ВАЗ сокращают

Руководство "АвтоВАЗа" официально объявило об увольнении 4997 сотрудников

Во вторник, 15 сентября, руководство "АвтоВАЗа" официально объявило об увольнении почти 5 тысяч своих сотрудников (4997, если соблюсти точность). Для Тольятти это историческое событие – таких сокращений на Волжском автозаводе еще не было. Причем не исключено, что это только начало – в СМИ с конца прошлой недели ходят слухи о том, что к Новому году работу потеряют еще 31 тысяча сотрудников автогиганта.

Учитывая, что еще год назад завод приносил прибыль, стоит вспомнить, каким образом крупнейший российский автопроизводитель всего за 12 месяцев оказался на грани краха.

Кризис в Тольятти

Серьезные трудности у Волжского автозавода начались сразу после "официального" начала экономического кризиса в августе 2008 года. Финансовый спад ударил по банкам, банки перестали выдавать автокредиты, и уже в октябре 2008 года на складах завода в Тольятти скопилось 100 тысяч невостребованных автомобилей.

К концу года ситуация ухудшилась настолько, что из-за затоваривания складов новогодние каникулы на "АвтоВАЗе" пришлось продлить до второго февраля. Затем пятого февраля главный конвейер опять пришлось остановить – поставщики отказались отгружать комплектующие из-за долгов.


Митинг рабочих "АвтоВАЗа", который прошел в Тольятти 6 августа. Протестующие требовали национализировать завод, а также проверить эффективность расходования средств на предприятии и привлечь к ответственности руководство Волжского автозавода за "неэффективное управление и хищение средств". Фото (c) AFP

В середине февраля руководство тольяттинского автогиганта обратилось за финансовой помощью к правительству РФ. Всего завод просил 26 миллиардов рублей, но затем заявка было сокращена до 10 миллиардов, так как, согласно постановлению правительства, именно этой суммой был ограничен размер антикризисной госпомощи для одного предприятия.

В результате, деньги завод получил, причем те, на которые рассчитывал изначально. 30 марта в Тольятти приехал премьер-министр РФ Владимир Путин и на месте одобрил выделение предприятию из госбюджета 25 миллиардов рублей. Тогда же генеральный директор Волжского автозавода Борис Алешин заявил, что "АвтоВАЗ" планирует получить от Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка 90-миллиардный кредит на расширение модельного ряда.

План, который лопнул

Второго июля была опубликована отчетность "АвтоВАЗа" по МФСО за 2008 год. Из подготовленного аудиторами Ernst & Young документа следовало, что в прошлом году убытки Волжского автозавода составили 24,7 миллиарда рублей. Вдобавок, там же сообщалось, что на 31 декабря 2008 года сумма краткосрочных займов предприятия превысила его оборотные средства на 35 миллионов рублей.

То есть, фактически, "АвтоВАЗ" понес колоссальные убытки и задолжал неподъемную сумму, которой у него уже нет и которую необходимо срочно выплачивать, всего за несколько первых месяцев кризиса. Ведь в январе-июне 2008 года продажи завода даже выросли по сравнению с первым полугодием финансового успешного 2007 года. В результате, аудиторы Ernst & Young сделали вывод, что без постоянной поддержки российского правительства будущее Волжского автозавода вызывает "серьезные сомнения".

Однако, комментируя итоги 2008 года, вице-президент по финансам и экономике "АвтоВАЗа" Олег Лобанов заявил, что совет директоров предприятия планирует к концу года выйти "на положительный операционный поток". Кроме того, он пообещал, что на заводе будет сокращаться только "управленческий и административный" персонал. Свой оптимизм Лобанов объяснил наличием у завода антикризисной программы.

Правда, уже через три недели руководство "АвтоВАЗа" объявило об остановке главного конвейера на весь август и о введении на заводе с первого сентября сроком на пять месяцев сокращенной рабочей недели. А затем радужные планы руководства Волжского автозавода рухнули окончательно: 28 июля на совещании в правительстве Самарской области выяснилось, что до конца года автогигант выпустит всего 330 тысяч автомобилей вместо 590 тысяч, на которых базировалась тольяттинская антикризисная программа.

