На денежной игле

В Тольятти просят новый денежный транш в размере 70 миллиардов рублей

В Тольятти просят новый денежный транш, который почти в три раза превышает уже полученную Волжским автозаводом госпомощь в размере 25 миллиардов рублей. Об этом стало известно из очередного антикризисного плана руководства "АвтоВАЗа", который в понедельник попал в распоряжение газеты "Коммерсант". В презентации, подготовленной для правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, говорится, что теперь для спасения предприятия необходима финансовая поддержка в размере 70 миллиардов рублей.

Из этой суммы 54 миллиарда требуются для погашения текущей задолженности завода. Остальные деньги будут потрачены на инвестиции в развитие производства (9,5 миллиарда) и "компенсацию отрицательного денежного потока", который возникнет в 2010 году (2,8 миллиарда), то есть на оплату новых долгов предприятия.

Таким образом, руководство тольяттинского автогиганта в очередной раз продемонстрировало, что без финансовой помощи со стороны оно не представляет себе выход из критической ситуации, сложившейся на заводе после падения российского авторынка.

Первая доза

"АвтоВАЗ" "подсел" на денежную иглу фактически сразу после месячной остановки конвейера в январе 2009 года. Накопив многомиллионную задолженность перед поставщиками и около 100 тысяч нераспроданных автомобилей на складах, Волжский автозавод обратился за поддержкой к государству.


Пообщавшись в начале года с работниками "АвтоВАЗа", премьер-министр Владимир Путин одобрил выделение 25 миллиардов рублей автогиганту. Фото (c) AFP

В рамках принятого правительством РФ постановления о господдержке в Тольятти не могли претендовать больше, чем на 10 миллиардов рублей, и то лишь в качестве госгарантий по новым кредитам. Однако премьер-министр Владимир Путин нарушил правила игры и 30 марта одобрил выделение автозаводу 25 миллиардов рублей, которые срочно требовались предприятию для погашения задолженностей перед производителями комплектующих и кредиторами.

К концу июля эти деньги, которые "АвтоВАЗ" получил в качестве долговременной ссуды от одного из своих совладельцев - госкорпорации "Ростехнологии" - были почти полностью потрачены, но ситуацию на Волжском автозаводе они не исправили. Отчитавшись об израсходованных госсредствах, руководство автогиганта, наоборот, заговорило о массовых увольнениях.

В результате, уже в середине августа "АвтоВАЗ" снова попросил денег у государства. Тогда речь шла о выделении дополнительных пяти миллиардов рублей на оплату "коротких" кредитов предприятия, а также о компенсации процентов по остальным задолженностям в размере двух третьих ставки рефинансирования Центробанка.

Стойкая зависимость

Соцугроза
Объявленные руководством "АвтоВАЗа" в конце сентября масштабные увольнения 27 тысяч сотрудников могут не состояться. По крайней мере, на сегодняшний день Волжский автозавод уведомил Минсоцздравразвития о сокращении только 5 тысяч работников.

Кроме того, руководство объявило недействительным письмо с уведомлением об увольнении 18 тысяч работников, которое оно отправило в официальный и независимый профсоюзы завода 1 октября.

По данным газеты "Коммерсант", такая нерешительность правления Волжского автозавода связана с тем, что в правительстве недовольны мерами по обеспечению занятости сокращаемого персонала и опасаются социальных волнений.

Для решения этих вопросов в Тольятти была направлена специальная комиссия, состоящая из представителей Минздравсоцразвития, Роструда, Федерального медико-биологического агентства. Она приступила к работе 6 октября.

Чем закончились эти переговоры - неизвестно, но уже через месяц "АвтоВАЗу" потребовалась куда более существенная сумма – на заводе началась подготовка к массовым увольнениям, и руководство Тольяттинского автогиганта обратилось к правительству с просьбой выделить 12 миллиардов рублей на социальные выплаты сокращаемым работникам.

