Успеть до финала

Взгляд на ралли-рейд "Шелковый путь" со стороны

Пейзаж за окнами нашего "Туарега" практически не меняется на протяжении 1200 километров - пустыня слева, пустыня справа и узкая трасса, уходящая прямиком за горизонт. Обычно такой скучный вид усыпляет, но только не сейчас: шоссе, по которому мы едем, держит нас в постоянном напряжении. Его даже трудно назвать "дорогой" - это лишь намек на некогда существовавший здесь асфальт: рваные края обочины, уходящей в пески, и много-много ям, словно после артиллерийского обстрела.


И здесь, где в здравом уме и трезвой памяти водитель не разгонится быстрее 80 километров в час, нам приходится лететь с самоубийственной для такого покрытия скоростью "под 150". Но мы не сумасшедшие - просто, нам надо успеть на финальный этап ралли-рейда "Шелковый путь", формат проведения которого был изменен.

Организаторы сократили последний спецучасток и исключили его из зачета, что лишило участников соревнований возможности хоть как-то исправить свое положение в турнирной таблице. Эти изменения были внесены лишь ради того, чтобы экипажи смогли послушать выступления президентов России, Казахстана и Туркменистана - стран, по территориям которых проходил ралли-рейд. Вот только дежурные фразы, благодарности лидеров государств в адрес пилотов и друг друга вряд ли были понятны большинству пилотов: речь президентов не переводилась с русского на иностранные языки...

Зато нам - российским журналистам, приглашенным посмотреть на соревнования, - изменение программы позволило хоть чуточку почувствовать себя в шкуре участников "Шелкового пути".

Во-первых, поездка по так называемым "дорогам" Туркменистана проходила на внедорожниках Volkswagen Touareg. Конечно, это были не "боевые" автомобили, которые принимали участие в Дакаре и этом ралли-рейде: с гонками нас "роднила" разве что яркая раскраска в цветовой гамме туркменского флага, да логотипы спонсоров и самого соревнования на бортах.


Наверное поэтому пассажиры проезжающих мимо автомобилей поднимали вверх большие пальцы, взрослые и дети просили с нами сфотографироваться на улицах посещенных нами городов, а сотрудники ГАИ — отдавали честь. Для всех них разукрашенные машины - большая редкость. В Туркменистане аэрография и наклейки на кузове машин запрещены, а для их нанесения необходимо получать специальное разрешение в правоохранительных органах.

Во-вторых, у нас была возможность промчаться несколько сотен километров по разбитому шоссе в пустыне, где "Туареги" подбрасывало и трясло так, что помножив свои ощущения на два, можно было представить, что испытывали пилоты VW, которые этот момент пересекали песчаные дюны очередного спецучастка.

Маршрут


Ралли-рейд "Шелковый путь", организованный французской компанией Amaury Sport Organisation (ASO) и командой "КамАЗ-Мастер при непосредственном участии ее бессменного руководителя Семена Якубова, проходил с 5 по 13 сентября. Маршрут проходил от Казани до Ашхабада, а его общая протяженность составила 4500 километров, из которых на спецучастки пришлось 3200 километров.

Маршрут был проложен от Казани до Бугуруслана, после чего он через Уральск уходил в Казахстан — в Бейнеу. Далее по степям команды попадали в Туркменистан, где трасса проходила вдоль береговой линии Каспийского моря, через горы и пустыню Каракумы, занимающую 80 процентов территории страны.

В-третьих, у нас был доступ на бивуак перед последним этапом, после которого экипажам оставалось лишь в спокойном режиме доехать до мраморных улиц Ашхабада, посмотреть на церемонию закрытия ралли-рейда и наконец-то отправиться в комфортабельную гостиницу, забыв про ночевки в машинах и палатках как страшный сон.

Этот бивуак разместился на одном из местных аэродромов, прямо посреди пустыни. К нашему приезду здесь - на взлетных полосах или прямо на песке, расположились технички, командные шатры, "полевая кухня" и даже оборудованный пресс-центр.

