей ошибки на Ралли Польши, а в субботу мне пришлось приложить максимум усилий, чтобы обогнать Дани Сордо, - так прокомментировал свое третье место молодой финн.


Латвала, несмотря на огромное психологическое давление и проблемы со здоровьем в субботу, сумел опередить Дани Сордо в борьбе за третье место.

Фантастический уикэнд для всех нас, - заявил после гонки руководитель команды Ford Малкольм Уилсон. - Это была лучшая гонка Микко за всю его карьеру. И мне кажется, его победа должна стать предостережением для Леба. Третье место Латвалы Уилсон назвал великолепнымвозвращениемпосле гонки в Польше. Наверное еще не один пилот не сталкивался с таким давлением, которое пришлось испытать Яри-Матти в Финляндии. Однако он справился с этим и финишировал на подиуме, - добавил Малкольм.

Оставшиеся места в очковой зоне распределили между собой Дани Сордо, Матти Рантанен, выступавший на Ford Focus WRC 2008 года за команду Munchi's, Себастье Ожье, Яри Кетомаа и Мэттью Уилсон (Stobart). Третий пилот заводской команды BP Ford Халид Аль-Кассими финишировал девятым.


Себастьен Ожье набрал в Финляндии еще три очка в свою копилку и теперь занимает в общем зачете девятое место.

После этой гонки Хирвонен упрочил свое лидерство в общем зачете - от Леба его теперь отделяют три очка. Дани Сордо по-прежнему занимает третью позицию с 44 очками, а Латвала удерживает пятое место (31 очко).

В зачете производителей Ford сократил свое отставание от Citroen до 14 очков (105 против 119 соответственно), а третье место занимает полузаводская команда Stobart.

Следующая гонка пройдет через месяц в Австралии, а всего до конца сезона остается три этапа. При этом лишь один из них пройдет на асфальте - покрытии, на котором обогнать Леба не может пока никто. Поэтому Хирвонену нужно обязательно выигрывать Ралли Австралии. И тогда, как предрекают эксперты, нас ждет великолепный финал - судьба чемпионского титула решится на осенней гонке в Великобритании.