Поворот к Сбербанку

Opel станет российским на 27,5 процента

В четверг совет директоров General Motors принял решение о продаже 55 процентов акций Opel Сбербанку и производителю комплектующих и запчастей - канадской компании Magna International. Еще 10 процентов отойдут профсоюзу немецкого автопроизводителя, и 35 процентов останутся во владении GM. Таков краткий итог переговоров между GM, потенциальными покупателями, правительством Германии и профсоюзом Opel, которые длились почти четыре месяца.

Сколько заплатят Magna и Сбербанк?

Компании Magna и Сбербанку покупка "Опеля" обойдется в 500 миллионов евро, причем эти расходы обе стороны поделят поровну. Как сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на представителя GM Europe Карен Киршнер, альянс сразу вложит в акции Opel 450 миллионов евро, и еще 50 миллионов предоставит в виде облигационного займа, который затем будет конвертирован в ценные бумаги немецкого автопроизводителя.

Однако по данным знакомого с условиями сделки источника газеты "Коммерсант", схема платежей будет иной. Наличными планируется выплатить всего 350 миллионов евро, а в виде конвертируемого в акции займа будут внесены оставшиеся 150 миллионов евро.

Также "Коммерсанту" стало известно, что кроме половины взноса за сделку по покупке Opel Сбербанк предоставит автопроизводителю дополнительный кредит на 100 миллионов евро. Правительство Германии, со своей стороны, обеспечит 4,5 миллиарда евро госгарантий по кредитам компании, на заводах которой работает около 25 тысяч немецких граждан.

На этих условиях, если верить российским СМИ, закончился очередной этап многомесячной эпопеи, в ходе которой кроме победившего российско-канадского альянса за право обладанием автопроизводителем из Рюссельхайма боролись итальянский концерн FIAT, китайская компания BAIC и бельгийская инвестиционная фирма RHJ.

Точка или многоточие?

Что такое Opel


Всего Opel принадлежит девять заводов, на которых занято 49 тысяч человек. В Германии у компании четыре завода, на которых работают около 25 тысяч человек – в городах Рюссельсхайм, Бохум, Кайзерлаутерн и Айзенах.

В Рюссельсхайеме находится штаб-квартира и исследовательский центр, в Кайзелаутерне собирают двигатели, в Бохуме – модели Astra и Zafira, а в Айзенахе – хэтчбеки Corsa.

На двух британских заводах – в Лутоне и Эллесмер-порт – работают 5,5 тысячи человек, которые собирают автомобили под маркой Vauxhall. Бельгийский завод в Антверпене с двухтысячным персоналом выпускает "Астры".

В польском Гливице собирают "Зафиры" и "Астры". Численность персонала - 2,5 тысячи человек. На предприятии в испанской Сарагосе работают шесть тысяч человек, которые выпускают модели Corsa, Meriva и Combo.

Однако сама сделка по продаже марки Opel, по сути, еще не завершена. Во-первых, ее должен официально утвердить профсоюз Opel. Правда, здесь проблем возникнуть не должно, так как его представители уже не раз заявляли о поддержке сделки именно с "Магной" и Сбербанком.

Во-вторых, договаривающимся сторонам предстоит подготовить все бумаги, необходимые для передачи собственности на акции. И хотя вице-президент GM Europe Джон Смит оптимистично утверждает, что на это потребуется всего две-три недели, здесь - на стадии завершения всех формальностей - вполне может возникнуть очередная задержка.

Так что прежде чем праздновать окончание продажи, стоит дождаться, когда под соответствующими документами будет поставлена последняя подпись. Тем более, что переговоры из-за диаметрально противоположенных интересов договаривающихся сторон были очень сложными.

Дело в том, что кроме девяти заводов Opel в Европе, доли в СП "GM-АвтоВАЗ" и завода GM в Шушарах, на котором производятся Chevrolet Captiva, Opel Antara и Chevrolet Cruze, на карте стоят еще и ноу-хау немецкого автопроизводителя, которые нужны как российской, так и американской стороне.