Всего на Волжском автозаводе до Нового года будет уволено 27,6 тысячи человек, каждому из которых необходимо выплатить по двойному окладу. Кроме того, из них 18,5 тысячи – это сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста, которым завод, согласно трудовому договору, обязан выплачивать прибавку к пенсии. Автогиганту не хватает именно этих денег, и "АвтоВАЗ" их обязательно получит – в правительстве опасаются социальных волнений и повторения пикалевского сценария в Тольятти.

Что касается нового 70-миллиардного транша, то он тоже необходим исключительно для выживания Волжского автозавода – на данный момент долги предприятия составляют около 40 миллиардов рублей, и у "вазовцев" нет денег даже на их обслуживание. А по итогам 2009 года правление "АвтоВАЗа" ожидает получить чистый убыток в размере еще 35 миллиардов рублей.

Группа риска

Где взять деньги на поддержку автогиганта, в правительстве уже придумали. Сразу после того, как в Тольятти попросили 12 миллиардов на соцвыплаты, министр финансов Алексей Кудрин и глава Минэкономики Эльвира Набиуллина заявили, что теперь "АвтоВАЗ" будет получать от государства деньги в обмен на акции. То есть, чтобы получить финансирование, предприятию придется провести допэмиссию, а государственные банки, например ВЭБ или Сбербанк, выкупят эти ценные бумаги.

Формально это означает, что правительство в обмен на помощь хочет увеличить свою долю в Волжском автозаводе (сейчас госкорпорации "Ростехнологии" принадлежат 25 процентов акций "АвтоВАЗа"). Но на деле это просто новая схема по передаче денег из казны в Тольятти – завод и так контролируется федеральными чиновниками.


Одобряя сделку по приобретению 25 процентов акций "АвтоВАЗа" за один миллиард долларов, глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон и не предполагал, что этот актив будет приносить ему одни убытки. Фото (c) AFP

Однако одно важное отличие докапитализации от беспроцентного кредитования или госгарантий по займам все же есть. У "АвтоВАЗа" кроме государственного акционера есть еще и частные - владеющие 25-процентными пакетами французский автопроизводитель Renault и инвестиционная компания "Тройка-Диалог". А для них увеличение доли государства в Волжском автозаводе автоматически означает уменьшение их собственной.

В такой ситуации единственный способ сохранить свои голоса в правлении компании, это тоже участвовать в покупке выпущенных при докапитализации ценных бумаг. В результате, для той же Renault 25-процентный пакет при дополнительной эмиссии акций стоимостью 70 миллиардов рублей обойдется в 17,5 миллиарда рублей.

Передозировка

Кстати, в правительстве формально не возражают, чтобы в докапитализации Волжского автозавода кроме государства участвовали и частные акционеры. Наоборот, премьер-министр Владимир Путин даже настаивает на этом: "Мы пошли на то, чтобы выделить первый транш в 25 миллиардов рублей, и сделали таким образом, чтобы не размывать их пакеты. Или они будут участвовать далее в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей".

Однако Renault, несмотря на осторожные обещания помощи "АвтоВАЗу", на деле вряд ли сможет внести свою долю в докапитализацию Волжского автозавода. Французский концерн сам недавно получил финансовую помощь от своего правительства, и чиновники на Елисейских полях вряд ли одобрят использование этих денег для поддержки иностранного автопроизводителя.

Так что мы, возможно, наблюдаем, как российские чиновники, требуя денег с французов, на самом деле выводят их "за скобки", освобождая в Тольятти место для нового стратегического партнера – Opel, сделку по покупке которого как раз сейчас заканчивает Сбербанк.

Если это предположение верно, то поток государственной помощи на Волжский автозавод вряд ли иссякнет в ближайшее время – новые проекты требуют новых инвестиций. Правда, суета вокруг "АвтоВАЗа" все больше напоминает крыловский квартет, который никак не мог сыграться, несмотря на то, что музыканты постоянно пересаживались. Проблема лишь в том, что в случае с Волжским автозаводом каждое такое передвижение влетает в копеечку государству и налогоплательщикам.