Шелковый путь

Идея проведения ралли-рейда принадлежит президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову. Заручившись поддержкой России и Казахстана он обратился к руководителю команды "КамАЗ-Мастер" Семену Якубову за помощью в организации соревнования. В результате, был разработан маршрут, проходящий по территориям трех государств, и получен статус "Серии Дакар", который присваивается гонкам только после прохождения международной инспекции ASO (компания-организатор легендарного ралли-рейда "Дакар") на соответствие мировым требованиям безопасности и технической оснащенности.

К ралли-рейду в этом году были допущены только грузовики и автомобили (включая прототипы), а команды были разделены на "профессионалов", пользующихся поддержкой заводов-производителей, и экипажи, участвующие на собственные или спонсорские средства. Среди первых, к сожалению, оказались только "КамАЗ-Мастер", Volkswagen и "УАЗ". Остальные заводские команды якобы подавали заявки на участие, но в результате на гонке так и не появились.

Зато мотоциклистам организаторы отказали сами, несмотря на большое количество заявок. Причина отказа — проблемы безопасности: соревнование должно было пройти в первый раз и по неизведанному маршруту.

Общий призовой фонд "Шелкового пути" — 300 тысяч долларов. Из них 10, 8 и 6 тысяч долларов выплачивались за первые три места в трех зачетных категориях T1 (автомобили, построенные на базе серийных кузовов), T2 (машины, созданные на базе серийных внедорожников) и T4 (грузовики) соответственно. Кроме того, каждый "непрофессионал" получил по пять тысяч долларов - просто за то, что добрался до финиша.

Гонка стартовала 4 сентября в Казани. На первый этап отправилось 62 автомобиля и 21 грузовик из 25 стран мира.

Бивуак

В первые часы после приезда техничек на место будущего бивуака жизнь здесь течет неторопливо. Неспешно расставляются тенты, раскладываются инструменты и запчасти: все готовятся к приезду экипажей. Об их приближении можно узнать по тому, как оживляется технический персонал: все занимают свои места и через минуту-две под шатер въезжает машина.

Одними из первых на бивуак прибыли пилоты команды Volkswagen – Карлос Сайнс и Марк Миллер. Отсутствовал только лидер ралли-рейда в классе "автомобили" и дебютант "Фольксвагена" Насер Аль-Аттия (на "Дакаре" он выступал за BMW), который на протяжении восьми дней уверенно удерживал лидерство в борьбе с Сайнсом. Но когда победа катарцу, казалось, была уже обеспечена, он попал в аварию при пересечении высохшего русла реки — машина перевернулась, повредив подвеску. Разбитый автомобиль Насера привезли только поздно вечером, когда обслуживание всех машин уже завершилось - гонка для Аль-Аттии была закончена.

У пока еще целых машин на каждом сервисе меняют фильтры, тормозные колодки и проверяют состояние подвески. Все машины ремонтируются одновременно и с ними работают по несколько техников. Но никто другу другу не мешается — в стане VW все происходит с немецкой точностью и порядком.

На таком бивуаке даже ночью не бывает тихо. Работают генераторы, слышен треск заводимых моторов и визг гайковертов, тарахтение проезжающих мимо квадроциклов организаторов и обсуждения прошедшего этапа на разных языках. Шум стихает лишь к утру, но с рассветом рев запускаемых двигателей оповещает о том, что экипажи выдвигаются на финальный спецучасток.


Карлос Сайнс

Карлос Сайнс, несмотря на упавшую в его руки победу, перед отъездом с бивуака выглядел очень уставшим и даже расстроенным. Ведь всю гонку знаменитый "Матадор" провел в роли догоняющего и, по его собственным словам, уже не рассчитывал на первое место. К тому же, Аль-Аттия перевернулся буквально на глазах Сайнса: "то, что сегодня случилось еще раз говорит о том, что в ралли-рейдах не возможно предсказать, кто будет победителем до самого конца гонки. Я продолжал атаковать, не смотря на то, что понимал, что у меня практически нет шансов. Я ехал у него (Насера Аль-Аттии) на хвосте, когда он перевернулся в русле реки".

"У меня практически не было шансов на победу. Насер показал, что он может быть лидером и мне нужно будет считаться с ним", - отметил Сайнс.