Для "возрожденного" GM, который после банкротства делает ставку на экономичные автомобили, технологии исследовательского центра Opel в Рюссельсхайме необходимы как воздух, так как именно здесь велась основная работа над всеми компактными и субкомпактными платформами концерна. И именно на них построены многие модели, продающиеся под брендом Chevrolet.

Для российской стороны интеллектуальная собственность Opel вообще представляет главную ценность. Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин поддержали покупку "Опеля" в первую очередь из-за того, что такой "актив" поможет развитию отечественного автопрома, который оказался неконкурентоспособным без современных технологий.

Интеллектуальные войны

Полной картины, каким образом при таких противоречивых интересах стороны достигли компромисса, пока нет. Но зато известно, что у консорциума "Magna-Сбербанк" так и не получилось стать обладателем всех прав на интеллектуальную собственность и технологии Opel.


Opel Astra находится на 11-м месте среди самых популярных автомобилей в России по итогам продаж за первые восемь месяцев 2009 года.

Во-первых, General Motors в ходе переговоров добился того, чтобы оставить себе все права на уже имеющиеся разработки Opel. В результате, новые владельцы смогут распоряжаться только новыми технологиями, а за старые им придется платить лицензионные отчисления.

По данным газеты "Коммерсант", размеры этих отчислений составят от 3,25 до 5 процентов от выручки при продаже автомобилей. Окончательный размер роялти будет согласовываться с отвечающим за патенты GM подразделением Global Technology Operations.

Во-вторых, даже после продажи контрольного пакета акций General Motors сохранит серьезное влияние на Opel. Источник газеты "Коммерсант" утверждает, что Magna и Сбербанк будут обязаны согласовывать производственную программу Opel c неким органом Joint Product Board, в состав которого войдут как представители Magna, так и менеджеры GM.

Еще одна уступка - ограничение по производству ряда моделей Opel на территории России. Как сообщает информационное агентство Forbes, руководство GM постарается внести этот пункт в окончательный вариант договора перед продажей акций. Правда, о каких моделях может идти речь - пока не сообщается.

Кому выгодна сделка?

В первую очередь, от выгоду от продажи Opel получило правительство Германии, решив накануне выборов в Бундестаг проблему с занятостью 25-тысячной армии работников четырех немецких заводов компании.

Кстати, именно обещание канадско-российского консорциума уволить всего три тысячи сотрудников на заводах Opel в Германии обеспечило ему поддержку со стороны немецких чиновников. Например, бельгийцы из RHJ не скрывали, что в случае покупки марки Opel его персонал будет серьезно сокращен с целью уменьшения издержек. А если бы GM вообще передумал продавать Opel и обанкротил эту компанию, то на улице могли оказаться все 25 тысяч сотрудников немецких заводов.

Для GM эту сделку выгодной назвать нельзя – американский концерн теряет основной плацдарм в Европе, которым он владеет с 1929 года. Но зато теперь компании не придется отдавать 1,5 миллиарда евро, полученных от правительства Германии весной в качестве кредита для Opel.

Сам Opel, в принципе, от этой сделки только выиграет. Благодаря участию в консорциуме российской стороны, для автоприозводителя из Рюссельсхайма заново и на более выгодных условиях откроется автомобильный рынок России. Руководство "ГАЗа", к примеру, готово хоть сейчас перенастроить конвейер "Сайбера" на сборку автомобилей Opel, а это автоматически освободит немецкие машины от драконовских таможенных пошлин.

А вот для России выгода от грядущего приобретения Сбербанка уже не так уж очевидна. Из-за жестких ограничений по использованию интеллектуальной собственности, которые руководство GM смогло отстоять на переговорах с канадско-российским консорциумом, сделка потеряла часть своей привлекательности.

Без новых технологий мы, фактически, получим всего лишь еще одно сборочное производство на территории нашей страны, а также обязательства по поддержке убыточного иностранного автопроизводителя. Причем очень крупного. Как будто нам своих мало.