Перекуем станки на орала

Сотрудников "АвтоВАЗа" отправят мести улицы за счет госбюджета

Утром 6 августа в Тольятти прошел митинг, организованный независимым профсоюзом Волжского автозавода "Единство". Собравшиеся ровно на один час (с 11 до 12 часов дня) перед Домом культуры и техники "АвтоВАЗа" работники предприятия протестовали против остановки производства в августе и введения сокращенной рабочей недели с сентября. По итогам акции была принята резолюция, в которой участники митинга потребовали национализировать автогигант, а также провести расследование расходования средств предприятия в последние годы.


Забастовка на одном из заводов Ford в 1941 году. Фото © Wayne State University.

Однако несмотря на громкие лозунги, само по себе это событие - не более чем еще один повод вспомнить про трудности "АвтоВАЗа": слишком уж малочисленной была эта акция протеста. По разным источникам, на нее пришли от тысячи до двух тысяч человек. Получается, что последние решения руководства предприятия об остановке конвейера и сокращению производства не беспокоят ни 100-тысячный коллектив Волжского автозавода, ни большую часть населения 700-тысячного города Тольятти, которое полностью зависит от благосостояния российского автогиганта.

А ведь на самом деле поводов для волнения у тольяттинцев сейчас больше, чем когда бы то нибыло – "АвтоВАЗ" лихорадит, причем помочь ему не могут ни богатый зарубежный партнер (Renault), ни масштабная финансовая помощью государства.

Постоим на дорожку

В начале июня Волжский автозавод успешно "освоил" 25-миллиардную ссуду (в рублях), выданную Минфином по поручению премьер-министра Владимира Путина. А спустя всего три недели руководство предприятия заявило о беспрецедентном сокращении графика работы на предприятии с 1 сентября и как минимум до конца февраля 2010 года - из-за затоваривания складов готовой продукции.


Проходная "АвтоВАЗ". Фото Ленты.Ру.

Спустя еще три недели руководство завода официально объявило о полной остановке конвейера на весь август. Причина та же - затоваривание складов и низкий спрос на новые автомобили в России. По оценкам экспертов, сейчас у "АвтоВАЗа" скопилось 90 тысяч нераспроданных машин. Однако избавиться от такой "жировой" прослойки всего за один месяц заводу не под силу - ежемесячные продажи "Лад" сейчас находятся на уровне 30-35 тысяч машин.

"Фавориту" разонравился "АвтоВАЗ"


В начале июля компания "Фаворит-Моторс" - один из крупнейших дилеров "АвтоВАЗа", занимающий от 6 до 10 процентов столичного рынка продаж отечественных машин, - заявила о решении отказаться от продажи автомобилей Волжского автозавода.

Причиной этого решения стала нерентабельность реализации тольяттинской продукции в условиях кризиса. В опубликованном газетой "Коммерсант" письме президента группы "Фаворит-Моторс" Владимира Попова, направленного в адрес вице-президента по продажам и маркетингу "АвтоВАЗа" Алексея Криворучко, говорится, что Волжский автозавод не выплачивает возмещение за сервисный ремонт, не производит автомобили под заказ, не имеет единой стоимости нормо-часа для сервисного обслуживания и плохо организовал реализацию запчастей.

Зато от остановки конвейера непременно пострадают смежники "АвтоВАЗа". По словам Дмитрия Румянцева, генерального директора группы компаний "СОК", которая является крупнейшим поставщиком комплектующих на "АвтоВАЗ", месячный простой Волжского автозавода может привести к банкротству нескольких производителей запчастей (об этом Румянцев рассказал в интервью) газете "Коммерсант". А это значит, что тысячи человек в разных регионах России останутся без работы.

В результате всех этих сокращений и приостановок производства в 2009 году Волжский автозавод, по расчетам его маркетологов, выпустит 332 тысячи автомобилей - почти в 2,5 раза меньше, чем было собрано в прошлом году. Размеры финансовых потерь "АвтоВАЗа", которые ждут завод в результате столь резкого падения объемов производства и продаж, сложно предсказать даже экспертам. Ведь в прошлом, относительно успешном году чистый убыток предприятия составил 25,9 миллиарда рублей при производственной программе в 800 тысяч машин.

Без боя не продаются

При этом "вазовскому" менеджменту не приходится рассчитывать и на существенный рост продаж осенью этого года – объемы реализации автомобилей "АвтоВАЗа" пока продолжают падать с той же скоростью, что и весь российский авторынок. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), за первые шесть месяцев 2009 года продажи легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта в России упали на 49 процентов, а показатели Волжского автозавода - на 44 процента.

