У японцев под носом

Sollers переносит производство автомобилей на Дальний Восток

В пятницу, 11 сентября, генеральный директор компании Sollers Вадим Швецов объявил о полном переносе производства внедорожников SsangYong из Набережных Челнов во Владивосток. Там компания освоит новую производственную площадку. И благодаря этому, в регионе, впервые за его историю появится полноценное автомобильное производство.

По планам руководства Sollers, новый автомобильный завод, созданный на базе крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия "Дальзавод", заработает уже в конце 2009 года - после перевозки и монтажа оборудования. Выпускать этот завод будет столько же автомобилей, сколько сейчас производится в Набережных Челнах - это около 10 тысяч лицензионных Rexton II и Kyron в год. А в будущем, как рассказала "Ленте.Ру" PR-директор Sollers Зоя Каика, во Владивостоке может быть организовано производство кроссовера C200, который в 2010 году будет запущен в Корее.


SsangYong Rexton II

На первом этапе производство во Владивостоке будет, как и на заводе в Набережных Челнах, включать сварку, покраску и сборку автомобилей. А потом в Sollers планируют создать на дальневосточной площадке еще и цех штамповки кузовных деталей, а также - локализовать производство некоторых комплектующих. По сути, во Владивостоке появится "технопарк" аналогичный тем, что под Калугой строит Volkswagen и PSA Peugeot Citroen.

Сейчас, как известно, кризис. Но несмотря на это компания Sollers смогла получить деньги на реализацию своих маштабных проектов – в августе "Внешэкономбанк" дал бывшему подразделению "Северстали" кредит в размере пяти миллиардов рублей - специально под дальневосточный проект. Вместе с банком промышленники решили, что 1,8 миллиарда рублей из этих денег будут потрачены на организацию сборочного производства, а еще 3,2 миллиарда – на создание штамповочного цеха и локализацию компонентов.

Экономия на шпалах?

Формальной (официальной) причиной "переезда" завода из Татарстана на Дальний Восток является желание руководства Sollers... снизить конечную стоимость автомобилей. Это, согласно заявлениям компании, произойдет за счет упрощения логистики: сейчас сборочные комплекты попадают в Россию морем через порты Дальнего Востока, а затем едут до Набережных Челнов по железной дороге. Отказавшись от железнодорожного транспорта и особой (дорогой) упаковки, которая необходима для перевозки машинокомплектов по Транссибу, компания сможет снизить конечную стоимость автомобилей как минимум на пять процентов. По-крайней мере так заявил в понедельник газете "Ведомости" гендиректор Sollers Вадим Швецов.


SsangYong Kyron

Между тем, точку зрения Швецова разделяют далеко не все. Например эксперт ФК "Уралсиб" Анна Куприянова считает выгоду от переноса производства сомнительной. Ведь на Дальнем Востоке "Соллерс" планирует продавать всего 1,5 – 2 тысячи внедорожников, а остальные автомобили - отправлять все той же железной дорогой в Сибирь и в европейскую часть России. Дорогая упаковка для готовых машин, конечно, не потребуется. Но, с другой стороны, и места в вагонах они занимают намного больше, чем комплектующие.

В связи с этим гораздо правдоподобнее выглядит версия о том, что конвейер меняет прописку не по "собственной" воле, а по "госзаказу". Не секрет, что чиновникам сейчас нужно хоть чем-то заполнить автомобильный вакуум на Дальнем Востоке, возникший из-за повышения таможенных пошлин минувшей зимой. Они заметно сократили поток японских подержанных иномарок: фактически, единственных автомобилей, которые покупали жители Приморья и близлежащих регионов.

Война с "японками"

Понятно, что праворульный секонд-хэнд "ограничили" (читай - запретили) не просто так: он всегда представлял опасность для российского автопрома, так как напрямую конкурировал с его продукцией. И конкуренцию составлял неслабую: в 2008 году на наш рынок было поставлено около 300 тысяч подержаных "японок", в то время как "АвтоВАЗ" за тот же период продал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей. И это, что важно, были автомобили, занимающие одну и ту же ценовую нишу.

К протекционистским мерам власти перешли осенью, когда стало понятно, что российской экономике не избежать последствий мирового финансового кризиса, и чуть ли не в первую очередь он ударит по локальным автопроизводителям. В связи с этим и началась кампания по вытеснению с рынка подержанных японских иномарок.

Сначала, в октябре, были введены в действие пошлины на ввоз автомобильных кузовов в размере 5 тысяч евро (точнее - "15 процентов от стоимости, но не менее 5 тысяч евро"). Таким образом чиновники решили разделаться с "серыми" схемами ввоза иномарок в Россию (так называемыми "конструкторами", когда кузов ввозился отдельно от двигателя, а потом, уже в России, целая машина собиралась под готовые документы).

