CitroenC4

Citroen C4: По стопам Сусанина

Длительный тест Citroen C4: третья неделя

Рассказывая о нашем летнем путешествии в Черногорию на хэтчбеке Citroen C4, стоит упомянуть и о дорогах, по которым мы проехали почти 6700 километров. Автомобильные путешественники знают, как много зависит от правильного выбора трассы. Причем значение имеет и ее качество, и загруженность, и скоростные ограничения, и собирательный психологический портрет работающих на ней гаишников.

На пути в Черногорию C4 пришлось пережить многое,
включая встречу с кирпично-красным белорусским зубром

Правда, понимая всю важность задачи, которая стояла перед нами, мы все же решили не тратить много сил и средств на подготовку маршрута с тем, чтобы наше путешествие, при желании, смогли повторить как можно больше читателей.

Итак, во-первых, мы сразу решили отказаться от спутникового навигатора. Конечно, этот гаджет сильно облегчил бы перемещение по дорогам в выбранном нами направлении, но в России процент автомобилистов, которые уже успели обзавестись GPS-приемниками невелик (по данным комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности в России пока используется от 1,3 до 2 миллионов таких устройств).


Во всех европейских странах, которые мы посетили во время нашего путешествия, дороги оборудованы достаточным количеством удобных, хорошо читаемых, дорожных указателей, благодаря которым весь наш маршрут можно было бы проехать вообще без карт. Достаточно было бы знать названия крупных населенных пунктов на нашем пути.

Кроме того, лично я не являюсь особым поклонником автомобильной навигации. Мне кажется, что в сочетании с системами пассивной безопасности, вроде ESP и отслеживающих дистанцию лазерных датчиков, которых в современных автомобилях становится все больше, спутниковый проводник еще сильнее ускоряет эволюцию водителя-путешественника в биоорганическую прокладку между рулем и сиденьем.

Правовая база


Как известно, в чужой монастырь со своим уставом лучше не приезжать. Поэтому перед заграничной поездкой стоит хотя бы в общих чертах ознакомиться с особенностями правил дорожного движения в той стране, которую собираешься посетить.

Конечно, навести справки о всех ПДД и КоАПах, действующих на нашем пути, мы не успели. Но кое-какую интересную и поучительную информацию мы все-таки раздобыли.

Например, здесь можно прочитать официальную информацию на русском языке о ПДД и штрафах, действующих в Польше. Среди российских водителей существует мнение, что за границей за рулем "чуть-чуть" можно. Так вот, в Польше, если немного переборщить с "чуть-чуть", можно оказаться за решеткой на два года.

А здесь есть информация (правда, на немецком языке) о штрафах, действующих в Австрии. С помощью словаря можно узнать, что по австрийским законам в городе и на трассе штрафуют по разным тарифам, и о том, что проезд на красный свет светофора, который горит больше одной секунды, здесь стоит 200 евро.

Конечно, отговаривать от покупки навигатора перед дальней поездкой (тем более по незнакомым странам) я не буду, но у нас получилось обойтись без него. Хватило несколько бумажных карт-шестикилометровок и распечаток Google Maps Directions, с маршрутами, проложенными по крупным городам, в которые мы хотели заехать.

Кстати, этим "гугловским" сервисом оказалось очень удобно пользоваться. Кроме подробного прописанного маршрута с указанием километража для каждой промежуточной точки, Google Maps довольно точно рассчитывает время движения по Европе с учетом действующих на дорогах скоростных лимитов.

Что касается самих дорог, то они оказались на маршруте очень разные. Самое хорошее впечатление произвели австрийские и хорватские платные автомагистрали, а также, как это ни странно, 600-километровый белорусский участок M1. Сложнее всего оказался двухполосный серпантин, длиной в 400 километров, по которому мы ехали от побережья Черногории до Белграда.

В Словакии и Хорватии быстрее всего передвигаться по платным автомагистралям, где разрешено ездить со скоростью 130 километров в час, но в этих странах мы специально проехали несколько сотен километров по обычным дорогам, чтобы выяснить, насколько удобно пользоваться бесплатными объездами.

