Финское ралли

Знакомство с шинами Michelin Х-Ice North 2 в Финляндии

Дороги в окрестностях заполярного Ивало очень похожи на наши. Повороты, колеи, перегибы, лед и снег вокруг - зимой подобную трассу можно встретить и в сотне километров от Москвы. Но все же мы не России, а в Финляндии - мчимся по этой заснеженной магистрали с безумной скоростью с тест-экспертом шинной компании Michelin за рулем. Хорошо хоть трасса перекрыта...

Ощущения - словно в раллийном автомобиле. В какой-то момент - на скорости около 120 километров в час - автомобиль неожиданно цепляет колесами заснеженную обочину, заставляя еще крепче вцепиться в дверную ручку. А уж когда водитель демонстративно убирает обе руки с руля перед тем, как машина перелетает через перегиб дороги, и потом ударяет по педали тормоза, заставляя машину резко замедляться, то воображение живо рисует глубокий занос, вылет на снежную обочину и дальше - в деревья, в лес. Но... автомобиль как ни в чем не бывало остается на трассе.


Более наглядную демонстрацию курсовой устойчивости новых шипованных покрышек Michelin Х-Ice North 2, презентация которых прошла в Финляндии, и придумать сложно. Добиться улучшения устойчивости и управляемости на льду разработчикам Michelin удалось несколькими способами. Во-первых, за счет большей протяженности и увеличения количества ламелей, которые теперь перекрещиваются между собой и делают блок протектора более твердым. Это улучшает устойчивость шины как при разгоне, так и при торможении. Кроме того, ламели на новой покрышке расположены под различными углами (от 0 до 45 градусов), что улучшило маневренность на прямой и в поворотах.

Еще одна задача, поставленная перед инженерами, касалась более эффективного торможения на льду и улучшения проходимости по неочищенным дорогам и глубокому снегу. Это особенно актуально для России, где даже в крупных городах магистрали чистят не всегда хорошо, не говоря уже про наши северные регионы. Кстати, на полигоне в Финляндии есть специальная площадка с неубранным снегом высотой около 10 сантиметров, где покрышки тестируют на проходимость.

Протектор

Снегозацепы у Michelin X-Ice North 2 имеют форму "лопаток". Они помогают отводить снег из пятна контакта, улучшая тяговые свойства шины в глубоком снегу.

Зубцы по краям блоков (выделено красным цветом) не позволяют снегу скапливаться в протекторе, а V-образный рисунок с расширяющимися наружу каналами (выделено синим цветом) позволяет еще эффективнее отводить снег из-под шины.

Шипы выступают из протектора на 1,2 мм. По словам специалистов Michelin, это самая оптимальная высота: если ее увеличить, то шипы будут вырываться из протектора, а если уменьшить, то они будут недостаточно эффективно работать на льду.

Проходимость улучшают центральные блоки протектора с так называемым эффектом гусеницы: каждый отдельный блок имеет небольшие зубчики, которые направлены наружу и работают как "якоря", цепляясь за снег (они же очищают протектор, создавая микродвижения и убирая снег). В плечевой зоне покрышек появились новые снегозацепы в форме треугольных "лопаток" - они повышают гребные свойства шины и помогают автомобилю выбраться из глубокого снега.

На льду автомобиль замедляется лучше за счет того, что увеличилась рядность ошиповки (с 10 до 12 рядов), а также за счет появления специальных зубцов между центральными блоками протектора и использования новой резиновой смеси Flex-Ice на основе кремния. Она (смесь) почти полностью состоит из силики и сохраняет эластичность при низких температурах и необходимую жесткость при высоких. В итоге, по словам представителей Michelin, при замедлении с 50 километров в час машина на X-Ice North 2 остановится примерно на два метра раньше, чем автомобиль с покрышками предыдущего поколения.


Продольные канавки на льду имитируют колейность. Такие "полосы" создаются снегоуборочной техникой, используемой в Финляндии, поэтому ледяные канавки здесь можно встретить не только на полигоне, но и на обычных дорогах.

Кстати, в новых покрышках "Мишлен" по-прежнему использует круглый шип, который, как утверждают в компании, ничем не хуже, чем "многогранные" конкуренты — они прочнее, "экологичнее" и меньше повреждают дорожное покрытие. Интересно, что в Европе общая доля шипованных покрышек снижается год от года, но они по-прежнему остаются наиболее объемной и востребованной категорией зимних шин.

Х-Ice North 2 в России


Для России Michelin X-Ice North 2 выпускаются на заводе в деревне Давыдово Московской области в 15 типоразмерах. К следующему году в "Мишлене" обещают расширить эту линейку, хотя и существующие версии покрывают 85 процентов рынка:

185/60 R15, 185/65 R15, 195/55 R15, 195/65 R15, 195/55 R16, 205/60 R15, 205/55 R16, 205/60 R16, 215/55 R16, 215/65 R16, 225/55 R16, 225/60 R16, 225/45 R17, 225/40 R18, 235/40 R18

По данным сервиса Яндекс.Маркет, шины X-Ice North 2 в наиболее популярных типоразмерах 185/60 R15 и 195/55 R16 стоят в среднем 4000 и 5500 рублей соответственно.

Испытать все новшества покрышек X-Ice North 2 мы смогли на специальном полигоне. Причем "мишленовцы" не побоялись сравнить свою новинку с конкурентами - Nokian Hakkapeliitta 5 и Continental ContiWinterViking 2. (Справедливости ради стоит отметить, что сейчас у Nokian есть более свежие шины Hakka 7).

Сначала отправляемся на ледяную трассу, где на малой скорости проверяется управляемость и "цепкость" покрышек, в которые обуты хэтчбеки Toyota Auris и Peugeot 308. При прохождении поворотов шины Michelin "упираются" и не дают заходить в вираж нужным образом, тогда как на автомобилях с покрышками конкурентов проходить виражи намного интереснее. Эти ощущения подтвердили и эксперты французской компании, которые заявили, что и не стремились делать покрышки для гонок по льду. Ведь шины предназначены скорее для обычных машин и водителей, которым надежность и предсказуемость поведения автомобиля гораздо важнее, чем возможность пройти поворот в заносе.

Переезжаем на ледяной овал, часть которого покрыта многочисленными продольными канавками, имитирующими колейность, а часть залита гладким льдом, для оценки эффективности разгона и торможения. На колеях автомобили, обутые в Nokian и Continental, очень сильно "плавают" и виляют из стороны в сторону, заставляя водителя сильнее сжимать руль. А на "Мишлене" машина едет на удивление спокойно, словно под колесами ровная дорога. Делюсь с экспертами французской компании своими впечатлениями по этому поводу и они удовлетворенно кивают головами - мол, такой эффект возникает благодаря новому рисунку протектора X-Ice North 2.

Разгон и торможение на ледяной прямой, по ощущениям, у всех шин одинаково эффективен. Если разница и есть, то ее можно было определить лишь после замеров тормозного пути для каждой конкретной покрышки. Но у нас такой возможности не было.

Последний этап испытаний — заснеженная трасса. Обутые в "Мишлен" машины действительно хорошо выбираются из глубокого снега, разгоняются и тормозят на таком покрытии. Но справедливости ради стоит отметить, что конкуренты делают это не хуже...

Что же в итоге? Michelin X-Ice North 2, по ощущениям, хорошо подходят для заснеженного проселка, где очень важна проходимость, для "дальнобойной" загородной трассы, где нужна устойчивость, и для обычного российского двора, в котором дворники появляются один раз за всю зиму. При этом новые покрышки хорошо чувствуют себя не только на снегу или льду, но и на чистом асфальте.