Затем, 12 января 2009 года, в силу вступило постановление правительства РФ, которое значительно ужесточило пошлины: в страну стало бессмысленно ввозить машины старше пяти лет (ранее "запретительные" пошлины действовали на автомобили старше семи лет). Благодаря этому постановлению ставки таможенных платежей выросли на 20-170 процентов. К примеру, за самую популярную на российском рынке "праворульку" - семилетнюю "Короллу" - перегонщикам приходилось платить 6250 долларов вместо 1962. Понятно, что импорт таких - дешевых - автомобилей из Японии фактически прекратился. Плюс уже ввезенные машины сильно подорожали - цена той же "Короллы" на рынках Владивостока увеличилась в среднем с 7,5 до 11,5 тысяч долларов.

Впрочем не только дешевые, но и дорогие машины из Японии пригонять перестали: в феврале 2009 года в Россию было ввезено всего 328 подержанных японских автомобиля. По сранению с 15 тысячами в феврале 2008 года это - ничто.

Свято место

Поставив таможенный заслон на пути "японок", правительство вызвало на Дальнем Востоке волну беспорядков. Причем разогнать одну из демонстраций, организованных автолюбителями, не смог даже местный ОМОН - пришлось вызывать московский "Зубр". В ходе митинга между "омоновцами" и демонстрантами начались столкновения, закончившиеся избиением протестующих и журналистов. А видеозаписи этих событий еще долго "циркулировали" на сервисе Youtube.

Протестующих не только усмирили, но и успокоили: премьер Владимир Путин лично пообещал, что японскому секонд-хэнду найдется достойная замена. Жителям Приморья он предложил покупать машины российской сборки (в том числе иномарки) по тем же ценам, по которым они доставались жителям европейской части России (ранее, из-за удаленности региона приморцам приходилось платить заметно больше). Для этого чиновники решили субсидировать половину стоимости доставки машин в дальневосточный регион.

Программа провалилась. Ведь сколько ни субсидируй логистику, надо чтобы новые автомобили на Дальнем Востоке кто-нибудь продавал. А продавать их, как выяснилось, некому: во всем регионе есть 26 дилерских центров, торгующих машинами российской сборки. 12 шоу-румов у "АвтоВАЗа", 12 дилеров - у "Соллерса", два - у Renault... А у компаний Toyota, Ford, Nissan и многих других - ни одного шоу-рума. Не говоря уж о сервисах.


Concept SsangYong C200

Поэтому из 103 тысяч зарегистрированных на Дальнем Востоке автомобилей лишь три тысячи были новыми.

Поняв, что "железнодорожные субсидии" не работают, чиновники задумались о других путях решения "дальневосточной проблемы": и тут как нельзя кстати пришлись два проекта по строительству в регионе автосборочных предприятий, озвученные еще до кризиса.

О намерении создать такие заводы в 2008 году заявляли "АвтоВАЗ" и Sollers. Тольяттинцы думали построить на Дальнем Востоке сразу два предприятия – одно должно было собирать машины Lada, а второе - автомобили Nissan. А руководство компании Sollers, в свою очередь, планировало производить в Приморье внедорожники SsangYong и грузовики Isuzu.

К лету 2009 года стало понятно, что воплотить проект "АвтоВАЗа" невозможно – Волжский автозавод благодаря кризису нажил 50-миллиардный долг и сам оказался на грани банкротства. У компании Sollers задолженность была меньшей – "всего" 25 миллиардов рублей, и, видимо, поэтому ее выбрали в качестве пионера дальневосточного автопрома.

Государственные ценности

Конечно, утверждать наверняка, что свои планы "Соллерс" писал под диктовку государства, нельзя. Однако все говорит именно об этом: Компания, которая по результатам 1-го квартала была на грани дефолта, летом получила крупный кредит от ВЭБ и уже к сентябрю смогла реструктурировать свою солидную задоженность (как говорилось выше - 25 миллиардов рублей). И теперь, как утверждают эксперты, финансовое положение компании стабильно. И строительство завода на Дальнем Востоке кажется вполне разумной платой за сохранение всей компании. Плюс к этому, построив завод, компания Sollers не останется без поддержки государства. Кроме автомобилей SsangYong на заводе во Владивостоке будут собираться тяжелые грузовики Isuzu и спецавтомобили на базе Fiat Ducato, для которых уже гарантрован госзаказ. К тому же, в правительстве сейчас обсуждается вопрос о субсидировании доставки собранных в Приморье "Ссангйонгов" в Сибирь, на Урал и в европейскую часть страны.