Оказалось, что благодаря хорошему асфальту и новой разметке это вполне достойная альтернатива "платникам". Но такой вариант подходит только тем путешественникам, кто никуда не спешит: в Словакии на бесплатном участке из-за многочисленных населенных пунктов средняя скорость движения у нас упала до 45 километров в час, а в Хорватии из-за большого количества автотуристов мы стояли в пробках на идущем по побережью серпантину.

В общем, наш тестовый С4 в этом путешествии серьезным потрясениям не подвергался. Правда, плохие дороги все-таки были. Например, улицы в небольших польских и словацких деревнях. Здесь "француз" демонстрировал свою нелюбовь к дорожным неровностям, громко и невпопад "бухая" колесами на ухабах и колдобинах, от чего создавалось ощущение, что где-то там под "брюхом" подвеска живет своей жизнью. Кроме того, на "стиральной доске" проявилась неприятная вибрация, которую передают на кузов неподрессоренные массы.

Зато на ровных, но извилистых, горных серпантинах наш "Ситроен" вел себя предсказуемо. То есть как настоящий европейский хэтчбек гольф-класса – несильно кренился в поворотах, циркулем чертил траекторию, проезжая шпильки, и на подъемах даже в автоматическом режиме коробки бульдожьей хваткой держал вторую передачу, чтобы обеспечить двигателю запас мощности для обгона.

Кстати, пожилой "автомат" хэтчбека тоже оставил противоречивое впечатление. С одной стороны, из-за него на автобане в салон регулярно прорывался вой раскрученного почти до красной зоны мотора. С другой – мне понравилось, как коробка азартно перебирает передачи в спортивном режиме. Да и средний расход топлива несмотря на "олдскульные" четыре передачи оказался небольшим.


За все путешествие у нас было всего две задержки, связанные с пересечением границы. Около двух часов пришлось потратить на пограничный переход между Белоруссией и Польшей в Бресте по дороге туда, и три часа по дороге обратно. Кроме того, мы попали в двухчасовую пробку на границе Сербии и Венгрии.

А про гаишников, я, к сожалению (или к счастью), почти ничего рассказать не могу, потому что всю дорогу старался соблюдать требования разметки и дорожных знаков. В результате, по бортовому компьютеру нашего тестового С4 средняя скорость на всем маршруте оказалась равна 68 километрам в час. Не много, но мы никуда и не спешили – ведь в путешествии конечная точка имеет гораздо меньше значения, чем сам процесс.

Продолжение следует...

Эксплуатация:

Пробег с начала теста - 7002 км
Общий пробег автомобиля - 19835 км
Расход топлива - 7,6 л/100 км

Есть что сказать - пишите!

Платные дороги

По пути в Черногорию и обратно платные дороги не встретились нам только в трех странах - России, Польше и Боснии и Герцеговине.

В Белоруссии, Италии, Хорватии, Черногории и Сербии на "платниках" стоят специальные контрольно-пропускные пункты, где и происходит оплата. Дешевле всего в таком режиме оказалось проехать по Белоруссии - за 610 километров трассы М1 пришлось заплатить всего 88 рублей. Дороже всего в Хорватии. Причем на хорватских платниках разные участки дороги стоят по-разному. Зато все эти расходы можно заранее рассчитать с помощью специального калькулятора.

В Словакии, Словении, Австрии и Венгрии для проезда по платным дорогам необходимо покупать виньетки - специальные наклейки на лобовое стекло (на фотографии австрийская виньетка). В Австрии, заплатив около 7,7 евро, можно ездить по всем платным дорогам страны 10 дней, в Словакии недельная виньетка обойдется в 4,9 евро, в Словении - 15 евро, в Венгрии четырехдневная стоит 1530 форинтов (около шести евро).

Кстати, в этих странах узнать, что вы находитесь на платной автодороге, без посторонней помощи сложно (например, в Австрии платными являются все автобаны, в обозначении которых есть буква A и SS). Поэтому, о том где они начинаются, и где заканчиваются лучше узнать заранее, либо на стадии планирования путешествия, либо на границе. Кстати, сервис Google Maps знал обо всех "платниках" на нашем пути.