Кующие победы

Интервью со старшим механиком раллийного пилота Микко Хирвонена

Благодарности в адрес своей команды и своих механиков, произносимые победителями раллийных гонок или гонок "Формулы-1" после финиша – отнюдь не пустые слова. Пилоты как никто другой понимают всю важность выполняемой ими работы, и ценят этих людей, которых не показывают по телевизору, и которых не знают по именам даже самые преданные болельщики.

Гоночные механики: кто они? Как их находят боссы раллийных команд, чем они увлекаются и как проводят свое свободное время. Эти и другие вопросы мы задали Кейту Скалли Адларду, курирующему группу механиков Микко Хирвонена, сразу после субботнего дневного сервиса на Ралли Финляндии.

Агент "Скалли"



Кейт "Скалли" Адлард начал свою карьеру в 16 лет, устроившись на работу в команду RED Motorsport. Через два с половиной года он стал механиком пилота-частника Пете Литтлера, который с его помощью выиграл раллийный чемпионат Великобритании (BTRDA).

В команде M-Sport "Скалли" работает уже 11 лет. Сначала он был простым механиком, занимавшимся постройкой и обслуживанием автомобилей для чемпионата мира, а с 2002 года стал ответственным за постройку двигателей. С Микко Хирвоненом он начал работать в 2003 году на посту старшего механика. Позже, в 2004 и 2005 году, он занимался машинами Франсуа Дюваля и Тони Гарденмайстера, но с 2006 года его сотрудничество с Микко возобновилось и не прекращается по сей день.

У Латвалы свой старший механик - Норманн Смит, который за свою карьеру успел поработать с Маркко Мартином, Романом Крестой и Маркусом Гронхольмом.

Добрый день Кейт! Давайте начнем с самого банального вопроса: сколько всего механиков трудится в команде Форд?

Всего на обслуживании команды задействовано 120 человек, но эта цифра включает в себя и механиков команд Stobart и Munchi's.

У нас, в Форде, восемь механиков на две заводские машины - по четыре человека. Но если у нас складывается сложная ситуация, то все восемь человек могут обслуживать один автомобиль.

У каждого из них есть повязка на рукаве, которая показывает, чью машину обслуживает тот или иной механик. Это нужно для того, чтобы стюарды могли контролировать количество человек, находящихся около машины одновременно. К тому же, повязки можно передавать другим специалистам: если, например, возникла проблема с электрикой, то мы можем заменить одного из обычных механиков на соответствующего специалиста.

Могут ли механики Форда в какой-то ситуации помочь командам Stobart и Munich's?

Нет, мои механики не могут помогать этим командам. Зато если у нас будет напряженка, то я могу попросить Микко или Яри-Матти не прохолаживаться, а помочь механикам в обслуживании их машин.

И часто такое случается?

В этом году пока ни разу. А вообще бывало. Сейчас оба пилота стараются обращаться с машинами аккуратно. К тому же, у нас очень хорошие механики, поэтому Хирвонен и Латвала пока могут отдыхать.

А какими навыками ремонта или обслуживания автомобилей обладают пилоты и их штурманы? С какими проблемами они в состоянии справиться самостоятельно?

Микко может починить вообще все - он сам механик по образованию и по специальности. Поэтому когда что-то случается во время гонки, то между спецучастками он может устранить многие неисправности самостоятельно - иногда с нашими инструкциями по радио, а иногда он начинает ремонтировать машину, не дожидаясь наших советов. Уж он точно знает, что и как делать…


Кейт Скалли Адлард работает с машинами Микко Хирвонена с 2003 года.

Были ли какие-то серьезные поломки на Ралли Финляндии или вы обходились просто сервисом?

В этом году гонка в Финляндии проходила в довольно в расслабленном темпе. И мы занимались лишь регламентными работами - меняли все, что положено на том или ином сервисе. В субботу в обед, например, мы заменили пружины, потому что следующие допы были очень жесткими и гонщикам потребовались другие настройки подвески.

Что именно входит в регламентные работы?

О… У меня тут целая книжечка есть - можно заглянуть. Во время вечернего сервиса мы меняем подвеску в сборе, проводим диагностику коробки передач, проверяем все жидкости и, в случае необходимости, доливаем или меняем. Плюс, еще мы проводим стандартную проверку всех электронных систем, подключая к системной шине автомобиля компьютер через специальный разъем. Вы, я думаю, видели - это занимает пару минут.

Во время дневного сервиса мы снимаем подвеску: иногда просто проводим ревизию и ставим обратно, а иногда - устанавливаем новый комплект. Особенно, если гонка проходит на грунте - там скапливается грязь и тогда амортизаторы приходится чистить. Одновременно мы проверяем затяжку всех болтов и соединений.

Сколько комплектов подвески предусмотрено на каждую заводскую машину?

На весь гоночный уикэнд у нас есть по три комплекта подвески на каждую машину. Но каждый вечер мы проводим переборку и обслуживание свободных комплектов.

Какие еще запчасти вы берете на каждую гонку? И приходится ли брать какие-то особые наборы деталей на то или иное ралли? Например, на убойные допы Греции…

Перед каждым ралли нам инженеры выдают перечень того, что мы должны взять с собой на гонку. И дальше мы просто загружаем трейлеры по этим спискам.

То есть, что именно брать - решают инженеры?

Да. Но список может поменяться в зависимости от результатов тестов, которые мы иногда проводим перед гонками.


Рассматривая новые царапины и вмятины на защите днища машины, Кейт может сделать выводы о том, какие скрытые повреждения получил (или не получил) автомобиль. После осмотра этот фигурный лист алюминия унесут в ремонтную зону, а на его место поставят свежий.