Кроме того, тогда же в СМИ попала информация о том, что руководство "АвтоВАЗа" планирует сократить почти 30 тысяч сотрудников. Пресс-служба завода выступила с опровержением, но губернатор Самарской области Владимир Артяков, не называя цифр, подтвердил, что в связи кризисом на Волжском автозаводе возможны увольнения.

Проверки – прокурорские и не очень

После этого "исторического" совещания в самарском правительстве на критическую ситуацию, которая сложилась в Тольятти, обратил внимание президент РФ Дмитрий Медведев. По крайней мере, судя по рвению, с которым он взялся за проблемы Волжского автозавода, у наблюдателей сложилось именно такое впечатление.

Так, 6 августа президент поручил своему полпреду в Поволжском федеральном округе Григорию Рапоте подготовить к 10 сентября перечень мер по стабилизации ситуации на Волжском автозаводе и в самом городе Тольятти.


Акция протеста в поддержку митингующих рабочих "АвтоВАЗа" возле здания правительства РФ в Москве. Фото (c) AFP

Затем 7 августа генпрокурор РФ Юрий Чайка и помощник президента, начальник контрольного управления администрации президента России Константин Чуйченко получили от Дмитрия Медведева задание проверить деятельность госкорпораций ("АвтоВАЗ" входит в "Ростехнологии"). В результате, Чуйченко оказался с проверкой на заводе в Тольятти уже через пять дней – 12 августа.

К каким выводам пришел помощник президента после посещения российского автогиганта, неизвестно, но уже 25 августа на заводе произошла смена руководства – с поста генерального директора в отставку ушел Борис Алешин, и его место занял бывший вице-президент Игорь Комаров. А затем прокуратура Автозаводского района Тольятти начала проверку эффективности сбытовой системы "АвтоВАЗа".

Теория совпадений

10 сентября истек срок, который Дмитрий Медведев отвел рабочей группе под руководством Григория Рапоты на подготовку пакета мер по стабилизации ситуации на Волжском автозаводе. Как и в случае с результатами проверки Чуйченко, итоги проведенной Рапотой работы не разглашаются. Но, видимо, никто так и не смог придумать, как сделать так, чтобы автогигант смог избежать массовых увольнений.

В результате, первые пять тысяч человек уже уволены и покинут завод в период с 14 по 28 декабря. Сколько еще работников "АвтоВАЗа" потеряет работу, прогнозировать сложно. Но, судя по той активности, с которой к появлению безработных в Тольятти готовятся местные и федеральные власти, их будет много.

Чего стоит одно заявление замминистра Минпромторга Станислава Наумова на конференции газеты "Ведомости" о планах правительства по созданию в Тольятти технопарка "для производства игр и игрушек".

Заявленные цели проекта - "импортозамещение, создание новых рабочих мест, снижение цен на игрушки в России, создание конкурентоспособного и эффективного производства". Но в заботу правительства о детях, которым не хватает дешевых российских игрушек, верится с трудом. Особенно учитывая, что заявление Наумова совпало с официальным началом массовых сокращений персонала на "АвтоВАЗе".

Пока непонятно, на какую производительность будет рассчитан "игрушечный" технопарк в Тольятти - потребуется ли ему пять тысяч, или 36 тысяч, или все 100 тысяч сотрудников "АвтоВАЗа". Возможно, если в этом году рынок упадет в два раза, для выживания Волжского автозавода будет достаточно перевести на производство резиновых уточек и велосипедов только половину персонала тольяттинского автогиганта, а оставшиеся работники продолжат собирать "Лады".

А вот если кризис продолжит снижать спрос на автомобили, то существует опасность, что в ближайшие годы Тольятти буквально завалит страну игрушками. И нет никакой гарантии, что по качеству они будут лучше "Жигулей".