Праздник на дороге

Чем обернулся "День без автомобилей" в Москве

22 сентября в нескольких тысячах городов мира проходит "День без автомобилей". Авторы идеи призывают жителей крупных городов хотя бы на один день оставить личный автомобиль в гараже и поехать на работу общественным транспортом, а еще лучше - на велосипеде или роликовых коньках. Таким образом они пытаются привлечь внимание к загрязнению окружающей среды и транспортным проблемам.

В Европе подобные акции начали проводить во второй половине прошлого века, а в 1998 году 22 сентября было выбрано в качестве единого всемирного дня без автомобилей (Carfree Day). Россия впервые попыталась присоединиться к акции в 2008 году, но тогда усилия активистов прошли практически незамеченными. В этот раз власти решили поддержать хорошее начинание, поэтому о "Дне без автомобилей" сообщили федеральные и местные СМИ. Жителям Москвы пообещали, что проезд в наземном общественном транспорте 22 сентября будет стоить всего 10 рублей, а на маршруты выйдут дополнительные автобусы и троллейбусы. Столичным чиновникам и вовсе велели отказаться от служебных и личных машин в обязательном порядке. Заметка в The Moscow Times даже призывала москвичей не удивляться, если они встретят в метро мэра Юрия Лужкова.

Обернулись все эти меры вполне закономерным результатом. Услышав по радио и ТВ, что на дорогах в этот день не должно быть машин, москвичи решили, что "День без автомобилей" - это у кого-нибудь другого, а у них сегодня будет "День без пробок". Естественно, подобные мысли пришли в голову не одному человеку, а сразу многим. Так что утренние пробки на московских дорогах никуда не исчезли - это было видно невооруженным глазом. Многим даже показалось, что машин на дорогах стало больше. Опустели лишь парковки перед зданиями мэрии, префектуры и других госучреждений.

Чиновники с удовольствием поделились с журналистами впечатлениями от акции, которая позволила им побыть ближе к народу. Так, известный борец за чистоту воздуха, воды и нравов, префект Северного округа столицы Олег Митволь рассказал, что по дороге на службу "немного заблудился" в Московском метрополитене (здание префектуры Северного округа находится в нескольких кварталах от метро "Тимирязевская"). Узнавали ли его москвичи в общественном транспорте, неизвестно.


День без автомобилей + фотогалерея

Чиновникам из мэрии пришлось еще сложнее. Некоторые из них запутались в выходах из метро и некоторое время блуждали в переулках, прежде чем попасть на Тверскую, 13. Говорят, что кто-то даже чуть не опоздал на заседание столичного правительства. Впрочем, достоверных сведений о том, насколько часто чиновники опаздывают на работу из-за пробок, нет, поэтому говорить о том, что "День без автомобилей" помешал работе органов власти, нельзя.

Лидер "Яблока" и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин заявил, что по всем делам будет ездить в этот день на велосипеде. От автомобилей отказались Сергей Цой, Петр Бирюков и другие чиновники. А самого Юрия Лужкова, вопреки обещаниям журналистов, в метро искать не стоит. Не из-за того, что мэр решил проигнорировать собственное распоряжение, а потому, что Лужкова нет в Москве - он находится в служебной поездке.

Простые москвичи, которые решили все-таки оставить автомобили во дворе, обнаружили, что проезд в общественном транспорте действительно подешевел на один день. В кассах появились специальные зеленые билетики на одну поездку по 10 рублей. Однако прямо в автобусе или троллейбусе их приобрести нельзя - водители по-прежнему продают билеты по 25 рублей. Об этом знали не все, так что некоторых пассажиров постигло разочарование. Но все же большинство жителей крупных городов отнеслись к акции "несознательно", как к очередному "дурацкому флэшмобу". Такое же отношение прослеживалось, когда жителям России предлагали принять участие в "Часе земли" и одновременно отключить бытовые приборы и выключить свет.

В сущности, для большинства москвичей нет особенной разницы между акцией "День без мобильного", которая якобы должна помочь современным людям избавиться от "мобильной зависимости" (а по сути стала масштабной PR-акцией кинорежиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова), и "Днем без автомобилей", который, в общем-то, является, не такой уж бессмысленной затеей. Скажем, если хотя бы каждый сотый московский автовладелец обнаружит, что добраться до работы на общественном транспорте можно быстрее, чем на машине, а связанные с этим неудобства незначительны, на дорогах действительно станет свободнее, не говоря уже о сокращении вредных выбросов в атмосферу и экономии бензина.

Но в том-то и беда, что воспринимать акцию всерьез никому не хочется - россиян "перекормили" просьбами всем одновременно что-то сделать (хотя бы разместить ссылку на некое сообщение у себя в блоге). Так что одними призывами эффекта от "Дня без автомобилей" не добиться: для участия в нем автолюбителям нужен стимул.

Хорошим примером может стать акция, которая прошла утром 22 сентября в Киеве. Там устроили соревнование, в ходе которого участникам предложили преодолеть одно и то же расстояние на автомобиле, общественном транспорте или велосипеде. Результаты говорят сами за себя: первым до центра украинской столицы добрался велосипедист, преодолевший дистанцию за 30 минут, вторым приехал пассажир городского транспорта, у которого дорога отняла 40 минут, а автомобилист застрял в пробке и прибыл к "финишу" последним.

Можно пойти и другим путем. В некоторых городах в "День без автомобилей" штрафуют тех, кто игнорирует акцию. Вырученные деньги поступают в бюджет и идут на борьбу с последствиями загрязнения атмосферы. Однако рассчитывать на то, что московские автомобилисты отнесутся к такой затее с пониманием, не приходится: лучше уж раздавать тем, кто отказался от машины хотя бы на день, специальные стикеры на бампер или небольшие подарки. В общем, столичным чиновникам было над чем подумать, когда вечером они возвращались с работы домой пешком.