VW Race Touareg 2 Насера Аль-Аттии и его пилот

По словам Аль-Аттии, опасный участок был обозначен в роад-буке, но скорость автомобиля и степень опасности оказались несоизмеримы: "Следуя инструкциям, я притормозил, но яма была слишком большой и глубокой. Сначала я попытался доехать до финиша на трех колесах, но так как машина была сильно повреждена мне пришлось согласиться с мнением команды и сойти. Конечно же я расстроен, так как всю неделю я лидировал в гонке. Но я постараюсь извлечь из этой истории только позитивные моменты".

Претензии к роад-буками, составленными организаторами, были и у других экипажей. Но это, пожалуй, главный "минус" "Шелкового пути", отмеченный большинством участников. А в остальном новый маршрут понравился и пилотам и командам.

К тому же, новый ралли-рейд оказался не таким уж и простым: в итоге за победу на "Шелковом пути" между собой боролись лишь Аль-Аттия и Сайнс. Еще два экипажа заводской команды VW - Марк Миллер и Жиньель де Вильер - отстали от испанца на 21 и 28 минут соответственно, а экипаж, занявший четвертое место, проиграл лидерам 4 часа и 44 минуты! Даже по меркам ралли-рейдов это огромный отрыв.


Ралли-рейдовые VW Race Touareg оснащены 2,5-литровым дизельным двигателем мощностью 300 лошадиных сил (600 Нм) и пятиступенчатой секвентальной коробкой передач. В основе машины - стальная рама, на которую крепятся карбоновые кузовные панели

Наш караван разукрашенных "Туарегов" выдвинулся из бивуака на церемонию официального финиша в Ашхабаде немного позже экипажей. Нам предстояло проехать почти тот же 600-километровый маршрут, что и "боевым" машинам, но по дорогам общего пользования. Правда, очень разбитым...

К награждению мы, увы, не успели - несмотря на все наши попытки поддерживать высокий темп по разбитому шоссе. Зато попали на праздничный ужин, где увидели уже чистых, счастливых и довольных пилотов и руководителей команд. Особенно радовались представители туркменской команды, которая выступала на ралли-рейде на "КамАЗе": она была образована всего за полтора месяца до старта! И пусть ее пилоты не заняли призовых мест, но зато добрались до финиша, не получив травмы и не повредив автомобиль. А для дебютантов и это - уже достижение.


В ралли-рейде участвовали только грузовики и автомобили. Мотоциклов на "Шелковом пути", в отличие от "Дакара", не было

В отличие от ветерана ралли-рейдов Жерара де Роя, который сошел во время прохождения отмененного финального спецучастка, и даже получил травму. Его грузовик угодил в глубокую яму, в результате чего пилот получил компрессионный перелом позвоночника, а его механик - травму головы. Де Роя на носилках погрузили в самолет и отправили в Ашхабад, где в тот момент уже заканчивались приготовления к торжественной церемонии награждения.

Несмотря на это, он все равно занял второе место - ведь в аварию он попал уже после завершения гонки.

Победители

Первые три места в категории автомобили заняли пилоты команды Volkswagen: Карлос Сайнс, Марк Миллер и Жиньель де Вильер. Примечательно, что пятерку лидеров замкнули два российских пилота — Руслан Мисиков (Nissan) и Илья Кузнецов (Mitsubishi).

В зачете грузовиков первое место занял Фирдаус Кабиров и команда "КамАЗ-Мастер" (кто бы сомневался), второе и третье — Жерар де Рой (Iveco) и Алекс Лопраис (Tatra) соответственно.

Следующие три "грузовые" позиции тоже достались "КамАЗам" под управлением Николаева, Мардеева и Чагина.

Ждем продолжения?

Для большинства пилотов "Шелковый путь", наверное, станет неплохой разминкой перед "Дакаром". Получилась гонка или нет — пусть решают организаторы и сами гонщики.

Но если устроители решат повторить ралли-рейд в следующем году, то хочется надеяться, что в нем примут участие и мотоциклы, и "квадрики". А еще хотелось бы увидеть побольше заводских команд, а то без них "Шелковый путь" показался слишком предсказуемым.