Какие поломки нельзя устранить за время сервиса или даже за ночь - чтобы вернуться в гонку по системе Супер Ралли?

Самое неприятное - поломка двигателя или повреждение каркаса безопасности. Менять мотор мы не можем, а с поврежденной клеткой пилоты выступать не имеют права. С коробкой передач проще - у нас на каждую гонку есть две опломбированные КПП, которые мы можем использовать.

А сцепление можно менять?

Сцепление меняется, как только у пилота возникнут к нему какие-то претензии. Это бывает довольно часто, а сама процедура замены занимает 30 секунд.

30 секунд? Сколько же тогда уходит времени на замену других деталей? И существуют ли у вас внутренние нормы замены узлов во время сервиса?

Да, 30 секунд. Жестко установленных временных рамок у нас в команде нет. Но, к примеру, коробку передач мы меняем за 20 минут, замена амортизатора длится от 5 до 10 минут. Я во время сервиса слежу за общим ходом работ и решаю - что еще мы будем делать, а что - уже точно не успеем.


За работой механиков в сервисный парк ралли приходят посмотреть сотни болельщиков. Особенно в Финляндии, на домашней гонке Микко Хирвонена и Яри-Матти Латвалы.

Давайте вернемся к механикам… Где вы их находите? Как происходит процесс отбора и какие требования предъявляются к кандидатам?

Команда механиков, обслуживающая все три команды (Ford, Stobart, Munchi's), интернациональная. Есть ребята из Португалии, Норвегии, Англии. Все они проходят большое количество тестов перед приемом на работу. Большинство испытаний связаны со знанием их профессии, с их техническими навыками. А затем каждый претендент проходит еще и некоторый испытательный период, когда мы смотрим, как быстро и насколько хорошо он вживается в наш коллектив. Потому что для нас очень важны коммуникативные качества механиков - это помогает им работать слаженно.

Но ведь бывает и так, что механики переходят из команды в команду… Как в этом случае вы охраняете свои секреты?

Случается и такое… Но при поступлении на работу наши механики подписывают очень строгие контракты, в которых оговариваются все вопросы секретности. Кроме того, по нашим правилам, заявку на увольнение нужно подавать за три месяца до даты планируемого ухода, а после этого сотрудник подписывает специальный документ о соблюдении секретности.


После каждого сервиса полы ремзоны, застеленные толстым винилом, отмываются до идеальной чистоты.

Чем ваши механики занимаются между гонками? Отдыхают? Или у них есть специальные тренировки, чтобы навыки не терять?

В отпуск они в это время не уходят - им есть чем заняться между ралли. Механики участвуют в подготовке автомобилей к следующим гонкам и к тестам.

То есть, на базе M-Sport машины к гонкам готовят те же люди, которые затем обслуживают их по ходу гоночного уикэнда?

Именно. Это очень важно - постоянно работать с машиной, потому что между гонками вносится множество мелких изменений в конструкцию. Так что, если хочешь быть хорошим механиком, то расслабляться некогда.


В четверг, перед стартом гонки, механики расслаблены и одеты в парадное. Через несколько часов - после завершения первых вечерних допов - они переоденутся в комбинезоны и приступят к своей работе.

Бывает ли у вас общий отпуск - когда вся команда уходит на каникулы?

Что касается механиков, то у них индивидуальное расписание отпусков. Но их не отпустят на отдых перед или во время ралли, или когда у команды аврал со строительством новых машин - ведь наши механики участвуют и в сборке новых автомобилей для наших и клиентских машин.

Устраиваете в конце гоночного дня общее собрание с разбором полетов?

После каждого сервиса встречаются гоночные инженеры и часть механиков - на таких встречах обсуждаются неисправности, с которыми они столкнулись, и вопросы починки машин. На такие встречи мы приглашаем еще и механиков из Stobart, потому что иногда у них возникают неожиданные проблемы с автомобилями, о которых надо бы знать и нам.

Механики часто вносят рацпредложения - предлагают что-то улучшить или изменить в конструкции автомобиля?

Да. Все, кто имеет дело с технической начинкой автомобиля, всегда могут высказать свое предложение. Ведь механикам сразу видно, что происходит с машиной или ее узлами по ходу гонки - ведь они, а не гоночные инженеры лежат под автомобилями. Так что всех, кто хочет высказаться или что-то предложить - мы их всегда выслушиваем.


Во время сервиса старший механик лично контролирует все работы, которые ведутся с машиной. Встать на колени и заглянуть под автомобиль для человека, который всю свою жизнь сам крутил гайки, - это не проблема.

Ваши механики сами увлекаются ралли? Или это просто их работа - обслуживать гоночные автомобили?

Среди них действительно много фанатов автоспорта и некоторых из них есть свои раллийные машины, на которых они выступают на любительском уровне. Но, к сожалению, у них очень плотный график, чтобы заниматься гонками всерьез.

Существует ли программа поощрения механиков?

Хаха! Нет, наша общая мотивация - победа пилотов и команды.

Сколько получают ваши механики?

К сожалению, мы не можем обсуждать этот вопрос, сами понимаете…

Ну тогда последний вопрос - можете вспомнить пример профессионального героизма механиков?

Сходу как-то непросто… Вот, например, в 1999 году на Ралли Сафари, когда на машине Колина МакРея шток амортизатора пробил капот и были проблемы с коробкой передач. Тогда все без исключения механики трудились только над тем, чтобы вернуть его машину в ралли - ведь на тот момент он лидировал. Кстати, он выиграл ту гонку.

P.S. На следующий день Микко Хирвонен выиграл Ралли Финляндии. Впервые в своей карьере.