К тому же, "АвтоВАЗ" стремительно теряет независимую дилерскую сеть. Только в Москве с начала этого года автомобилями из Тольятти перестали торговать четыре крупных дилера, которые, по данным газеты "Коммерсант", обеспечивали около 45 процентов продаж в столице.

Не спешите "ВАЗ" хоронить

Прогнозируемые убытки, банкротство поставщиков и разорение дилеров - по мнению многих экспертов, все эти предпосылки в итоге могут привести к скорой кончине "АвтоВАЗа". К примеру, еще в середине июня в эфире Первого канала глава Сбербанка Герман Греф заявил, что "АвтоВАЗ" в его нынешнем виде "не имеет будущего". Эту точку зрения поддерживают и независимые специалисты - в выдержке из аудиторского заключения Ernst&Young к отчетности "АвтоВАЗа" за 2008 год, опубликованной "Коммерсантом", говорится, что полученные аналитиками данные "свидетельствуют о существенной неопределенности относительно способности" крупнейшего в России автозавода "продолжать свою деятельность в обозримом будущем".

Я бы в дворники пошел


Из-за сокращения рабочей недели, которое на Волжском автозаводе вступает в силу с 1 сентября 2009 года и продлится до 28 февраля 2010 года, средняя зарплата большинства работников снизится до 7000 рублей. Доходы еще почти двух тысяч человек упадут ниже минимального размера оплаты труда (4330 рублей).

Однако федеральное правительство решило поддержать рабочих "АвтоВАЗа", выделив им на пятимесячный период простоя финансовую помощь в размере 749 миллионов рублей. Еще 39 миллионов даст региональное правительство.

Эти деньги планируется использовать для оплаты так называемых "общественных работ", которыми будут заниматься 22 тысячи работников завода, сильнее всего пострадавших от сокращения рабочей недели. Грубо говоря, власти Тольятти возьмут на работу сроком на пять месяцев 22 тысячи дворников. Стоит отметить, что во многомиллионной Москве в департаменте ЖКХ работает около 40 тысяч человек.

Если же разделить 788 миллионов рублей совокупной финансовой помощи на пять месяцев и на 22 тысячи работников, то окажется, что ежемесячная прибавка к урезанной зарплате составит около семи тысяч рублей.

По результатам 2008 года, средняя зарплата на "АвтоВАЗе" составляла более 18000 рублей.

Но работников завода, которых отправили в вынужденный отпуск в начале августа, судьба своего предприятия и единственного крупного работодателя в городе, похоже, не очень беспокоит. Ибо в большинстве своем митинговать и бастовать они пока не готовы. А те, кто решились выразить свое недовольство, толком не знают, чего потребовать у государства. В результате, возникают "петиции", в которых предлагается национализировать предприятие, которое и так фактически находится под управлением государства, или "вернуть старое руководство", при котором завод контролировался мафиозными структурами.

Наверное, в Тольятти просто никто не может поверить в реальность банкротства Волжского автозавода. Его уже столько раз "хоронили", а руководство по-прежнему находит возможность устраивать 100 тысячам человек "вынужденные" каникулы с сохранением двух третей оклада.

К тому же государство всячески поддерживает веру местного населения в то, что "АвтоВАЗ" вечен и ничего плохого с ним случиться не может – Минфин всегда придет на помощь.

Хороший пример - достигнутая на днях договоренность между руководством Волжского автозавода и областным правительством об организации оплачиваемых из бюджета общественных работ для 22 тысяч (!) сотрудников предприятия, которые сильнее всего пострадают от перехода на укороченную рабочую неделю. Всего на эти цели из федерального бюджета выделено 749 миллионов, а из регионального – 39 миллионов рублей.

Корейский синдром

Но не стоит забывать, что по опубликованным газетой "Ведомости" данным Минсоцразвития, кроме работников "АвтоВАЗа" в России из-за простоя предприятий недополучают зарплату еще более 1,6 миллиона граждан. И не исключен вариант, что им тоже захочется перейти на содержание государства, выполняя взамен "общественные работы" в родном городе. А с такой нагрузкой экономика России вряд ли справится.

Да и вариант, что у государства уже в ближайшее время кончатся деньги на поддержку тольяттинского автогиганта, тоже нельзя исключать. Но "пикалевский" вариант спасения предприятия в этом случае уже не сработает – на то, чтобы решить проблемы "АвтоВАЗа", потребуется гораздо больше денег.


Полицейский штурм корейского завода SsangYoung, на котором забаррикадировались работники, протестующие против увольнения с предприятия двух тысяч человек. Фото (c) AFP.

И тогда никто не сможет гарантировать, что рабочие "АвтоВАЗа" не начнут отстаивать свои места у конвейера с паяльными лампами в руках – как это сделали их корейские коллеги из обанкротившейся компании SsangYoung, протестуя против увольнений. Но это будет уже совсем другая история.